Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Солнышко»
адрес: 623630 Свердловская область, город Талица ул. Заводская, 2
тел. 8(343)71 2-18-30
Утверждено
Заведующим МКДОУ
«Детский сад №2 «Солнышко»
Хмелева Л.М. ____
Родительское собрание во 2 ой мл. группе «Звездочки»
тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3х лет»
2я младшая группа (3 – 4)
Разработчик: Тутарова Елена Валерьевна –
высшая квалификационная категория
г. Талица 2025 год.
Протокол №5
Присутствует:____ чел.
Отсутствует:_____ чел.
Время проведения: 31.03.2025 г. 16:30
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.
Участники: родители, воспитатель
Форма проведения: онлайн
Повестка собрания:
Основная часть. Проблемы кризиса трех лет – доклад воспитателя Тутаровой Е.В.
Правила внутреннего распорядка
Приветствие
- Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада приветствовать Вас на нашем втором родительском собрании в этом учебном году. Сегодня мы поговорим с вами о возрастных особенностях детей 3 - 4 лет, и решим некоторые организационные вопросы.
Ход собрания:
Вступительное слово
Уважаемые родители, ваши дети посещают вторую младшую группу «Звездочки», в группе 22 ребенка: 11 мальчиков, 11 девочек. Большая часть перешла из 1 мл. гр., также у нас есть вновь прибывшие дети, детки успешно прошли адаптацию и влились в наш детский коллектив. У нас с Вами теперь одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как, Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет!
Основная часть:
Перед тем, как мы начнем обсуждать проблему кризиса трех лет, хочу вам предложить сыграть в игру «Машинка»
Описание и ход игры: участники строятся друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий - «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».
Вопросы: В какой роли выступает педагог? Родитель? Ребенок?
Выводы: труднее всего ребенку «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (педагога) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».
Притча
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая". А сам думает: "Скажет живая - я её прижму, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".
Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети. И так тема нашей встречи "Капризы и упрямства", "Кризис 3х лет", "Кризис независимости", "Кризис самостоятельности", "Возраст упрямства и строптивости".
Введение в проблему
Как вы думаете, что такое капризы? Упрямство?
Каковы же причины возникновения капризов и упрямства?
Дополнительная информация для педагога:
Каприз - это бурное проявление гнева и злости. Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Капризы свойственны детям, которые не знают как достичь своей цели иначе, такой ребёнок зависим от взрослых.
Упрямство - это способ настоять на своём, самоутверждение. Самое главное для ребёнка не уступить, настоять на своём.
Причины:
- Нарушение режима дня;
- Смена обстановки;
- Обилие новых впечатлений;
- Плохое самочувствие;
- Переутомление.
Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого.
Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить.
Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону боевых действий? Почему наш малыш стал буйным? Иногда причина вызывающего поведения ребёнка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – все это создает условия для возникновения конфронтации.
Взрослым
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИ-Я!!!
Представьте себе цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всё - таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребёнка - та же скорлупа. В какой - то момент она ему необходима. Но малыш растёт, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознаёт, что скорлупа мешает росту. И он сознательно ломает её, чтобы испытать превратности судьбы, познать не опознанное, неизведанное. И главное - это открытие себя. Он независим, он всё может. Но в силу своих возрастных возможностей он не может обойтись без матери. И он за это сердится на неё, "мстит" слезами, капризами. Свой кризис он не может утаить, то, словно иглы у ежа, торчит наружу и направлен только против взрослых. По мнению психологов, малыш в 3 - 3,5 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство. Симптомы кризиса трех лет Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов»
Приложение 1
«Семизвездье симптомов» кризиса 3 лет
Л.С. Выготский [4] описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Главным мотивом действия ребенка в этом случае становится сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
Негативизм избирателен: ребенок итерирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе.
Например, мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок.
Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.
Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте - бунте.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание в глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Обсуждение проблемных ситуаций
Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения?
Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.
( ситуации):
1.В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.
