Тема: Детям нужны родители, имеющие свои границы.
Цель: формирование правильных границ между взрослыми и детьми.
Оборудование: карточки, таблицы.
Форма работы: групповая.
План
- Стадия «Вызов»
а) Обсуждение понятия «трудный ребёнок»
б) Ассоциации
в) Чтение рассказа
2. Стадия «Осмысление»
а) Обсуждение рассказа, ответы на вопросы
б) Главная мысль занятия
в) Три пути влияния, следуя которыми, родители могут оказывать влияние на процесс формирования границ у ребёнка
- Обучение
- Собственный пример
- Помогайте ребёнку усваивать новое
3. Рефлексия
Ход занятия.
- Стадия «Вызов»
Мы очень часто слышим выражение «трудный ребёнок».
(Выписать ассоциации)
- Что в вашем понимании «трудный ребёнок»?
Давайте познакомимся с мальчиком по имени Вейн.
Заглянем к нему домой, и понаблюдаем за поведением ребёнка дома.
Чтение рассказа от лица друга Вейна.
(Самостоятельное чтение)
Родители Вейна были очень милыми людьми, но они не ограничивали поведение сына никакими рамками. Например, нам с Вейном пришло в голову поиграть в баскетбол прямо в доме, и мы начали носиться и скакать по комнате, создавая невероятный шум. Это продолжалось довольно долго, но нам никто ничего не говорил. Наконец в комнату заглянула мама и , неловко улыбаясь, извиняющимся тоном сказала:
- Вейн, дорогой. Мне не хотелось перебивать вас и мешать вашей игре, но не могли бы вы пойти поиграть в другое место?
Сын бросил на маму презрительный взгляд, и … мы продолжили свою игру.
Через некоторое время в комнату заглянул отец:
- Эй, ребятки! Сколько раз вам повторять, чтобы вы утихомирились?
Мы перебрались на второй этаж в комнату Вейна, откуда производимый нами шум был ещё слышнее. От нашего топота весь дом ходил ходуном.
- Стадия «Осмысление»
-
- Можно ли назвать мальчика «трудный ребёнок»? (мнение родителей)
- Почему?
(Все считали его неуправляемым, развязным, временами даже наглым, потому что в школе «доводил» учителей).
- Откуда появляются такие дети или как ребёнок становится «трудным»?
(мнение родителей)
(Каждый трудный ребёнок становится таким по причине не сформированости границ).
То, кем мы сегодня являемся, - результат взаимодействия двух сил: влияния на нас окружающей среды и нашей реакции на него.
Наше воспитание, общение с самыми важными для нас людьми (родственники, друзья) и жизненные обстоятельства в значительной степени формируют наш характер и взгляды. И то, как мы реагируем на самых главных людей и самые главные обстоятельства своей жизни – ища себе оправдание или неся ответственность, - также имеем огромное влияние на формирование нашей будущей личности.
Из вашего ребёнка получится либо человек с несформированными границами, либо ответственная честная личность.
Главная мысль занятия: помочь ребёнку сформировать правильные границы может только родитель, имеющий такие границы.
Мы рассмотрим два вопроса
- Поведение ребёнка – реакция на ваше воспитание.
- Что мешает учить ребёнка возводить границы.
- Поведение ребёнка – реакция на ваше воспитание.
Принцип: поведение ребёнка – лишь ответная реакция на ваше поведение
Родителям предлагается описать характер мальчика, мамы, папы.
мальчик
|
мама
|
папа
|
Личность либо импульсивная, либо
эгоистичная, либо незрелая
|
Личность слабохарактерная, боящаяся идти на обострение отношений
|
Пустослов, человек, слова которого можно вообще не принимать во внимание
|
- Как мальчик прореагировал на замечания родителей?
- Почему?
Мальчик хорошо усвоил, кем являются его родители. Он всего лишь реагировал на их стиль общения с ним. Он зашел настолько далеко, насколько они ему позволили.
- Каким показался вам отец?
Папа никогда не доведёт дело до обещанных последствий. Мимолётно проведёт воспитательную работу и продолжит читать газету.
- Какой показалась вам мать?
Мама боится обострять ситуацию.
- Решение сына.
Сын решил просто перейти в другое место и там продолжать заниматься начатым делом.
Дети, как правило, не отдают отчёта в том, что делают, поэтому Бог и дал им родителей, чтобы они любили своих детей, направляли их поведение в нужное русло, способствовали их зрелости.
- Назовите причину поведения мальчика?
Недостаточная ответственность родителей и их неспособность воспитывать чувство ответственности у ребёнка. (Основная причина существования безответственных взрослых людей).
Самостоятельно это качество дети выработать в себе не могут. Ребёнок вырастает таким, каким его воспитывают.
Самое первое и самое основное представление о мире ребёнок получает дома. У него формируются понятия о том, что такое жизнь, любовь, ответственность, возможность выбора и свобода.
- Какой вопрос должны задать себе родители, когда столкнуться с плохим поведением сына?
Самый главный вопрос, который должны задать себе родители, столкнувшись с плохим поведением ребёнка, не «почему он всё время обижает своего брата?», а «какова моя роль в возникновении этой проблемы?» (как мне поступить в этой ситуации). Это достаточно болезненно, т.к. вам потребуется прежде вынуть «бревно» из своего глаза, а уж потом – «сучок» из глаза ребёнка.
Данный подход заключается в том, что с вас снимается бессмысленная задача постоянного контроля за действиями ребёнка и предоставляется возможность контролировать лишь свою позицию (взгляд, убеждение, точка зрения) по отношению к нему.
Три пути влияния
Три пути влияния, следуя которыми, вы можете оказывать влияние на процесс формирования границ у ребёнка.
- Обучение
- Чему мы учим детей с раннего возраста?
(Завязывать шнурки, держать ложку, вилку, ездить на велосипеде, убирать комнату и т.п. А также учим детей проводить границы, т.е. уметь в нужный момент слышать и говорить «нет»)
Не бойтесь в общении с детьми использовать слово «граница». Например, если ребёнок не перестаёт капризничать, тем самым выражая своё недовольство вами, то подождите, пока он успокоится. Затем скажите:
« Маша, у нас в доме существует граница, которую нельзя переступать. Эта граница – запрет на капризы. Если ты чем-то недовольна, то подойди и скажи мне об этом. А громкие капризы причиняют людям беспокойство. Если ты перейдёшь эту границу и снова будешь капризничать, то тебе придётся столкнуться с последствиями – после занятий не пойдёшь гулять.
- Что должен усвоить ребёнок?
Ребёнок должен усвоить следующее утверждение: «Ты сам отвечаешь за своё поведение».
У детей разных возрастов нужно формировать разные границы.
От рождения до 1 года
В течение первого года ребёнок сильно привязан к матери и отцу. Между ними существует абсолютное доверие. Границы минимальные. На данном этапе мать обязана оберегать и кормить ребёнка, а также удовлетворить его потребности в любви и ласке.
От одного до трёх лет.
В этом возрасте дети уже способны научиться понимать слово «нет» и осознавать последствия своего непослушания. Для этого периода характерны неконтролируемое поведение, приступы раздражения, хулиганские выходки и т.д. Ребёнок поначалу может не понять вашей логики, но он быстро усвоит: если станет слушаться, то ему будет хорошо, а не станет плохо.
От 3 до 5 лет.
Теперь дети уже понимают, почему нужно быть ответственным и что такое последствия. С ними вполне можно об этом говорить. Они постигают, что по-доброму относиться к друзьям, уважать старших, не допускать неуважительного отношения к себе, выполнять необходимые домашние дела – это и есть соответствующие их возрасту границы. В данный период устанавливаются такие последствия неправильного поведения: запретить идти гулять или смотреть телевизор, не купить новую игрушку, лишить воскресного похода в парк и т.п.
От 5 до 11 лет
В это время уже потребуется немалое трудолюбие и большая работа за пределами семьи: в дет.саду, в школе, церкви, среди друзей. В понятие границ теперь входит рациональное использование свободного времени дома и в кругу друзей, выполнение домашней работы и школьных заданий, умение ставить перед собой конкретную цель, способность рассчитывать своё время и деньги. Последствиями могут стать: запрет проводить время с друзьями, ограничение личной свободы и сокращение привилегий.
От 11 до 18 лет.
Отрочество – заключительный этап перед вступлением во взрослую жизнь. Оно характеризуется формированием собственной индивидуальности ребёнка, отличающейся от индивидуальности родителей, выявление профессиональных наклонностей, половым созреванием формированием вкусов становлением жизненных ценностей. В этот период также происходит изменение роли родителей – они больше не выполняют функции руководителей, а лишь оказывают на ребёнка некоторое влияние.
Подростку нужно помочь в строительстве новых отношений, выработке ценностей, организации своего времени и определении жизненных целей.
