Тема родительского собрания: «Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти.»
Цель: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Участники: классный руководитель, родители
Основные вопросы для обсуждения:
1. Адаптация первоклассников, уровни адаптации, дезадаптация. Результаты анкетирования.
2. Условия адаптации. Физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе. Причины дезадаптации.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Советы для родителей.
Ход собрания.
- Добрый день, уважаемые родители. Я рада нашей встрече с вами. Хочу поблагодарить вас, что нашли время и пришли на нашу встречу.
Тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти». О чём хотелось бы мне с вами поговорить по данному вопросу. Конечно же, о том, как идёт адаптация у наших первоклассников, обратить ваше внимание на уровни адаптации. Какие трудности мешают первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Кроме основной темы мы коснёмся и вопросов, касающихся повседневной школьной жизни наших детей- первоклассников.
II. Эмоциональный настрой на собрание.
Эти первые месяцы пребывания вашего ребёнка в школе, конечно же, не обошлись без натиска капризов детей по поводу раннего вставания в школу, по поводу первых неудач и трудностей в учении и в приготовлении домашнего задания, может быть даже жалоб на товарищей по классу по поводу того, что кто-то их обижает.
Что такое адаптация?
Адаптация - это процесс привыкания и приспособления ребёнка к новым условиям, к новым требованиям, к новой деятельности, которое связано со школьным обучением. Но нельзя не коснуться и противоположного процесса адаптации- это школьная дезадаптация. Согласно научному определению- это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.
Если мы возьмём наших первоклассников, то процесс адаптации конечно трудностей не возникает. А у 4 кл. адаптация не проходит без трудностей.
Но хотелось бы отметить, что ребята, примерно по моим наблюдениям можно уверенно сказать, что 50 % обучающихся - у них уже прошла адаптация к школьному обучению, они стали настоящими учениками. В течение первого месяца сентября, они освоились в школе, приобрели друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. У этих ребят произошло освоение нового статуса – статуса ученика, новых требований, и нового режима. Это легкая форма адаптации.
У нескольких обучающихся имеют более длительный период адаптации. У них больше времени ушло, чтобы принять ситуацию обучения, иногда реагировали на замечания учителя капризами, так как данные обучающиеся длительное время находились на самоизоляции и на больничном. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптации, которая наблюдается у учащихся.
Обучающиеся у которых адаптация проходит трудно и затягивается во времени. У этих ребят часто проявляется негативная форма поведения (мешают вести урок учителю, создают на уроке специально шум), наблюдаются резкие выбросы отрицательных эмоций. На переменах задираются, кричат. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Это тяжёлая форма адаптации учащихся.
Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка, от его темперамента, черт характера, адаптационных способностей, от подготовленности ребёнка к школе и т.д.
Почему нам, взрослым, нужно внимательно отслеживать этот период адаптации к обучению наших первоклассников?
Потому что, от адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его от пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осознаёт этот период по-своему.
Психологи выделяют три уровня адаптации учащихся к школьному обучению.
Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
1.Высокий уровень.
Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
- Занимает в классе благоприятное статусное положение.
2.Средний уровень.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал и усваивает содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками
3.Низкий уровень –(характеристика данного уровня)
- Первоклассник отрицательно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- Для того, чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет.
На какие условия вы родители должны в первую очередь обратить внимание в период адаптации ребёнка к школьному обучению.
В период адаптации очень большую роль играет стиль взаимоотношения взрослого с ребёнком. Конечно, отрицательные эмоции мы проявляем чаще, чем положительные. Хотя должно быть наоборот. Если ребёнка хвалят, поощряют, одобряют и т.д. он чувствует поддержку и будет больше стараться.
Что делать:
1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.
2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.
3. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.
Итоги первой четверти.
Обучение в первом классе безотметочное.
Первые недели были трудными. Очень много времени уходило на организацию и в начале урока и в течение урока приходилось делать замечания, успокаивать. Активность детей была средней.
Но понемножку дети стали успокаиваться, привыкать к моим требованиям. Хотя в настоящее время нет ещё полнейшей дисциплины, но всё таки изменения в поведении детей произошли большие. Сейчас можно уже более спокойно провести урок, хотя ещё бывает на каждом уроке нарушители дисциплины.
Чтение. Большую часть первой четверти по чтению занял добукварный период. В этот период дети готовились к чтению, на уроках развивали устную речь, сложность у ребят вызывает составлять схемы слов, схемы предложений составляют без труда; познакомились с понятиями звук, гласные звуки, ударение, слог.
Иванова К. которая пришла в школу умеющая читать или тем ребятам знающим буквы, им легче работать на уроке чтения. Есть ребята, которым трудно запоминают буквы, трудно соединяют их в слоги. Какой совет вам можно дать, чтобы помочь ребёнку. Для запоминания букв – в конце учебника есть алфавит. Буквы которые изучили он сможет найти. Здесь можно поймать двух зайцев: и буквы запомнить и внимательность развить. Изученные буквы каждый день повторяйте.
Уроки письма
Моторные навыки, мелкие движения рук ещё несовершенны, это вызывает у ребёнка естественные трудности при овладении письмом. Вы это замечаете. На что вам нужно обратить внимание. В первую очередь:
1.На посадку ребёнка при письме;
2. На то как он держит ручку;
3. Правильное положение тетради при письме;
4. Отрабатывать письмо элементов букв в отдельной тетради в узкую линию, отрабатывать соединения букв, большую букву в именах людей, в начале предложения , знаки препинания в конце предложения;
5. Обращаем внимание на аккуратность.
С изучением букв начали печатать и писать прописные буквы. Здесь и проявилась неподготовленность руки к письму. С написанием отдельной буквы ещё можно сказать справляются, а когда пошли слоги и слова, здесь вот появилась трудность в соединении букв, в умении наблюдать за ними, следить за высотой букв.
Какой совет можно дать. Мы должны развить мелкую моторику руки ребёнка. Предложить ему такие упражнении, которые в этом им способствуют и помогут.
На листках предложенные упражнения.
Уроки математики.
По математике идёт знакомство с числовым рядом до 10. Что должен усвоить по данной теме? Ребёнок должен знать место числа в ряду, соотносить название числа с количеством предметов и с цифрами, уметь сравнивать его с другими числами, определять, на сколько больше или меньше другого числа, выполнять с ними арифметические действия на сложение и вычитание. Уметь составлять четвёрку примеров на взаимосвязь сложения и вычитания. Знать состав изученного числа. Научиться записывать число цифрой.
Различать форму, цвет, размер изображённых предметов, уметь предметы группировать по этим признакам.
Уметь читать равенства и неравенства, использовать при письменной записи знаки ,
В нашем классе у ребят сформированы навыки , которые здесь перечислены. Но некоторым обучающимся нужно на каникулах поработать с составом чисел.
13 вредных советов родителям первоклассника
1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы
2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.
Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах
6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!
8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.
9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам
10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!
11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти
12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.
13 вредных советов родителям первоклассника
1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы
2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.
Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах
6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!
8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.
9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам
10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!
11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти
12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.
Упражнения для развития мелкой моторики руки.
1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.
2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.
3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.
4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.
5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.
6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.
7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.
8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.
9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.
10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.
11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.
12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.
Упражнения для развития мелкой моторики руки.
1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.
2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.
3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.
4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.
5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.
6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.
7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.
8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.
9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.
10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.
11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.
12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.