Родительское собрание в форме интерактивной лекции по теме
«Влияние личных качеств на выбор профессии»
Цель: стимулировать интерес к самопознанию как основе будущего успешного профильного и профессионального самоопределения.
Продолжительность: 30–45 мин.
Аудитория: учащиеся 8-го класса и их родители.
Оборудование и материалы:
проектор, ПК учителя или ноутбук;
бланки для самообследования;
запасные карандаши или ручки.
Учитель
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашего родительского собрания – влияние личных качеств на выбор профессии.
Начнем мы с небольшой игры. Игра предназначена в первую очередь для детей, но взрослые тоже могут подключаться и помогать.
Когда вы были маленькие, вы наверняка любили смотреть мультфильмы. А может быть, любите смотреть и сейчас? Сейчас на экране вы увидите несколько персонажей из мультфильмов. (Следует заранее подготовить нарезки из мультфильмов «Малыш и карлсо», «Каникулы в Простоквашино», «Маша и медведь» и презентацию со слайдами)
1. Карлсон.
Знаком ли вам этот герой? Как его зовут?
Кем, на ваш взгляд, он мог бы работать?
(Если дети затрудняются, возможные ответы).
Варианты: летчик, артист цирка, аниматор – тот, кто развлекает детей на праздниках, дегустатор кондитерских изделий.
2. Кот Матроскин.
Как зовут этого персонажа? Из какого он мультфильма?
Кем, на ваш взгляд, он мог бы работать?
Варианты: предприниматель, животновод, фермер, экономист.
3. Медведь из м/ф «Маша и медведь».
Кем, на ваш взгляд, мог бы работать Медведь?
Варианты: повар, завхоз, фермер, агроном.
4. Маша из м/ф «Маша и медведь».
Кем могла бы работать Маша?
Варианты: ведущий развлекательных мероприятий, тележурналист, актер театра или кино.
Хорошо! А теперь подумаем, какие профессии Маше точно не подошли бы?
Возможные ответы: бухгалтер, учитель, инженер, научный работник.
Вывод: у каждого героя свои особенности, свои качества. Поэтому одни профессии им подходят, а другие нет.
У каждого из нас также есть свои особенности (качества). У каждой профессии есть свои требования – каким должен быть человек, чтобы успешно работать по этой профессии. Важно, чтобы это совпадало – требования профессии и качества человека. Тогда ваш выбор профессии будет действительно правильным, обдуманным и обязательно приведет к успеху в выбранной вами сфере.
Для этого вам надо:
во-первых – изучить, понять свои качества;
во-вторых – узнать о требованиях профессий, которые вам нравятся, интересны вам.
А теперь непосредственно о личных качествах.
Есть две группы психологических качеств человека:
Врожденные
Приобретенные
Врожденные качества изменить очень трудно или совсем невозможно. Они передаются по наследству. Если они у вас есть – скорее всего, проявятся и у ваших детей, внуков, правнуков. Например:
- подвижный или медлительный вы человек;
- спокойный вы человек, или тревожный, или слишком вспыльчивый;
- насколько бурно вы радуетесь, огорчаетесь, злитесь.
Все эти качества отражают то, как человек ведет себя и как работает – энергично или спокойно, суетливо или планомерно, активно или пассивно.
Приобретенные качества формируются в нас благодаря воспитанию в семье, влиянию сверстников и взрослых (воспитателей в садике, учителей в школе). Кроме того, эти качества развиваются при подражании, например, героям любимых фильмов. И конечно немалую роль играет самовоспитание!
Какие это качества? Например:
- доброта или агрессивность
- трудолюбие или леность
- вежливость или грубость
- смелость или трусость
- аккуратность или неаккуратность
- стремление помогать людям или заботиться только о себе (эгоизм)
Этот список можно продолжать и продолжать. Все эти качества составляют наш характер. Характер показывает, как человек относится к людям, к себе и к окружающему миру в целом.
Теперь о профессиях. В каждой профессии есть 2 стороны:
В каких условиях человек работает.
Условия работы – это:
- каков режим дня (например - с 9 до 18 ч, или сутки через трое)
- какая это работа - сидячая или подвижная
- много или мало общения с людьми
- спокойная работа или напряженная, связанная со стрессами (например, ученый может долгое время заниматься одной проблемой, а бизнесмену или руководителю предприятия надо решать десятки задач за ограниченное время)
2) На что направлена работа.
Это содержание работы. С кем или с чем человек работает: с людьми, техникой, документами, информацией, животными, растениями. Что именно человек делает: создает что-то новое, обучает и воспитывает других людей, продает товары, оказывает услуги и т.д.
Ваши врожденные качества покажут, какие условия работы вам больше подойдут.
Например, вы человек энергичный, подвижный, общительный – тогда вам скорее всего подойдет работа, связанная с разнообразным общением, командировками, встречами, переговорами. Работать сидя на одном месте вам будет невыносимо скучно. Это например такие профессии, как торговый представитель, менеджер по продажам, врач скорой помощи, экскурсовод, бизнесмен.
И наоборот, если вы спокойны, рассудительны, не любите торопиться – из вас, возможно, получится отличный бухгалтер, экономист, врач-терапевт в поликлинике, научный работник.
Если вы активный, «шустрый», не теряетесь в трудных ситуациях, быстро принимаете решения, выносливы – вам по силам будет служба в полиции, в МЧС (пожарный, спасатель), работа врача-хирурга или реаниматолога. Ну а если вы слишком ранимы, впечатлительны, медлительны, тревожны – путь в эти профессии, скорее всего, для вас будет закрыт. Иначе вы быстро заработаете себе проблемы со здоровьем. Вам лучше выбрать работу более спокойную, с размеренным ритмом.
Однако это еще не все! Надо учесть и приобретенные качества, то есть ваш характер.
Допустим, по вашим врожденным качествам вам подходит работа менеджера по продажам. Теперь нужно оценить свои приобретенные личные качества: подходят ли они для этой работы? Доброжелательны ли вы? Общительны? Легко ли знакомитесь, находите общий язык с разными людьми? Можете внимательно слушать собеседника?
Если вы решили, что по своим врожденным качествам можете быть врачом-хирургом – подумайте, есть ли у вас нужные качества характера. Насколько вы аккуратны – ведь работа хирурга требует ювелирной точности. Умеете ли вы подбодрить, успокоить, поддержать человека – ведь пациенты бывают разные! И наконец, не брезгливый ли вы человек?
Давайте попробуем изучить качества своего характера с помощью несложного теста. Думаю, что мамам, папам и другим присутствующим родственникам тоже будет интересно пройти его. Потом мы посмотрим, в чем качества характера детей и родителей сходны, а в чем различаются.
Приложение 1 Тест «Фигуры». Следует подготовить заранее распечатать каждому)
Перед вами на листе 4 геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник, зигзаг). Посмотрите внимательно на них и выберите ту фигуру, которая вам больше всего нравится. Обозначьте ее цифрой 1.
Посмотрите на оставшиеся фигуры, и выберите из них ту, которая вам нравится больше. Отметьте ее цифрой 2.
Посмотрите на оставшиеся две фигуры. Та из них, которая более понравится вам, получит №3, а оставшаяся, наименее привлекательная - №4.
Каждая из этих фигур имеет свое значение. Фигура, которая вам больше всего понравилась, указывает на имеющиеся у вас качества характера. И, следовательно, говорит о том, какие профессии вам можно рекомендовать.
Итак, посмотрим, какие фигуры вам больше всего понравились.
Круг.
