Родительское собрание в 1 классе «Профилактика преступлений и правонарушений. Предупреждение конфликтных ситуаций между обучающимися с причинением телесных повреждений.»
Добрый вечер, уважаемые родители! Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы решить какие либо проблемы воспитания детей, проблемы поведения наших детей и сегодня мы тоже будем решать данную проблему, сложившуюся в нашем коллективе, но только не обсуждая вытекающие моменты нашей школьной жизни в плане поведения, а просто в спокойной обстановке послушать …
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители- пример тому.
Что может дать ребенку семья.? Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно домашний очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок как он уживается со взрослыми, сверстниками, насколько уверен в себе, насколько он доброжелателен или равнодушен. Именно дом, несмотря на многие отвлекающие ребенка обстоятельства, оказывает самое сильное влияние на него.
- Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы
однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».
- Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской педагогики.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные
и может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка .
- Никому не секрет, что каждый знает, как воспитывать своего ребёнка.
Но всегда ли мы понимаем ребёнка? Всегда ли правы? Прислушиваемся к его
пожеланиям, выслушиваем его, ведём беседы, терпеливо объясняя, как
нужно делать и поступать вместо окриков и шлепков?
-Наша с вами цель сегодня – найти путь к успеху ребёнка, при этом не
потерять контакт с ребенком.
Отсутствие времени – это серьезно. Но, как известно, кто не хочет,
ищет причины для оправдания, а кто хочет, всегда ищет возможности.
А давайте попробуем! Не устроить ли нам прямо сейчас мини-
практикум!?
(3 родителя садятся на стул в центре круга, другой помогает учителю, завязывает)
1. Сегодня так не спокойно, кругом так много разных дорог,
1.Слушай сын, как много соблазнов, которые заведут тебя, неизвестно куда. Посиди-ка ты лучше дома, а я поищу подходящую для тебя компанию. (родитель завязывает «своему ребенку» ноги)
2. Ты конечно, молодец, и скоро научишься своими руками
2.Делай все хорошо! Но у меня нет времени ждать, пока ты все сделаешь или того хуже испортишь, и мне придется все переделывать. Ты посиди, а я все сделаю сама. (родитель связывает «своему ребенку» руки)
3. Меня не будет некоторое время, а вот компьютер или телевизор, что тебе сегодня поставить?
(родитель завязывает «своему ребенку» глаза и уши платком)
Как ты себя чувствуешь, доченька (сынок)?!
(предполагаемый ответ «ребенка») Желание сбросить все
(учитель снимает платки с родителей и родители возвращаются на
свои места)
Вот!!! Именно так ощущают себя наши дети, когда мы своим желанием хотим что то сделать, помочь им, НО порой вредим своему ребёнку.
Очень важно направлять, а не указывать!
Труд учителя, труд родителей в воспитании своих детей можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет, другое любит берег ручья, третье – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. В этом и заключается секрет хорошего воспитания.
Большую часть своего времени ребёнок проводит в семье, поэтому первые уроки жизни он получает именно в общении с родителями.
Что такое семья? Это, прежде всего, дом.
Предлагаю вам создать модель дома, в котором всем будет комфортно и тепло. «Строить» будем группами.
Какие ассоциации у вас возникают со словом ДОМ?
(Дом – это семья, место, где родился человек.
Дом – это очаг.
Дом – начало всех начал, как поётся в песне «Родительский дом».)
Итак, начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим
фундамент.
Здесь я хочу рассказать Вам одну легенду:
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие.
Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:
«Как вам удаётся жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?» Старец
взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на
листе было написано сто раз одно и то же слово.
Как вы думаете, какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)
Именно из понимания вырастают любовь и дружба, желание понять, а не
осудить друг друга.
Думаете, тому старику из притчи ни разу не хотелось накричать на своих
детей или отшлёпать их? Это было бы просто, взять да и выпустить
накопившийся внутри пар. Но он никогда себе этого не позволял, потому что
он был мудрым, любящим, терпеливым отцом и мужем.
Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены
нашего дома. В стену будут положены методы семейного воспитания.
1. «Семейное воспитание – это актуально»
Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая
для родителей проблема.
- Как преодолеть лень ребёнка?
- Как заставить его слушаться?
- Как воспитать у него чувство ответственности? И др.
Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода
воспитания.
2. «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»
Слово – тончайший инструмент человеческого общения.
Слово обладает огромной силой. Грубый окрик пугает и озлобляет ребёнка, легкая ирония убивает веру в свои силы и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью светятся его глаза после нашего одобрения.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы
внешне безобидны, однако способны раздражать ребёнка, даже если сказаны
спокойным тоном. И есть слова, которые заглаживают обиды, улучшают
настроение, а мы их обычно стесняемся говорить.
3. Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует
большой осторожности и такта. Наказать ребёнка можно лишь в том случае,
когда вы уверены, что он совершил проступок намеренно, осознанно,
понимая, что делать этого нельзя. Одни родители допускают наказания,
другие – категорично против.
4. «Тебя как в зеркале я вижу…» подражательность детей. Дети
фотографируют всё, что происходит в семье.
Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны
полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над
знакомыми и родственниками. Одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-
то товарищу.
Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или к близким? Ребёнок и это копирует, считая нормой.
Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Конечно, жить так можно. Но
тогда не требуйте, чтобы ребёнок читал книги. В семье, где все любят читать,
нет трудностей в приучении детей к чтению.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок по утрам делал гимнастику, то
объяснений, насколько она необходима, недостаточно. Разъяснение
обязательно должно быть подкреплено личным примером.
Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.
Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребёнку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ведь ребёнок до 7 лет – царь,
с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
5. Законы семьи
Осталось «покрыть наш дом крышей».
1 закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2 закон. Закон значимости похвалы ребёнка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен быть уверен в своем праве на внимание, заботу и глубокий интерес к нему, именно в эту минуту.
Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей - самый важных человек в мире.
Только пристальное внимание родителей дает ребенку возможность правильно развивать свою самооценку, а значит развивать у ребенка способность взаимодействовать с другими людьми и любить их.
Но наряду с пристальным вниманием и любовью в семье как и в школе
должна соблюдаться дисциплина.
Дисциплина- это наличие и соблюдение в семье определенных правил.
Наличие правил создает порядок, дает ребенку возможность почувствовать себя защищенным.
Недостаток любви или чрезмерная любовь, когда ребенок слишком опекаем,
Когда родители считают его своей собственностью, порождают зависимость ребенка от родителей, препятствуют его самоуважению, снижают самооценку и уверенность в себе.
И в заключении нашей беседы давайте честно сами себе ответим на вопросы:
1. Когда вы в последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком .
2. Когда вы в последний раз гладили его по голове.
3. Когда вы с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку.
4.Когда вы в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка.
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
Вот мы и завершили строительство дома и провели краткий разговор о
методах воспитания. Я благодарю вас за прослушивание моего монолога и прошу ответить на последний вопрос: вам дала сегодняшняя встреча что-то полезное?
Этот монолог мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чем состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две
горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте
как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
Всем вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семье всегда!
Рефлексия
- У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите друг другу в
глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а
глазами.
Любите друг друга искренним сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.
- Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил школу, выслушал с пониманием.
А сейчас я предлагаю вам решить проблемную ситуацию
Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
1.Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель».
мама может в раздражении сказать:
- А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!
Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».
2.Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
3.Третий неконструктивный способ
По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.
В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать.В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.
Конструктивный способ разрешения конфликтов. «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».
Памятка родителю от ребёнка.
Не балуйте меня, Вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Просто я испытываю Вас.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить. Это поколеблет мою веру в Вас.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
Не заставляйте меня чувствовать меня младше, чем я есть.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.
Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне Ваше чрезмерное внимание. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваши слова, если Вы скажете их с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать моё поведение в разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время. Будет нормально, если Вы предпримите определённые шаги, но давайте поговорим об этом позднее.
Не заставляйте меня думать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте сильному испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последних моих ошибок. Я учусь, как и Вы, на своём опыте.
Не обращайте много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, ведь это привлекает ко мне так много внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то скоро обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщётности попыток сравняться с Вами.
Не беспокойтесь, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала честно заслуженная, иногда забывается. А честно заслуженный нагоняй не забывается, если только честно заслуженный.
Относитесь ко мне также, как Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что я учусь. Больше подражая Вашим примерам. А не подвергая их критике.
Кроме того, я Вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
Памятка для родителей.
Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребёнка – это аукнется в будущем.
Воспитывайте ребёнка не столько словом, сколько собственным примером.
Уважайте в ребёнке человека, не позволяйте себе его унижать – иначе ребёнок, став взрослым, скопирует Ваше поведение по отношению к Вам.
Постарайтесь быть сдержанным и справедливым. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своём ребёнке вами проявляемых качеств.
Борясь с вредными привычками ребёнка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.
Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в отношениях с дочерью подчёркивайте её женственность.
Проявляйте терпение в воспитании – нельзя получить всё и сразу. Воспитание – это процесс, плоды которого мы пожинаем в старости.
Не используйте в воспитании унижение, которое остаётся в памяти ребёнка надолго и возвращается словами:
«Ты опять…?», «Ты как всегда…» и т.п.
Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребёнка. Но реально подходите к их оценке.
Искренне любите своего ребёнка. И он ответит Вам любовью.
Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребёнка завтра.
Правила семейного воспитания.
Ребёнок- это ваше будущее, ваша благополучная старость, и даже ваше бессмертие. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.
Стержнем семьи является супружеская любовь.
Если ребёнок становится центром семьи, то он вырастает эгоистом.
Главный закон семьи: все заботятся о каждом.
Если ребёнок усвоит этот закон, вам не придётся напоминать ему о невымытой посуде и невыученных уроках.
Главным средством воспитания должен являться пример родителей.
Развитие ребёнка - это развитие его самостоятельности.
Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
Основа поведения ребёнка – это его привычки.
Научите ребёнка различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, окружающую природу. Ваш наглядный пример бережного отношения к природе, окружающему миру - лучшее наглядное пособие. Вспомните, как вы ведёте себя на пикниках, как относитесь к порядку во дворе, в подъезде.
Для воспитания вредны противоречия в требованиях родителей.
Ни в коем случае не критикуйте учителя или школу в присутствии ребёнка.
Важно создать в семье доброжелательный климат.
Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших.
Этот опыт поможет ему в воспитании собственных детей.
Следите за здоровьем ребёнка.
Для этого надо самим быть примером, вести активный образ жизни. Щадите также психическое здоровье сына или дочки.
Семья – это дом.
Не забывайте время от времени проверять, не нуждаются ли ваши отношения с ребёнком в переменах. Умейте признать свою неправоту и вовремя перестроиться.
Правила для одноклассников.
Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
Не дерись без причины.
Зовут играть- иди, не зовут- спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выкрикивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из- за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из- за отметок не спорь и на учителя не обижайся.
Учитель- один, а вас много. Будь на уроке внимателен.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты- неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Решение:
1. Провести коллективно-творческое дело в целях сплочения родительского и ученического коллективов.
2. Использовать в воспитании детей различные методы.
3. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
4. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми.