Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 1 классе «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»»
МКОУ СОШ № 6
Родительское собрание в 1 классе
«ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ШКОЛЕ»
Иконникова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
« Зачем дети приходят в школу ?»
Учиться!
Некоторые родительские высказывания :
- «Школа нужна, чтобы научить детей всему»;
- «Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»;
- «Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»;
- «Заложить в ребенка основы всех предметов»;
- «Школа нужна, чтобы получить среднее образование».
Можно ли быть
уверенным, что
Читающий
НЕТ!
Знающий названия всех континентов
Знающий марки всех машин и т.д.
Успешный ученик
А теперь представим,
каково в школе ребенку?
И что от школы ребенок ждёт?
Новая жизнь ребятам кажется утомительной и не всегда интересной.
- Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями;
У беззаботного
прежде малыша
появляются непривычные обязанности:
В школе он не волен распоряжаться своим временем;
Должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными;
Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок?
Знаете ли вы,
как менялся ваш ребенок
и как он
адаптировался в новых
для себя условиях?
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник пере-живает и осознает по-своему.
Уровни адаптации:
- Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
- Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
- Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
- Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Трудности, которые возникают у первоклассников
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
- Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
- Для детей характерна высокая
утомляемость
Основные показатели адаптации
- Формирование адекватного поведения.
- Установление контактов с учащимися, учителем.
- Овладение навыками учебной деятельности
Анализ наблюдений
- 70% детей адаптировались к школе в течение первых двух недель обучения;
- Около 20% детей имеют длительный период адаптации;
- 10% – дети , у которых адаптация связана со значительными трудностями.
Факторы, влияющие
на успешность процесса
адаптации
Личностная готовность
включает в себя:
- умение строить отношения с учителем
- умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу;
- отношение к себе
Волевая готовность
- Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
- Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
- Действовать в соответствии с правилом
- Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени
Интеллектуальная готовность
- Определённый запас знаний;
- Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений;
- Желательно развивать способность слушать, уметь сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» А. В. Сухомлинский
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Советы родителям
от психолога Джеральдина Чейпи
Они помогут наладить и сохранить добрые отношения с вашим ребенком, быть с ним настоящими друзьями
Делать или не делать?
Делайте!
Радуйтесь своему малышу!
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку;
- Будьте терпеливы!
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй!
- Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка;
- Поощряйте игры с другими детьми;
Не делайте!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончит свой рассказ;
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов;
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал; займитесь чем – то другим;
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений; Не сравнивайте вашего ребенка ни с какими другими детьми!
“ Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”
Литература:
- 1.Белкин А.С. Ситуация успеха.Как ее создать ?-М.:Просвещение ,2001г.
- 2.Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе.-Канд.дис.М.:1991г
- 3.Материалы сайта http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки
-