Выступление учителя-логопеда А.В. Анчуговой
на родительском собрании
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Направления коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с детьми на 2025 - 2026 учебный год»
Дата: 10.09.2025
План выступления.
1. Приветствие родителей. Несколько слов о специфике группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Краткие сведения о логопедическом обследовании в сентябре 2025 года.
3. Задачи коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда на 2025 - 20 учебный год.
4. Организация коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с детьми.
5. Правила проведения логопедических занятий дома по методическим рекомендациям учителя – логопеда.
6. Выводы.
Текст выступления
1. «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим:
- о специфике нашей группы;
- о результатах логопедического обследования, проведённого в сентябре;
- познакомимся с основными задачами коррекционно-образовательной деятельности на предстоящий учебный год;
- познакомимся с организацией коррекционно-образовательной деятельностью учителя-логопеда с детьми и о правилах выполнения домашней работы по закреплению правильных речевых навыков, полученных на занятиях.
Итак, наша группа называется «группой компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи», так как основное её назначение - коррекция речевых нарушений у детей. Нашу группу посещают 9 детей, 7 среднего и 2 старшего возраста .
2. Сейчас мы проводим логопедическое обследование, после его завершения каждый из вас будет приглашён на индивидуальную консультацию, где будут озвучены его результаты и план логопедической работы на ближайший учебный год. Направления, которые требуют коррекции:
Фонематический слух
У многих детей не сформированы фонематические процессы, т. е. ребята не могут
- повторить слоги (та-на, га – да, ка-га)
- выделить звук из звукового ряда, назвать первый, последний звуки слова, определить наличие звука в слове (например, хлопни в ладоши, ели услышишь звук м в слове: мышь, комар, доска, окно, дом).
Звукопроизношение:
Шипящие, соноры.
Грамматика:
1. Образование множественного числа в именительном падеже.
2. Образование множественного числа в родительном падеже.
Дом – дома
Ухо – уши
Окно – окна
Ведро –ведра, , (нет чего?)
Стул – стулья, (нет чего?)
3. Согласование существительных с числительными.
1 цыпленок – два цыпленка
5 цыплят
Предлоги:
Дети часто неправильно используют предлоги, либо опускают их совсем («выглядывает из стола» вместо «выглядывает из-под стола», «Ручка лежит книге» и т. д.).
В, на, за, из –за, под, из – под, с, со, над.
Словарь:
1. Существительные обозначающие части предмета.
У стула есть -
У чайника есть - трубочка, хобот, труба
2. Подбор антонимов (прилагательных с противоположным значением)
Длинный – короткий
Широкий - узкий
Высокий – низкий
Полный - пустой
3. Употребление глаголов.
Инструкция: кто как голос падаёт?
Корова (что делает?) мучит, мукает
Собака (что делает?) гавкает, авкает, вафкает.
Лошадь – игогочет
Петух – какалечит
Гусь- гагает
Словообразование
1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Чашка – чашечка
Жук – жучик
Ведро – ведрочик
Кукла – куклочка
Дом-домичек, домычек
2. Образование названий детенышей животных.
У белки – белочка
У зайца - зайцы
Связная речь
В основном они употребляют простые, малоинформативные фразы («Кот пьёт. Банка. Молоко лилось»). Испытывают трудности при подборе слов для описания предметов. Составление рассказов некоторым детям недоступно вообще. Навыком пересказа слабо владеют все дети.
3.Основными задачами на предстоящий учебный год можно назвать следующие:
- совершенствование функции артикуляционного аппарата;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического восприятия звуков и их коррекция (постановка, автоматизация, дифференциация, закрепление в повседневной речи);
- формирование слоговой структуры слова;
- формирование лексико - грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование предпосылок к обучению грамоте;
- развитие психических процессов (внимание, мышление, память);
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- формирование навыков самоконтроля за исправленной
4. Коррекционно - образовательная деятельность учителя – логопеда с детьми проводится ежедневно и строится в виде групповых и индивидуальных занятий.
2 подгрупповых занятия у 2 индивидуальных занятия у детей среднего возраста и 4 подгрупповых и два индивидуальных занятия у ребят старшего возраста. (1 подгрупповое -обучение грамоте).
Лексико-грамматическое занятие.
Каждую неделю мы изучаем одну лексическую тему «овощи», «транспорт» и т.д. В рамках, которой проводится работа по:
- по расширению и активизации словаря детей по лексической теме;
- по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
Индивидуальные занятия
На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется работа по исправлению дефектов звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.
5. Все полученные на занятиях речевые навыки должны обязательно закрепляться. Именно поэтому воспитатели занимаются по заданию учителя – логопеда вечером, а вы, уважаемые родители, дома. - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- все задания выполняются до конца.
6. Выводы.
Уважаемые родители! Если навыки правильной речи не закрепить, то они пропадут, а тогда ни о каких результатах не может быть и речи. Поэтому мы надеемся на ваше с нами сотрудничество, на ваше активное участие в работе по исправлению речевых недостатков у детей. Спасибо за внимание!