СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 5 классе 1 полугодие "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

родительское собрание в 5 классе 1 полугодие "Адаптация  пятиклассников  к новым  условиям  учёбы". в презентации представлены две методики: определения адаптации и выявление тревожности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 5 классе 1 полугодие "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"»

Родительское собрание в 5 классе

Родительское собрание в 5 классе

"Адаптация

пятиклассников

к новым

условиям

учёбы"

Основные виды деятельности человека  в период «детство – юность»   дошкольник – игра   младший школьник – учение  подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность»

  • дошкольник – игра

  • младший школьник – учение

  • подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Какими должны быть пятиклассники?

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;  качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Изменения в 5 классе Смена позиции: «старший» в начальной школе «самый маленький» в средней школе

Изменения в 5 классе

Смена позиции:

«старший» в начальной школе

«самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника

Много учителей

Новые виды домашних заданий

Увеличения числа предметов

Кабинетной системы

Изменения в школьной жизни пятиклассника

Сравнительная таблица 1 4 класс 5 класс 9 предметов 2 1 1 предметов, 1 факультатив  22 часа 3 4 28 часов 2 учителя 10 учителей 1 - 2 часа 2 - 4 часа Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

1

4 класс

5 класс

9

предметов

2

1 1

предметов,

1 факультатив

22

часа

3

4

28

часов

2

учителя

10

учителей

1 - 2

часа

2 - 4

часа

Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
1. изменение условий обучения  Переход в 5-й класс  МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований  Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей   Начальная школа  ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования  Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

1. изменение условий обучения

Переход в 5-й класс

МНОГО учителей-предметников

МНОГО кабинетов

МНОГО других ребят

МНОГО разных требований

Заново завоевать авторитет у

МНОГИХ учителей

Начальная школа

ОДИН основной учитель

ОДИН кабинет

ОДИН классный коллектив

ОДНИ требования

Завоевать авторитет у

ОДНОГО учителя

2. изменение требований  Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.  Чем можно помочь?  Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.  Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.  Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

2. изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

3. отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

  • Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых
  • Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни.
  • Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

- Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

  • Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи-

ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. пробелы в знаниях  За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком.  В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

4. пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?  Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.  Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Опросник «Чувства в школе» 3 Довольным 2 Спокойным 9 1 Расслабленным 2 5 0 Радостным 1 4 2 - 1 Нужным 2 2 3 11 - 2 1 6 Отдохнувшим 3 1 - 3 3 Здоровым 1 4 7 3 2 1 1 Смелым 12 4 1 1 7 Недовольным 2 1 2 Беззаботным 4 2 3 Хорошим 1 3 Встревоженным 1 7 2 1 Напряженным 2 2 Свободным 4 Огорченным 5 2 1 1 1 Лишним 5 0 2 1 3 3 Усталым 3 2 Больным 2 Робким 1 Озабоченным Плохим 2 Занятым

Опросник «Чувства в школе»

3

Довольным

2

Спокойным

9

1

Расслабленным

2

5

0

Радостным

1

4

2

- 1

Нужным

2

2

3

11

- 2

1

6

Отдохнувшим

3

1

- 3

3

Здоровым

1

4

7

3

2

1

1

Смелым

12

4

1

1

7

Недовольным

2

1

2

Беззаботным

4

2

3

Хорошим

1

3

Встревоженным

1

7

2

1

Напряженным

2

2

Свободным

4

Огорченным

5

2

1

1

1

Лишним

5

0

2

1

3

3

Усталым

3

2

Больным

2

Робким

1

Озабоченным

Плохим

2

Занятым

Опросник «Отношение к учебным предметам».   № Предмет 1. 2. Изучаю с интересом Русский язык Литература 3. 14 Не люблю 4 4. 14 Английский язык 5. Математика 5 2 2 13 История 6. 5 12 7. Биология 4 Музыка 8. 8 9 9. 6 ИЗО 10. Технология 12 4 2 4 Физическая культура 11 0 13 География 3 5 12

Опросник «Отношение к учебным предметам».

Предмет

1.

2.

Изучаю

с интересом

Русский язык

Литература

3.

14

Не люблю

4

4.

14

Английский язык

5.

Математика

5

2

2

13

История

6.

5

12

7.

Биология

4

Музыка

8.

8

9

9.

6

ИЗО

10.