Устанавливайте как можно больше естественных последствий (например, не давать денег, поддерживать ограничения, устанавливаемые школой).
Свобода приходит только с ответственностью; она не подарок, который получает каждый при достижении определённого возраста.
Работа в группах
- Напишите, какие границы и последствия можно установить нашим детям.
Обсуждение.
- Собственный пример - путь влияния на процесс формирования границ у ребёнка.
- Какой пример или в чем мы можем быть примером для своих детей?
(родители записывают на листочке)
Примеры
- Отношения с супругом (супругой)
- отношение к работе
- отношение к соседям
- отношение к пожилым людям
- личная гигиена
- отношение к одежде
- отношение к детям
- отношение к родственникам
- к ним (к детям)
И т.п.
(Высказывания)
Дети наблюдают за вами и учатся у вас тому, как вы используете границы в своей повседневной жизни. Они подражают вам как в хорошем, так и в плохом. Они уважают сильных людей.
- Кого можно назвать сильным?
(мнения родителей)
- Как вы думаете, обучить детей на собственном примере легче или тяжелее?
- Почему?
Сын надевает папины ботинки, а дочь красит губы маминой помадой – так дети примеряют на себя роль взрослых. Обучить детей на собственном примере легче, чем в процессе специального обучения.
- Самый лучший пример – универсальные правила поведения семьи.
- Предлагаю рассмотреть и предложить нам универсальные правила поведения в семье, т.е. те пункты, которые будут применять все члены семьи.
(мнения родителей рассматриваются по группам)
Пример
Эти правила в большинстве своём предусматривают разные привилегии и разную степень ответственности (например, вовремя ложиться спать и смотреть телевизор) для детей и взрослых. Однако определённые пункты применяются ко всем членам семьи одинаково. Вот один из таких пунктов: «Никто не должен перебивать говорящего». Ребёнок должен видеть всегда перед собой пример взаимного уважения. Неотъемлемая часть поведения взрослых людей – уважение, умение признавать свою неправоту и извиняться, соблюдение установленных правил.
Работа в группах.
Обсуждение.
Дети отчаянно нуждаются в нормах, которые помогли бы им общаться с реальностью. Именно поэтому, если бы мама сказала: «Доченька, пойми меня правильно. То, что я хотела тебе сказать очень-очень важно», то в будущем ребёнок будет искать оправдания и разумные объяснения собственному неуважительному поведению с окружающими.
Как вы понимаете такую фразу «Потребность ребёнка принадлежать миру взрослых – сильнее его потребности быть хорошим».
Если установленные в семье границы послушания помогают ему принадлежать этому миру, то он будет их соблюдать.
Если нарушение границ обеспечивает принадлежность к миру взрослых и внимание, то он будет их нарушать.
Решающим окажется ваш личный пример.
- Помогайте ребёнку усваивать новое.
Усвоить что-то – это
- пропустить через себя
- ощутить реальность происходящего
2 способа «познания» нового»: теоретический и практический.
Если вы хотите сформировать границы лишь словами, то зря теряете время. Если же границы устанавливаются при помощи действий и поступков, то дети усваивают полученный опыт, запоминают его, впитывают в себя – он становится частью их естества.
Бесконечные назиданиями и нравоучениями такого результата не достичь. Лишь границы родителей помогут развиться границам детей.
Родители – это дуб, в котором ребёнок с разбега раз за разом ударяется головой, пока не усвоит: дерево крепче головы, и поэтому его лучше обойти.
Мы работали сегодня только по первому вопросу «Поведение ребёнка – реакция на ваше воспитание».
Рефлексия
«Я понял …»
«Я узнал …»
«Я научился …»
Вывод:
- Главную мысль занятия: помочь ребёнку сформировать правильные границы может только родитель, имеющий такие границы.
- Ребёнок вырастает таким, каким его воспитывают.
Три пути влияния, следуя которыми, вы можете оказывать влияние на процесс формирования границ у ребёнка.
- Обучение.
Ребёнок должен усвоить следующее утверждение: «Ты сам отвечаешь за своё поведение».
- Собственный пример.
Самый лучший пример – универсальные правила поведения семьи.
Эти правила в большинстве своём предусматривают разные привилегии и разную степень ответственности (например, вовремя ложиться спать и смотреть телевизор) для детей и взрослых.
Потребность ребёнка принадлежать миру взрослых – сильнее его потребности быть хорошим. Если установленные в семье границы послушания помогают ему принадлежать этому миру, то он будет их соблюдать.
- Помогайте ребёнку усваивать новое.
Границы устанавливаются при помощи действий и поступков, дети усваивают полученный опыт, запоминают его, впитывают в себя – он становится частью их естества.
Родители Вейна были очень милыми людьми, но они не ограничивали поведение сына никакими рамками. Например, нам с Вейном пришло в голову поиграть в баскетбол прямо в доме, и мы начали носиться и скакать по комнате, создавая невероятный шум. Это продолжалось довольно долго, но нам никто ничего не говорил. Наконец в комнату заглянула мама и , неловко улыбаясь, извиняющимся тоном сказала:
- Вейн, дорогой. Мне не хотелось перебивать вас и мешать вашей игре, но не могли бы вы пойти поиграть в другое место?
Сын бросил на маму презрительный взгляд, и … мы продолжили свою игру.
Через некоторое время в комнату заглянул отец:
- Эй, ребятки! Сколько раз вам повторять, чтобы вы утихомирились?
Мы перебрались на второй этаж в комнату Вейна, откуда производимый нами шум был ещё слышнее. От нашего топота весь дом ходил ходуном.
Родители Вейна были очень милыми людьми, но они не ограничивали поведение сына никакими рамками. Например, нам с Вейном пришло в голову поиграть в баскетбол прямо в доме, и мы начали носиться и скакать по комнате, создавая невероятный шум. Это продолжалось довольно долго, но нам никто ничего не говорил. Наконец в комнату заглянула мама и , неловко улыбаясь, извиняющимся тоном сказала:
- Вейн, дорогой. Мне не хотелось перебивать вас и мешать вашей игре, но не могли бы вы пойти поиграть в другое место?
Сын бросил на маму презрительный взгляд, и … мы продолжили свою игру.
Через некоторое время в комнату заглянул отец:
- Эй, ребятки! Сколько раз вам повторять, чтобы вы утихомирились?
Мы перебрались на второй этаж в комнату Вейна, откуда производимый нами шум был ещё слышнее. От нашего топота весь дом ходил ходуном
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Детям нужны родители, имеющие свои границы"»
1
Родительское собрание в 1 классе
Тема: Нужны ли границы в отношениях с детьми?
Цель: показать родителям важность установления границ в отношении с детьми.
№ | Деятельность учителя | Деятельность родителя |
I 1 2 II 1 2 3 4 5 III 1 | Стадия «Вызов» Вступительное слово - Что за книгу ты читаешь? – спросил меня десятилетний сын. - Это книга о детях и о границах, - ответила я. Сын немного подумал и сказал: - Я люблю устанавливать границы, но мне не нравится, когда меня ограничивают. Тема собрания: «Нужны ли границы в отношениях с детьми?» Вступительная беседа. Мой сын ничем не отличается от других представителей человечества. Нам всем нравится возводить границы, но не нравится слышать о границах других. Мы – родители – оберегаем ребенка и возводим вокруг него внешние границы. - Назовите ассоциации к слову «граница». (линия, черта, разделение …) Создавать и соблюдать границы – задача непростая, но при правильном подходе достижимая. Наша задача – помочь ребёнку выстроить в себе внутренние границы: ответственность, самообладание, которые дадут ему внутреннюю свободу. Стадия «Осмысление» Я предлагаю каждому из вас прочитать небольшой рассказ и ответить на данный вопрос. - О чем задумалась Наталья? Обсуждение Беседа Мы воспитываем своих детей сегодня, не задумываясь об их будущем, решая текущие проблемы. А ведь одна из задач воспитания – представлять себе то, что будет потом. Родители ведут себя с детьми в соответствии со складом своего характера. Например, Наталья по натуре относится к разряду «помощников»» и с радостью помогает сыну. Родителям свойственны разные стили воспитания. Покладистым родителям безразлично, что творится в комнате ребёнка. Строгие родители сурово наказывают и за менее значимые проступки, чем неубранная постель. Очевидно, что в процессе воспитания следует использовать различные приёмы. Иногда нужно помочь – не вмешиваться, иногда – строго наказать. Но всегда необходимо помнить о главном: стоит ли за всеми вашими действиями единая цель или вы поступаете бездумно, идете на поводу у своего характера, воспитания, требований, страхов? Люди по-разному понимают слово «характер». Одни считают, что человек с характером – нравственный и честный человек. А как считаете вы, кого можно назвать «человек с характером»? Обсуждение понятия «характер». (Из словаря В.И.