Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории №16 «Аленка» с.Круглое Азовского района (МБДОУ №16 «Аленка»)
Мероприятие в рамках проведения муниципального конкурса методических разработок по работе с родителями в ДОУ «Шагнем навстречу»
Номинация «Досуговые формы взаимодействия с родителями»
Квест-игра «Вместе»
для родителей младшей группы
Воспитатели: Ковалева Элеонора Владимировна
Мальцева Юлия Александровна
Ростовская область
Азовский район
С.Круглое
2020 г.
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Актуальность………………………………………………………………………..3
3.Новизна …………………………………………………………………………….3
4.Значимость…………………………………………………………………………3-4
5.Цель и задачи………………………………………………………………………..4
6.Участники мероприятия…………………………………………………………..6
7.Предварительная работа……………………………………………………………7
8.Материалы и оборудование………………………………………………………7
9. Ход мероприятия………………………………………………………………8-17
10.Выводы ……………………………………………………………………………18
11.Источники………………………………………………………………………….19
Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Вместе»
Введение
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.
Актуальность:
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который на современном этапе чаще всего пользуется популярностью у детей и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Вот и мы в детском саду решили использовать эту технологию. Она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Новизна:
Квесты актуальны в контексте требований ФГОСДО: 1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. 2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. 3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
4. Использование образовательных квестов для детей и квестов для взрослых.
Значимость:
Перед педагогами ДОУ встаёт вопрос как заинтересовать, активизировать детей, преподнести познавательный материал так, чтобы дети даже и не догадывались что их обучают, воспитывают. И наш выбор пал на популярные приключенческие игровые «квесты», в которых задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Особая значимость проведенного мероприятия заключается в том, что все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Цель:
Сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия, эмоциональное сближение родителей и детей.
Задачи:
1.Усиление роли семьи в воспитательном процессе;
2. Улучшение отношений между детьми и родителями;
3. Повышение психологической компетентности родителей;
4. Расширение знаний о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи;
5. Пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего малыша изнутри и найти способы их решения;
6. Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;
7. Создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.
8. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
9. Развитие умения работать в команде
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- ноутбук;
- ленты;
- белая бумага и карандаши;
- разрезная картинка;
- свеча;
- два яблока.
Участники мероприятия:
Предварительная работа:
Выбор формы проведения мероприятия;
Определение даты, времени и места проведения.
Обсуждение и выбор темы вместе с родителями.
Планирование;
Постановка целей и формулировка задач.
Ознакомление с понятием «квест-игра»;
Разработка квеста: выбор сюжета и маршрута.
Ход мероприятия:
Игра начинается в группе.
Воспитатель:
-Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях. Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Как вы думаете, чувствуете, для чего мы вас здесь собрали, что же сейчас здесь будет происходить??? Есть предположения? (Ответы родителей)
- Сегодня мы проведем для вас квест под название «Мы вместе».
Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение голово-ломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
- Поиграем?
- Мы предлагаем пройти вам испытания. Где будет проходить очередное испытание вы узнаете, отгадав наши загадки. За каждое выполненное задание вы получаете часть картинки. Всего их четыре. В итоге у вас должна получиться целое изображение, а вот какое, вы узнаете, когда соберёте все части. После чего мы с вами соберёмся в музыкальном зале, где подведём наши итоги.
- Итак, начинаем…
Упражнение «Разминка»
Обозначение проблемной ситуации и способы её решения
Цель: ознакомление участников групп друг с другом, снятие напряжённости первых минут, создание в группе более раскованной атмосферы для достижения состояния, которое бы позволило эффективно работать.
Как-то раз маленький Цыплёнок нашёл большого Петуха.
— Почему у цапли длинный клюв, а у меня совсем маленький? — спросил он.
— Отстань!
— Почему у зайца длинные уши, а у меня даже крошечных нет?
— Не приставай!
— Почему у кошки мягкая красивая шубка, а у меня какой-то жёлтый пух?
— Отойди говорю! Замолчи!
— Почему даже маленький щенок умеет вилять хвостиком, а у меня никакого хвостика нет?
— Да отстань же ты! — закричал Петух.
— Почему у козлёнка есть хорошенькие рожки, а у меня даже плохоньких нет?
— Прекрати! Убирайся!
— Всё «отстань», «вон», «прекрати»! Почему всем маленьким взрослые отвечают на вопросы, а ты — нет? — пропищал Цыплёнок.
— Потому что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! — сердито ответил Петух. И это была чистая правда.
Задание родителям: посадить воображаемого жёлтого цыплёнка себе на ладонь и попробовать его переубедить.
Например: — Очень хорошо, что у тебя жёлтый пух, потому что… — Хотя у тебя короткий клюв, но…
- Молодцы, вы справились с заданием. Получите часть изображения.