Технология

12

4

2

4

Физическая культура

11

0

13

География

3

5

12

I уровень Ситуативный интерес II уровень 68 % (13) Учение по необходимости III уровень Интерес к предмету 68 % (13) IV уровень 89 % (17) Повышенный познавательный интерес 57 % (11)

I уровень

Ситуативный интерес

II уровень

68 %

(13)

Учение по необходимости

III уровень

Интерес к предмету

68 %

(13)

IV уровень

89 %

(17)

Повышенный познавательный интерес

57 %

(11)

Предмет не нравится , потому что: Не нравится, как преподаёт учитель , предмет трудно усваивается , предмет не заставляет думать, не способствует развитию общей культуры, просто не интересен, товарищи не интересуются этим предметом, учитель редко хвалит , предмет не нужно знать всем, не занимательный, предмет не интересен , не нужен для будущей работы, учитель не интересно объясняет , не получаю удовольствия при его изучении, плохие отношения с учителем, родители не считают этот предмет важным, предмет не занимательный.

Предмет не нравится , потому что:

  • Не нравится, как преподаёт учитель , предмет трудно усваивается , предмет не заставляет думать, не способствует развитию общей культуры, просто не интересен, товарищи не интересуются этим предметом, учитель редко хвалит , предмет не нужно знать всем, не занимательный, предмет не интересен , не нужен для будущей работы, учитель не интересно объясняет , не получаю удовольствия при его изучении, плохие отношения с учителем, родители не считают этот предмет важным, предмет не занимательный.
Я учусь, потому что: Это мой долг, хочу стать грамотным, хочу быть полезным гражданином, хочу научиться самостоятельно работать, нравится получать хорошие оценки, чтобы хвалил учитель, чтобы товарищи со мной дружили, для расширения умственного кругозора, хочу учиться, все учатся и я тоже, родители заставляют, не хочу подводить свой класс, хочу быть умным и эрудированным

Я учусь, потому что:

  • Это мой долг, хочу стать грамотным, хочу быть полезным гражданином, хочу научиться самостоятельно работать, нравится получать хорошие оценки, чтобы хвалил учитель, чтобы товарищи со мной дружили, для расширения умственного кругозора, хочу учиться, все учатся и я тоже, родители заставляют, не хочу подводить свой класс, хочу быть умным и эрудированным
Методика изучения тревожности учащихся в школьной жизни. Вопрос 1 Я быстро устаю 2 Думаю, у меня дела лучше, чем у многих ребят 3 4 Я чувствую себя свободнее У меня появилось головокружение, слабость 5 Учителя недовольны мной (много замечаний) 6 Мне не хватает уверенности в себе 7 Я чувствую себя в безопасности 8 Я избегаю трудностей 9 Я могу легко расстроиться и даже заплакать 10 У меня стало больше конфликтов 11 Домашние задания стали интереснее 12 Я хуже понимаю объяснения учителей 13 Я долго переживаю неприятности 14 Я не высыпаюсь 15 Хочу, чтобы в 5 кл учили прошлогодние учителя Итого: 1-4 – низкий уровень: 9 человек; 5-7 – средний уровень: 7 человек; 8-10 –повышенный уровень: 3 человека ; 11-15 – высокий уровень тревожности: 0.

Методика изучения тревожности учащихся в школьной жизни.

Вопрос

1

Я быстро устаю

2

Думаю, у меня дела лучше, чем у многих ребят

3

4

Я чувствую себя свободнее

У меня появилось головокружение, слабость

5

Учителя недовольны мной (много замечаний)

6

Мне не хватает уверенности в себе

7

Я чувствую себя в безопасности

8

Я избегаю трудностей

9

Я могу легко расстроиться и даже заплакать

10

У меня стало больше конфликтов

11

Домашние задания стали интереснее

12

Я хуже понимаю объяснения учителей

13

Я долго переживаю неприятности

14

Я не высыпаюсь

15

Хочу, чтобы в 5 кл учили прошлогодние учителя

Итого:

1-4 – низкий уровень: 9 человек;

5-7 – средний уровень: 7 человек;

8-10 –повышенный уровень: 3 человека ;

11-15 – высокий уровень тревожности: 0.

Способы преодоления тревожности:   Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе. Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Способы преодоления тревожности:

 

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.
  • Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Слова разочарования:   У тебя это не получится  Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.  Эта идея никогда не сможет быть реализована.  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.  Ты делаешь это очень хорошо.  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?  Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

  • У тебя это не получится
  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Сравнительная таблица 4 класс годовые «5» 5 класс I четверть 2 «4» 9 2 «3» 11 11 7 Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

4 класс

годовые

«5»

5 класс

I четверть

2

«4»

9

2

«3»

11

11

7

Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.

  Всё начинается с любви:  И озаренье, и работа,  Глаза цветов, глаза ребёнка –  Всё начинается с любви…  Р. Рождественский

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви…

Р. Рождественский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!