Родительское собрание в 9-х классах
«Готовим детей к ГИА»
ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА»
Правополушарные дети
- Богатое воображение
- Хорошо развито образное мышление
- Хорошо воспринимают метафоры, образы, сравнения
- Теряются при необходимости мыслить логическими категориями
- Опираются в большей степи на общее, а не на частности.
- Мало внимания уделяют деталям.
Тревожные дети
Астеничные дети
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
- Воспринимают любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасность.
- Тревогу у них вызывает проверка знаний в любом виде.
- Не умеют опираться на собственное мнение.
- Не могут самостоятельно проверить качество своей работы.
- Хорошо выполняют задание, где требуется работать по образцу.
- Высокая утомляемость, истощаемость.
- Резкое увеличение количества ошибок при усталости.
Гипертимные дети
- Невнимательные, рассеянные.
- Неустойчивая работоспособность.
- Колебания темпа деятельности.
- Часто отвлекаются.
Перфекционисты и «отличники»
- Энергичные, активные.Импульсивные. Быстро выполняют задания. Не проверяют себя.
- Пренебрегают точностью и аккуратностью.
Застревающие дети
- Высокая успеваемость.
- Ответственность, организованность, исполнительность.
- Стремятся сделать всё лучше всех.
- Чувствительны к похвале.
- С трудом переключаются с одного задания на другое.
- Длительный ориентировочный период.
Аудиалы и кинестетики
- Лучше усваивают информацию на слух.
- Лучше усваивают информацию с помощью двигательных действий.
СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ
Правополушарные дети
- Задействовать воображение при подготовке (схемы, рисунки, сравнения).
- На экзамене больше внимания уделить заданию С, где требуется развернутый ответ.
- Учить выделять главное в каждом вопросе, составлять планы.
Тревожные дети
Астеничные дети
- Не нагнетать обстановку о предстоящем и результатах.
- Создать эмоциональный комфорт на предэкзаменационном этапе (поощрение, поддержка).
- Формулы самовнушения.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
- Не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий.
- Не заниматься с утра до вечера. Несколько коротких перемен.
- Перерывы в занятиях (после 2-х часов), гулять, спать.
- Травяные чаи, витамины.
Гипертимные дети
Перфекционисты и «отличники»
- Использовать материальные средства для регуляции своей деятельности (часы, отмеряющие время выполнения задания; составление плана, списка дел и вычеркивание их по мере выполнения).
- Развивать функцию контроля, самопроверки: «Сделал- проверь»!
- Создать ощущение важности ситуации экзамена, объяснить значение результатов ГИА.
Застревающие дети
- Понять разницу между «достаточным» выполнением заданий и «превосходным» (на «отл» требуется выполнить не все 100%).
- Не засиживаться долго на 1 задании («Переходи к следующему», «пропусти, если не знаешь»).
- Проверить сделанное!
- Распределение времени на каждую работу, задание с помощью часов (например: 5*12=60 минут).
- Если долго сидит на одном задании и не получается: «Переходи к следующему, потом вернешься к этому».
Аудиалы и кинестетики
Четко сформулировать для себя, как лучше усваивать учебный материал.
Аудиалу : При заучивании проговаривать вслух материал самому или слушать другого (сверстник, взрослый, аудиозапись).
Повторять материал, беседуя с др. людьми.
На экзамене тихо проговаривать задание вслух, чтобы осмыслить суть задания, решение.
Кинестетику: Запоминать материал через действия: сокращенно записывая, зарисовывая, выполняя лабораторные и практические работы.
Читать лучше не за столом, а в свободной позе на диване. Текст можно запоминать, пересказывая его на ходу, жестикулируя.
Между выучиванием билетов можно вводить элементы движения: зарядку.
Во время проведения экзамена помогать себе простыми движениями (подвигать ногами под столом, повертеть ручку в руках, почесать голову). Включить двигательную активность (выйти, передохнуть, обдумать).
Приемы заучивания
☻ механическое
☻ смысловое (логическое)
(эффективность в 20 раз выше!)
«Лучше 2 раза прочитать текст и 2 раза воспроизвести, чем читать бесперебойно 8 раз».
- Прочтение текста и разделение на части.
- Составление плана к тексту.
-Осмысливание и пересказ каждого пункта плана отдельно.
-Пересказ в целом всего текста в соответствии с планом.
Логический пересказ включает: логическое осмысление материала, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами.
ВНИМАНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА МАТЕРИАЛЕ В МОМЕНТ ЗАУЧИВАНИЯ
- не перегружать внимание во время занятий большим кол-вом предметов на столе
- работать «блоками»: 30-40 минут занятий и короткий отдых
- разнообразить виды занятий (говорение, слушание, письмо)
- не злоупотреблять телевизором, компьютером, музыкой.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ СТРЕССЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, УТОМЛЕНИЯ
Естественные способы регуляции
- смех, юмор, дурачество (позитивное настроение)
- восстановление ресурсов
организма (полноценный сон (+ дневной), полезная еда (мед, орехи, шоколад, травяные чаи))
- общение с природой и животными
- телесное расслабление (водные процедуры, массаж, качели)
- танцы, музыка (слушание, пение), рисование
- прогулки на свежем воздухе, спортивные игры
- другие способы, индивидуально подходящие для человека
Способы саморегуляции
Саморегуляция —это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью:
- управления дыханием;
- управления тонусом мышц, движением;
- воздействия словом;
- использования мысленных образов.
Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)
Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
ФОРМУЛЫ САМОВНУШЕНИЯ
- Это простые, краткие утверждения
- Позитивной направленности (без частицы «не»)
- Самоприказы (распоряжения сделанные самому себе)
- Самопрограммирование на уверенность, на успокоение или активизацию себя
- Мысленное повторение формулы несколько раз
Сегодня у меня все получится
Сегодня я буду спокойной,
находчивой, уверенной
Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!
☻ Самоодобрение (самопоощрение): «Молодец! Умница! Здорово получилось!»
- Сегодня у меня все получится Сегодня я буду спокойной, находчивой, уверенной Я решал задачи и посложнее. Решу и эту! ☻ Самоодобрение (самопоощрение): «Молодец! Умница! Здорово получилось!»
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!
Успехов!!!