Тема: Трудный диалог с учебой или как помочь ребенку самому учиться
(Кл. руководитель Кремнева Н.Г.) 10 класс 2016-2017 учебный год Проблемная дискуссия
Цель:
выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей
определить практические приемы оказания помощи им в учебной деятельности
Вступительное слово.
Учебная деятельность имеет свою структуру, Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов
Учебная задача-то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия
Учебные действия-то, что ученик должен знать, чтобы сформировать образец усваимого действия и воспроизводить этот образец
Действие контроля-сопоставление воспроизводимого действия с образцом
Действие оценки-определение того, насколько ученик достиг результата степени изменений, которые произошли в ребенке
Самое существенное в учебной деятельности- рефлексия самого на самого себя, отслеживание твоих достижений и происходящих изменений6
«Не умею»-«Умею»
«Не мог»-«Могу»
«Был»- «Стал»
Почему у детей снижается интерес к учению?
Работа в группах
Родители делятся на группы и обсуждают данные ситуации, определяя причины непослушания.
Ситуация №1
Сын меня не слушает. Учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме, а дома или у телевизора лежит, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает, а ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других: одет, обут, всё есть. Себе во многом отказывала… А у него на всё один ответ: «Ты мне всё должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу.
Ситуация № 2
Мать.
Помогите, не знаю, что делать с дочерью, она нас не понимает. Ну, ладно, причёска, голое пузо, серьга в носу, это не преступная тема, но в комнате-то своей можно убрать. Везде всё разбросано, тарелки с едой могут стоять до тех пор, пока не почувствую запаха. Сама не убирает и меня не пускает, это, мол, её территория детства. Про учёбу уже не говорю, совершенно не хочет учиться, говорит «школа-отстой» Пока терплю, глотаю обиды.
Дочь.
Им вообще чихать на мои дела: вынеси ведро, только надену наушники музыку послушать, сходи за хлебом, только и слышишь: с этим не дружи, это не смотри, туда не ходи, делай уроки, читай классику. Только и слышишь: «Неблагодарная». А я всё равно буду делать по-своему, я уже взрослая.
Ситуация № 3
Наконец-то родилась дочка, о которой мечтали много лет. Старший сын, который всегда мне во всём помогал, теперь ищет любой повод, чтобы уйти из дома, даже тогда, когда помощь его мне просто необходима. Учителя стали жаловаться: грубит, съехал по всем предметам, на уроках не пишет, грубит. Помогите, что делать?
Ситуация № 4
Моя дочь на мои замечания не реагирует. Собирается на школьную вечеринку, надевает рваные джинсы. Говорю: «Надень платье! Ты же девушка!» Опять в школу вызывают: «Почему у Насти всё получается, а у тебя вечно какие-то проблемы, даже посуду вымыть не можешь, опять вчера две тарелки разбила». Выслушает молча и уйдёт в комнату. А я ведь ей добра хочу!
Каждая группа зачитывает ситуацию и комментирует.
Анкетирование родителей.
Анкета для родителей
Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
Говорят ли с вами дети «по душам»?
Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебный предмет.
Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
Назовите какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа(жены)?
Назовите, что в течение последней недели читали(или прочли) вы и ваш муж(жена)?
Назовите, что в течение последней недели прочел(читал) ваш ребенок?
Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
Любит ли ваш ребенок учиться?
Анкета для учащихся.
Поддерживают ли тебя родители в учебе?
Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу(трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
Какой любимый предмет в школе был в школе а)у твоей мамы, б) у твоего папы?
Назови, что в течение последней недели читали твои а) мама, б) папа?
Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?
Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
Сравнение с анкетами детей.
Вывод.
Больше 10 или равно 10 вы идеальный родитель
Больше 5, но меньше 10 вы интересуетесь учебной деятельностью детей
Меньше 5 или равно 5 совпадений говорит о том, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своих детей и вам следует больше времени находить для его поддержки.
Готовых рецептов как помочь своему ребенку нет. Послушайте стихотворение, которое подходит к теме сегодняшнего собрания. Мы ждем, от наших детей оправдания наших надежд, чтобы ребенок хорошо учился, был самостоятельным, был успешным в жизни
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдать твои надежды,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
Мы ждем, от наших детей оправдания наших надежд, чтобы ребенок хорошо учился, был самостоятельным, был успешным в жизни, но от нас родителей требуется внимание к детям, проявление уважения к их интересам и их делам.