Если вам больше всего нравится фигура «круг» - вы общительны, доброжелательны, умеете слушать и понимать чувства другого человека. Окружающим людям с вами приятно общаться, они видят в вас хорошего собеседника. Стараетесь не вступать в конфликты – возможно, ваш девиз, как у кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Вы человек достаточно доверчивый, уступчивый. Однако в тех случаях, когда необходимо восстановить справедливость, «круги» весьма настойчивы и убедительны. Например, когда им приходится вступиться за несправедливо обиженного товарища.
Профессии, подходящие вам:
- продавец-консультант
- врач-терапевт
- педагог
- психолог
- юрист (адвокат)
- медиатор (посредник при разрешении конфликтов)
2. Квадрат.
Люди, выбирающие квадрат, трудолюбивы, упорны и настойчивы в достижении ваших целей. Дисциплинированы, ответственны, крайне редко опаздывают, все задания стараются выполнить в срок. Аккуратны и последовательны в работе. Очень любят порядок и не переносят неопределенность (например, когда неожиданные обстоятельства заставляют изменить их планы). «Квадрат» - очень исполнительный работник, но не склонен проявлять инициативу. Проще говоря, «не любит высовываться». Поэтому в организациях такие люди редко бывают руководителями, они скорее заместители руководителей.
Профессии, подходящие вам:
- бухгалтер
- экономист
- юрист (нотариус, следователь)
- мастер или инженер на заводе
- госслужащий (чиновник)
- научный работник
Треугольник.
Человек, ставящий на первое место треугольник, очень решительный, активный, целеустремленный. Такие люди, как правило, становятся лидерами – старостами в классе, начальниками на работе. Это человек, который уверен в себе, любит рисковать, например, может увлекаться экстремальными видами спорта (прыжки с парашютом, дайвинг, горные лыжи и т.д.). В работе и учебе для «треугольника» главное – добиться успеха, высокого положения, уважения окружающих. Самооценка у них очень высокая, возможно даже завышенная. Из-за этого зачастую бывают конфликты с окружающими.
Подходящие вам профессии:
- бизнесмен
- менеджер (руководитель организации)
- спортивный тренер
- пожарный, спасатель
- оперативный сотрудник полиции
- торговый представитель (тот, кто продвигает товары или услуги, расширяет их сбыт)
Зигзаг.
Зигзаг – самая необычная из всех фигур. Она самая «неправильная», нестандартная. Поэтому можно сказать, что человек, поставивший на 1-е место зигзаг – тоже в чем-то необычный, нестандартный. Мыслят такие люди весьма оригинально, поэтому могут находить новые, необычные способы решения уже известных задач. Мечтательны, любят фантазировать, придумывать что-либо, заниматься творчеством – рисовать, писать стихи или рассказы, создавать мультфильмы на компьютере и т.д. «Зигзаги» любят свободу и независимость – поэтому им возможно будет трудно работать в организации с четким распорядком дня и прописанными до мелочей обязанностями.
Подходящие профессии:
- дизайнер
- художник
- веб-программист (создатель интернет-сайтов)
- фотограф
- журналист
- актер
Надеюсь, все справились с этим простым тестом. Проведем небольшой опрос: поднимите руки, кому понравился треугольник? Квадрат? Круг? А кто выбрал зигзаг? Отлично, спасибо!
Еще нам важно посмотреть, какая из фигур вам понравилась меньше всего (под номером 4). Она показывает те качества, которых вам, возможно, не хватает в жизни. И профессии, которые требуют проявления этих качеств, скорее всего, будут для вас не очень интересны или трудны.
Теперь, уважаемые родители, взгляните на ваши результаты и сравните их с результатами детей. У кого есть полное совпадение? В этом случае, возможно, ваш сын или дочь пойдет по вашим стопам в профессиональной деятельности (хотя это не обязательно будет так). Если же совпадений нет – не расстраивайтесь, главное в этом случае то, какой путь в жизни, какую профессию выберет сам ребенок. Ориентируйтесь на его/ее интересы.