- Следующее задание вас будет ждать в другом помещении. Чтобы узнать где, отгадайте загадку:
Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра!
(спортивный зал)
Проходим с родителями в спортивный зал
Сценка «Статуя ребёнка»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать.
«Не бегай!» - завязывает ноги
«Не бери руками!» - завязывает руки предполагаемому ребенку
«Не кричи!» - завязывает рот предполагаемому ребенку
«Не подслушивай!» - завязывает уши
Цель: показ буквального понимания всего детьми.
Среди родителей выбирают одного желающего, который сыграет роль ребёнка.
Воспитатель:
- Мир детей существует рядом с миром взрослых, в том же физическом пространстве, но зачастую мы, взрослые, оказываемся слепы к жизни наших детей. Чаще всего причиной непонимания наших детей являются нежелание прислушиваться к их мнению, недостаток времени, недоверие, игнорирование их желаний, родительский эгоизм.
Это можно доказать, разыграв сценку «Статуя ребёнка».
Ход игры
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
Воспитатель:
- Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Молодцы! Вы справились с очередным заданием – получайте картинку (отдаю 2 часть картинки).
Следующая загадка:
В детский сад дверь открывая,
Туда мы попадаем…
Что за помещение?
Знаете или нет?
Ну-ка дайте мне ответ! (фойе)
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Воспитатель:
- Вы, конечно, как любящие родители справились и с этим заданием. Найдите еще одну картинку.
- Нам пора двигаться дальше и следующая загадка для вас:
В этой комнате на полке
Куклы, зайчики и волки.
Мчится поезд по ковру,
Малышей зовет в игру.
Дочки, сыновья и внуки
Тут совсем не знают скуки.
(игровая комната)
Упражнение «Два яблока»
«Найдите в нём что-то, что вам не нравится и тоже бросьте на землю»
«Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросаю фрукт оземь.
2 яблока практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер... Я спросила: «Чем отличаются эти яблоки?» Все промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было.
Тогда я беру одно из яблок и, обращаясь к нему, говорю: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросаю фрукт оземь.
Потом я протянула яблоко одному из участников и говорю: «Найдите в нём что-то, что вам не нравится и тоже бросьте на землю». Участник выполняет просьбу. После этого я прошу передать яблоко дальше.
(Участники находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» — говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю. )
Когда фрукт вернулся ко мне, я еще раз спросила о том, видят ли участники какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у меня на столе. Каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе.
Тогда я разрезаю оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Все согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть.
А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили.
Итак, это ведь мы его сделали таким! Это наша вина! Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!
Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им неприятно, когда их обзывают.
Молодцы.(получают очередную часть картинки) А нам пора двигаться дальше.
Там светло, красиво и музыка живет
Вас на праздники этот зал зовет …
(Музыкальный зал)
Проходим в музыкальный зал
(там стоит экран, проектор, стульчики для родителей, приготовлена свеча)
Воспитатель:
Уважаемые родители предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть короткий фильм
(видеопрезентация «10 заповедей»)
Воспитатель: "Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Вся его педагогика сводилась к мысли о том, что воспитатель (как и родитель) должен прежде всего любить детей. В этом фильме скрывалась подсказка к ответу на вопрос, который вы ищете.
Просмотр видео «10 заповедей» Януша Корчак
После презентации на экране появляется картинка с заданием.
Воспитатель:- А вот и последнее на сегодня задание для вас – сложите из разрезанных кусочков картинку с главным словом.
- Правильно, это слово «любовь». Забирайте последнюю часть картинки и прошу составить из частей целое изображение. (сердце)
Сложите из разрезанных кусочков картинку с главным словом.
- Уважаемые родители, предлагаю вам встать в круг.
(Беру зажженную свечу)
Что вы заберете сегодня с собой после нашей встречи?
Хочется пожелать всем родителям быть счастливыми в отношениях со своими детьми всю жизнь. Пусть ваши дети вырастут самостоятельными, уверенными в себе и, конечно, любящими вас.
Хочется пожелать всем родителям быть счастливыми в отношениях со своими детьми всю жизнь.
Большое спасибо за участие!
Вывод:
Представленная форма организации деятельности имеет ряд преимуществ, что позволило решить поставленные цели и задачи:
– создание положительного эмоционального настроя;
– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
– действовать в команде, а не поодиночке;
– помощь и взаимовыручка;
– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
– внимательность и смелость;
– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
Источники:
http://school-30kras.ru/wp-content/uploads/2019/09/roditel_sobranie_my_vmeste.pdf
https://infourok.ru/kvestigra-dlya-roditeley-semeynoe-puteshestvie-3918976.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/11/innovatsionnyy-proekt-kvest-igra-kak-sredstvo-razvitiya-sotsialno
12