Даля) ХАРА́КТЕР - это нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Беседа. Характер определяет, на что способен или не способен человек, его нравственные устои, его отношения с окружающими, его подход к работе, поведение в конкретных ситуациях. Если перед ним стоит конкретная задача, как он решает её? Умеет ли он любить? Способен ли быть ответственным? Умеет ли сопереживать ближнему? Развивает ли данные ему таланты? В состоянии ли решить возникающие вопросы? Как воспринимает неудачу? Если будущее человека зависит от склада его характера, то какой должна быть основная цель воспитания? Высказывание предположений. Основная цель воспитания – помочь ребёнку выработать такой характер, который проведёт его по жизни, обеспечит ему безопасность, плодотворность и радость. Главная цель воспитания – развивать в ребёнке характер, способный обеспечить его будущее благополучие. Поэтому мы говорим, что будущее начинается сегодня. Вы, родители, помогаете созидать будущее ребёнка. Те стереотипы поведения, которые дети усвоят в раннем возрасте (их характер), повлияют на их жизнь. Народная мудрость гласит: «Учи ребёнка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путём». Ребёнку необходимо знать, каков он, каковы его обязанности, что его обязанностями не является. Если он знает, что мир требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то научится жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложится удачно. Если же в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о границах его личного пространства (за что он несёт ответственность) и о границах других (за что они несут ответственность), у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Дети не рождаются с готовыми границами личного пространства. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине. Чтобы дети поняли, кто они такие и за что несут ответственность, родители должны установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы дети осознали собственные границы. Какие качества могут развиться у детей, если у них будут четко установлены границы в отношениях? Четкое ощущение того, кто они такие Представление о том, за что они отвечают Способность самим делать выбор Понимание того, что если сделан правильный выбор, то всё сложится хорошо, а если неправильный, то им придется страдать Истинная любовь основывается на свободе Процесс воспитания можно рассматривать с различных точек зрения. Кто-то видит в родителе тренера, кто-то надзирателя, кто-то друга. В обязанности родителя входят выполнение трёх основных функций: Опека Руководство Источник существования Предлагаю рассмотреть функции родителя, выписать для себя самые важные мысли и поделиться ими с членами группы. Стадия «Рефлексия» Когда Александр научится отвечать за себя? (Мама установила определённые границы в отношениях. Границы изменили ситуации) В завершении нашего собрания напишите, пожалуйста, резюме. «Я понял, что …» Желающие зачитывают своё резюме. | Родители делятся на группы. Родители называют ассоциации Родители читают рассказ. Индивидуальное задание. (Приложение 1) Обсуждение в группе. На вопрос отвечает один представитель из группы. Индивидуальное задание. Обсуждение в группе. Родители (один представитель от группы) зачитывают свои предположения – ответ на вопрос «Кого можно назвать человек с характером?» Обсуждение в группе. Высказывание предположений. Индивидуальное задание. Обсуждение в группе. Высказывание предположений. Родителям выдаются по одному тексту. В ходе чтения они записывают основные мысли. Сначала ведется работа индивидуально, потом коллективно. Обсуждают написанного. №1 – опека №2 – Руководство №3 – Источник существования (Приложение 2) Родители пишут резюме (индивидуально) |
Приложение 1
Я была в гостях своих друзей. Мы только что поужинали. Наталья убирала со стола, а мы с её мужем Виктором разговаривали. Раздался телефонный звонок. Виктор поспешил к телефону, а я решила пойти на кухню и помочь Наталье. Но Наталья была не на кухне, а в комнате своего четырнадцатилетнего сына Александра. Я застыла на пороге, пораженная увиденным. Наталья энергично собирала разбросанные по комнате одежду, спортивные принадлежности сына, застилала ему постель. Она непринуждённо затараторила: «Сейчас я покажу тебе наши фотографии. Отличное путешествие …»
Я спросила её:
- Что ты делаешь?
Она ответила:
- Прибираю комнату Александра. Разве ты не видишь?
- Что, что?
- Я же сказала тебе: прибираю комнату Александру. Почему ты так странно на меня смотришь?
Единственное, что я могла ей ответить:
- Мне жаль будущую жену Александра.
Наталья резко выпрямилась, на мгновение застыла, а потом быстро вышла из комнаты. Когда я вернулась в гостиную, она неподвижно стояла у стола. Я не знала, что сказать. Мы оба молчали. Спустя некоторое время она проговорила:
- Мне такая мысль даже в голову не приходила!
