СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Ваш ребёнок перестал слушаться Вас. Что делать?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

       «На силе ребёнка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью»  (Е.А.Аркин).

 

     Добрый день, уважаемые родители!

     «Как  мне заставить его слушаться?!»  – вопрос, который нередко задают мне родители. Возможно, это и не вопрос. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к  сочувствию.

Большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными в своих требованиях и доводить их до конца.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Ваш ребёнок перестал слушаться Вас. Что делать?"»



«На силе ребёнка надо строить воспитание,

а не на борьбе с его слабостью» (Е.А. Аркин).



Добрый день, уважаемые родители!

«Как мне заставить его слушаться?!» – вопрос, который нередко задают мне родители. Возможно, это и не вопрос. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к сочувствию.

Большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными в своих требованиях и доводить их до конца.

В преддверии проведения собрания мы провели анкетирование учащихся начальной школы. Детям был задан вопрос: «Почему ты иногда не слушаешься родителей?». Дети ответили письменно: кто одним словом, а кто целым предложением, а кто-то и мини-сочинением.

Мнений было очень много, но все же я попыталась составить «рейтинг» ответов. 5 лидирующих ответов я предлагаю вашему вниманию на слайде.

Итак,

  • на первом месте ответ «Потому, что не хочу, мне лень» (так ответили 16 учащихся).

  • На втором месте ответ «Потому, что мы балуемся» (так ответили 11 детей).

  • На третьем месте находится ответ «Потому, что не хочу делать уроки, плохо учу уроки, не хочу ходить в школу». Так ответили 11 человек.

  • Далее идет ответ «Потому, что не хочу убирать, заправлять кровать, мыть посуду и т.д., а меня заставляют». Так ответили 10 детей.

  • 8 человек ответили: «Потому, что хочется сделать по-своему». И один человек добавил: «Хочется сделать по-своему, но потом понимаю, что родители были правы».

  • Следующий ответ: «Потому, что иногда забываю, какие дела мне были поручены» (так ответили 6 человек).

  • 6 человек ответили: «Потому, что родители были не правы».

  • «Потому, что много времени смотрю телевизор». Так ответили также 6 человек.

  • 5 человек ответили: «Потому, что много времени провожу за компьютером».

  • «Потому, что не получается сдерживать себя» (5 человек).

  • «Потому, что я взрослый, могу сам решать, что мне делать, а что нет» (5 человек).

  • 5 человек ответили: «Потому, что мы ссоримся, ругаемся/родители меня ругают, кричат на меня».

  • «Потому, что нет настроения что-то делать» (так ответили 5 человек).

  • Очень интересный ответ: «Назло. Мне не нравится, когда родители меня ругают». Так ответили 5 человек.

  • «Потому, что мне не нравятся их просьбы, приказания» (4 человека).

  • «Потому, что не делаю или не хочу делать то, что мне говорят» (4 человека).

  • 4 человека ответили, что они всегда слушаются родителей.

  • «Потому, что не дают играть с друзьями» (4 человека).

  • «Потому, что мне что-то не купили» (2 человека).

  • «Потому, что поздно ложусь, а утром мне трудно вставать» (2 человека).

  • «Когда вышел гулять без спроса» (2 человека).

  • «Потому, что родители могут пошутить и обмануть» (2 человека).

  • «Потому, что не разрешают что-то делать (2 человека).

  • «Потому, что я вредная» (2 человека).

  • Ну и единичные ответы:

  • «Потому, что плохо ем».

  • «Не люблю играть с братом».

  • «Мне немного скучно».

  • «Потому, что у родителей суровые наказания».

  • «Потому, что я требовательна».

  • «Потому, что сюсюкаются со мной».

  • «Заставляют доедать еду».

  • «Потому, что у меня иногда такое настроение».

  • «Мне хочется высказать свое мнение».

  • «Плохо себя чувствую».

  • «Мне надоедает быть послушной».

  • «Я самоуверенный».

  • «Потому, что бьют».

  • «Потому, что я иногда думаю, что я умней своих родителей».

  • «Пропускаю мимо ушей».

  • «Не могу быть всегда послушной».

  • «Их мнение мне не нужно».

  • «Потому, что я ребенок».

  • «Не позволяют обстоятельства».

  • «Я взрослый, могу сам решать, что мне делать, а что нет».

  • «Не хочу идти на танцы».

  • «Хочу быть самостоятельным».

  • «Устала после школы и секции».

  • «Очень мало времени проводят со мной. Родителям всегда некогда».

  • «Когда не дают играть с друзьями».

  • «За провинности».

  • «Потому что они были такие же».



Как видим, портрет родителей в интерпретации детей не слишком привлекателен. Конечно, дети небеспристрастны, но ведь и «дыма без огня» не бывает: значит, допускаем ошибки, а потом пожинаем их горькие плоды в виде непослушания.





Итак, что же делать? Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

Настроение, с которым вы, уважаемые папы и мамы, возвращаетесь домой, очень сильно отражается на детях. Тревога, напряжение, раздражение провоцирует ответную реакцию и может послужить отправной точкой непослушания. Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистичный взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушным.



Как вы думаете, как можно выразить любовь к ребёнку и тем самым «снять» агрессию и расположить к послушанию?

(ответы родителей).

Обобщая варианты, предлагаю объединить их по сходным признакам в 4 группы:

  1. зрительный контакт с ребёнком;

  2. ласковые, ободряющие прикосновения;

  3. доброжелательное внимание;

  4. совместные увлекательные занятия.



Памятка родителям «Как выразить детям свою любовь?»

Зрительный контакт. Ребёнок использует его для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции.