Данный тест, конечно, не раскроет всех ваших личных качеств. Вполне возможно, в вашем характере сочетаются разные качества. Что-то в вас есть от «треугольника», что-то от «квадрата» и т.д. Тест показывает только примерное направление выбора профессии. Это как обследование в школьном медкабинете: медсестра у вас измерила давление, поставила градусник – и сказала «все в порядке» (или «не совсем в порядке»). Но чтобы точно понять состояние вашего организма, здоровы ли вы, необходимо пройти детальное обследование. Поэтому результаты данного теста – это не строгое указание: «вам подойдут только эти профессии, и больше никакие». Конечно же, нет. Чтобы более точно узнать свойства вашего характера, нужно более глубокое исследование.
Глубоким и подробным исследованием характера человека занимается психолог. Есть психологи школьные, есть специалисты, работающие в центрах психологической помощи. Но может быть так, что психолога в вашей школе нет, и нет рядом психологического центра. Что делать в этом случае?
Если нет психолога, всегда есть другие люди, специалисты, которые могут вам помочь лучше изучить и понять себя. Это ваши учителя, классные руководители. Но, в первую очередь, здесь важна поддержка семьи. Изучить свои качества самостоятельно достаточно сложно. Со стороны, как говорится, все же виднее. Поэтому, уважаемые родители, здесь нужна ваша помощь! Качества человека раскрываются в доверительном общении. Такого общения от вас и ждут дети. И вы, ребята, общаясь с родителями, изучайте их! Будьте психологами друг для друга!
Наконец, как быть в таком случае: вам очень нравится какая-либо профессия, но вы понимаете, что каких-то нужных для нее качеств характера у вас нет. Например, хотите быть бизнесменом или руководителем, а упорства и решительности вам не хватает. Что же делать?
Все качества характера, как мы уже говорили, не даются с рождения. Их можно и нужно формировать. Как формировать? Путем воспитания и самовоспитания. Например, родители или учителя вам часто говорят, что вы рассеяны, неорганизованы, неаккуратны. Не обижайтесь, прислушайтесь и начинайте действовать. Начните с малого: составьте себе режим дня и следуйте ему. Это хорошо вырабатывает дисциплину, без которой в любой профессии не обойтись.
Если же вы сами не знаете, как сформировать нужные вам качества, – всегда есть люди, которые вам помогут – психологи, учителя, родители, родственники, друзья, знакомые. Не стесняйтесь обратиться к ним. Менять, а точнее, развивать себя – занятие очень трудное, но увлекательное. Успехов вам! А на прощание я хочу подарить Вам, уважаемые родители Памятку.
Приложение 1
Тест «Фигуры». Следует подготовить заранее распечатать каждому)
Приложение 2
Ссылки на ресурсы по профориентации для школьников и родителей*
https://www.ucheba.ru/prof
Образовательный портал: база данных учебных заведений (школы, вузы, курсы, бизнес-образование). Контакты, сроки и формы обучения, специальности. Календарь абитуриента. Сайт содержит два теста для определения профессиональных склонностей и мотивов выбора профессии.
https://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/
Справочник вузов, колледжей, учреждений дополнительного образования России. Бесплатные профориентационные тесты для школьников и взрослых.
http://metodkabi.net.ru/
Сайт методического кабинета профориентации Г.В.Резапкиной. Профориентационные тесты – в разделе «Самодиагностика». Необходима регистрация на сайте, прохождение тестов бесплатное.
http://mycareer.karelia.ru/
Портал профориентации республики Карелия – профориентационные тесты для людей разного возраста, прохождение бесплатно, без регистрации.
*Примечание: результаты, полученные при самостоятельном прохождении учащимися профориентационных тестов в режиме онлайн, рекомендуется обсудить с родителями, психологом (при его наличии в школе), педагогами, классным руководителем.
Приложение 3
Памятка родителям
Памятка родителям
Профессия - наша на всю жизнь и нести её - удел самого человека.
Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.
И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.
Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.