Вопрос. О чем задумалась Наталья?
Приложение 2
Опека
Опекун несёт юридическую ответственность за ребёнка, и в этом качестве защищает и охраняет его. Почему дети должны защищать и охранять его.
Дети не обладают достаточной мудростью, чтобы защищаться и следить за собой. Они не отличают добро от зла, опасность от безопасности, хорошее от плохого, жизнь от смерти. Они не думают к чему могут привести их действия, а стремятся к удовлетворению сиюминутных потребностей. Поэтому пока они исследуют и определяют границы своего личного пространства, они подвергаются опасности.
Опекун создает ребёнку безопасную среду обитания, в которой тот учится жить и набирает мудрости. Дайте ему чуть меньше нужной для приобретения опыта свободы – он навсегда останется ребёнком. Чуть больше свободы – и он останется ребёнком. Чуть больше свободы – и он может причинить себе вред. Поэтому основная задача воспитания – найти золотую середину между свободой и ограничениями. Родители обязаны оберегать ребенка от опасности, защищать от зла и охранять его жизни.
Опекун создает ребёнку определённые границы и рамки, чтобы уберечь его ряда опасностей:
Опасностей, исходящих от самого ребёнка.
Опасностей, исходящих от внешнего мира.
Чрезмерной свободы, с которой он не в состоянии справиться.
Родители-опекуны обеспечивают безопасность, рост и здоровье ребёнка. Чтобы выполнить эту функцию, они чаще всего используют границы. Они вводят ограничения для ребёнка и соблюдают их ради безопасности ребёнка. Ребёнок впитывает» эти границы, и они проявляются в виде мудрости и умения позаботиться о себе.
Руководство
Руководитель следит за тем, чтобы все было в порядке: чтобы цели были выполнены, требования соблюдены, ожидания оправданы. Дети не имеют внутренней дисциплинированности, поэтому приходится использовать внутреннюю дисциплину. Руководитель является залогом внешней дисциплины: следит, чтобы ребёнок своевременно решал стоящие перед ним задачи, не останавливался в духовном развитии.
Руководители следят за соблюдением дисциплины, контролируют ресурсы ребёнка, процесс обучения, наличие последствий у каждого ребёнка, поправляют его, наказывают , приучают к порядку и прививают новые навыки. Они день за днем осуществляют надзор за выполнением поставленных целей.
Наталья решила уберечь Александра от нелюбви к ответственности. Ей пришлось руководить этим процессом. Нетрудно догадаться, что мамино решение не вызвало энтузиазма у Александра! Наталье пришлось поставить конкретную цель, задействовать ресурсы и контролировать поступки Александра, пока он не привык к дисциплине, без которой был обречен на одиночество в жизни. Короче говоря, ей пришлось бороться с его незрелостью. В распорядке дня мальчика появилось время для уборки комнаты и выполнения домашних поручений. Мать объяснила сыну, что произойдет, если он не будет выполнить свои обязанности, и строго следила за соблюдением установленных правил. Мальчик лишился многих удовольствий и узнал цену своей лени.
Для руководителя границы очень важны. Вводя ограничения и требования, вы на практике объясняете суть границ. Ребёнок становится реалистом (воспринимает свои проблемы как свои собственные), растет ответственным человеком (решает проблемы).
Источник существования
Ребенок приходит в мир без средств существованию. Он не знает, где лежит еда, где жить, где брать деньги на самое необходимое. У него есть и нематериальные потребности. Он нуждается в любви, духовном росте, мудрости, поддержке и знаниях – но все это вне пределов его досягаемости.
Родители – источник всех благ для ребёнка. Они – мостик между ребёнком и внешним миром, содержащим необходимые для жизни ресурсы. Границы играют немаловажную роль в процессе передачи и получения ресурсов. Детям нужно учиться, как принимать и разумно использовать то, что дают, как удовлетворять собственные потребности. В начале жизни ребёнка родители являются источником существования ребёнка; но со временем они представляют ему все большую и большую независимость, чтобы он сам брал все, в чем нуждается.
Быть источником существования ребёнка – великое благословение и нелегкий труд. Если родители отдают без меры, дети начинают чувствовать свою исключительность, становятся эгоистичными и требовательными. Неблагодарность превращается в черту характера. Если родители слишком скупы, то у ребёнка опускаются руки, он теряет надежду на достижение цели.