Ласковые, ободряющие прикосновения – замечательная возможность для общения. Для этого достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.

Доброжелательное внимание. Как его обеспечить?

Побыть наедине с ребёнком. Тщательно спланировать организацию общения (например, один ребёнок у бабушки, уделяем внимание второму).

Внимательно относится к ребёнку в присутствии других, чтобы он не чувствовал себя обиженным, «брошенным».

Реагировать на возникающие у ребёнка проблемы (расстроен, заплакан, испуган, чрезмерно активен).

Совместные увлекательные занятия. Практически, всё, что делают взрослые дома (или во дворе) может происходить с участием детей. Как гордятся они тем, что им доверяют, что-то поручают, одобряют. Старайтесь при этом не акцентировать внимание на том, что гвоздь прибит криво, или овощи помыты кое-как: ведь и мы не сразу этому научились. Замечательно, если вы вместе читаете, играете, гуляете. Поверьте, это время потом вы будете вспоминать, как самое счастливое.



Я приведу вам в пример несколько распространенных родительских затруднений.

Вопрос 1. «Я не могу заставить своего ребёнка есть по утрам. На этой почве часто возникают конфликты, непослушание. Что делать?»

Советы родителей:

  • «Посадите ребёнка за стол и выйдите как бы по делам, пожелав «Приятного аппетита!». И ни в коем случае не настаивайте. Вот увидите – «шантаж».

  • «Скорее всего, ребёнок так привлекает к себе внимание. Значит, вам нужно обратить на это внимание. Возможно, это изменит ситуацию».

  • «Попробуйте заранее, с вечера договориться о том, что он (она) хотел бы съесть утром. Не настаивайте на своём варианте, пойдите навстечу (если это, конечно, не конфеты или чипсы).

Комментарий психолога: «Вместо назиданий и порицаний скажите ребёнку что-то приятное, а потом, как бы между делом, предложите еду. Фразы: «Ты меня приятно удивил», «Вот не ожидал от тебя!», «Какой ты молодец!», возбудят в душе ребёнка радость, создадут благоприятный эмоциональный фон, и возможно, проблема уйдёт сама собой. Ребёнку не захочется огорчать вас после такого ободряющего общения».

Вопрос 2. «Мой сын постоянно разбрасывает всё: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет, не слушается. Как быть?»

Советы родителей:

  • «Стойте рядом, пока он не приберет за собой, а если не сделает это демонстративно, лишите какого- то удовольствия».

  • «Убирайте с ним вместе, пока не выработается привычка».

  • «Прикажите – и точка!», если в этом возрасте дети не слушаются, то что будет дальше?»

Комментарий психолога: «Чтобы не нагнетать тревожность ребёнка и не разрушать радостного восприятия мира, попробуйте вместо назиданий и упрёков поиграть. Разбросайте по комнате вещи: и свои, и сына. «Что ты делаешь?» - не выдержит ребёнок, - «Подражаю тебе», - ответите вы. Думаю, что ситуация изменится».

Вопрос 3. «Мой ребёнок в ущерб занятиям читает книжки. На моё требование отложить фантастику и начать учить уроки отвечает непослушанием и даже агрессией. Я не знаю, что делать, посоветуйте».

Советы родителей:

  • «Отбирайте книгу и настаивайте на своём. Объясните: сначала дело, а потом отдых».

  • «Пусть читает. Это же замечательно! Вот я своего заставить не могу».

  • «Попробуйте договориться: час читаешь – а потом уроки».

Комментарий психолога: «Поступите мудрее. Подойдите к ребёнку и скажите: «Это, должно быть, интересная книга». В редких случаях ребёнок может не ответить. Когда ребёнок испытывает удовольствие от чего – либо, он, как правило, стремится к тому, чтобы поделиться с кем – нибудь своей радостью. Подогрейте его интерес удивлёнными репликами: «Надо же!», «Потрясающе!». Таким образом, вы разделили детский интерес к книге и отвлекли, переключили его чувства на несколько иные объекты, размышление, оценку. И этот контакт служит тем основанием, что ребёнок сам может принять подсказанное вами решение – отложить чтение до завтрашнего дня. В данном случае вы предотвратили конфликт».



А сейчас я представлю вам систему «запретов» для родителей по отношению к ребёнку, которая во многом снимет проблему непослушания.





Особенно опасны угрозы. Никогда не замахивайтесь на ребёнка – инстинктивное напряжение останется в подсознании в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания. Физическое наказание – средство последнее и даже опасное. Существует, как мы сегодня смогли убедиться, немало иных и не менее действенных средств. Правда, они требуют напряжения и «работы души» с вашей стороны, но такая уж ваша благородная родительская миссия. Дисциплинирование положительным примером (особенно, если его подаёт взрослый) – самое яркое средство дисциплинирования. Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдаёт приказы, ребёнок не воспринимает родителей как союзников, а считает, что они приказывают ему ради собственных интересов.







Заповеди воспитания:

  • Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.

  • Не ругайте, а учите.

  • Оцените сильные стороны своих детей.

  • Развивайте в ребёнке уверенность в себе.

  • Научите своего ребёнка расслабляться.

  • Напоминайте ребёнку о его успехах.

  • Идите к цели постепенно.

  • Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.



Конечно, дети нас иногда обижают своим непослушанием. Но ведь они растут и обретают жизненный опыт. А это всегда связано с ошибками и «набиванием шишек». Так что, придите домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа, а непослушание останется в прошлом.



















Памятка для родителей

«Как добиться послушания?»

Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают. Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.

Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом». В отношениях с детьми чётко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивай те в них терпимость к окружающим.

Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их. Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними своим жизненным опытом, Рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!