Как часто ребёнок капризничает по этому поводу? Как, вы реагируете на поток слёз и криков?
Ответ: спокойно вывести его из помещения. Поверьте, как только вы научитесь справляться с капризами дома, в общественном месте вам будет проще успокоить малыша. Уже на улице постарайтесь объяснить ему, что подобное поведение не украшает его. При разговоре старайтесь избегать слов, которые могут упрекнуть малыша, не угрожайте ему. Бороться с капризами необходимо только при помощи положительных эмоций, ласки и любви.
2.Ребёнок отказывается вечером ложится спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Как, вы поступите, ваши действия?
Ответ: Самый мягкий подход - это остаться сидеть рядом с ребенком, пока он не заснет. Вы заканчиваете читать сказку, обнимаете, целуете, подправляете одеяло и остаетесь сидеть рядом, пока он не начнет дремать. Это самый безобидный способ.
Попытайтесь соблюдать установленный режим во время приготовлений ко сну, затем укладывайте ребенка спать в строго определенное время. В тех случаях, когда с укладыванием возникают сложности, можно временно разрешить ложиться спать позже. После того, как режим будет установлен, будет уже не трудно сократить время укладывания до нескольких минут, пока желаемый результат не будет достигнут.
Перед сном не ссорьтесь, не ругайте, не бегайте, не гоняйтесь и не играйте в шумные игры.
3.Ребенок с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту "бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: "Сам!", "Сам!". "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам". Мама вздыхает: "Когда только научится".
Каковы последствия поведения мамы? А каковы ваши действия в данной ситуации?
Ответ: К 2 -3 годам ребенок часто говорит: "Я сам", и пусть сначала его движения будут неумелыми, не спешите помогать ему, иначе упустив этот момент "я сам" потом привить ему навыки будет трудно. И он будет лениться всё делать сам.
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Упражнение "Ладошки"
Я прошу соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.
Так же и ребенок, как и любой взрослый человек, оказывает сопротивление на давление. Итак, как же мы можем справиться с капризами ребенка? Есть три простые методики, которые нам помогут:
«Говорящие предметы»
«Выбор без выбора»
«Тараторка»
Так же в любой ситуации первоначально мы должны выяснить причины непослушания ребенка:
Приложение №2
Ребёнка отвлечь, развлечь, уговорить:
игровой метод «Говорящие предметы»
У нас это началось в период приучения к прикорму. Моим голосом с ребёнком разговаривали то ложечка, то баночка с пюре, то салфетка. С игрушками и так всё ясно: они постоянно вели беседы как друг с другом, так и с нами.
Как-то незаметно это вошло у меня в привычку. Я поняла, что говорящие предметы помогают мне заботиться о сыне.
Малышу пора чистить зубки, а он отказывается? Можно объяснять, просить, требовать. Но есть ещё один вариант - поиграть. Зубная щёточка - такая милаха. Она кого хочешь уговорит.
- Привет. Я тебя с утра не видела. Чем ты был занят? Молодец. А я весь день провела в одной позе без движения. У меня всё затекло. Пожалуйста, малыш, почисти мною свои зубки — мне очень надо размять свои щетинки.
Улыбаемся и чистим.
Ребенок не хочет надевать тёплые носочки. Натягиваю их на свои ладошки — носочки оживают и начинают вести диалог друг с другом (разными голосами):
- Привет, правый братишка.
- Привет, левый.
- Так хочется погулять, да?
- Ага…
- А малыш отказывается нас надевать. Неужели нам придется опять лежать в шкафу?
- Почему он не желает нас носить? Мы что, некрасивые?
- Не знаю. Может, и некрасивые.
В этот момент ребенок, протестуя, вмешивается в диалог: «Нет, вы красивые!».
- Тогда, может, мы колючие? Или недостаточно мягкие?
Малыш и тут возражает: «Нет, не колючие. Мягкие!».
- Тогда позволь нам погулять с тобой, на твоих ножках.
Не факт, что разрешит. Но после этой игровой паузы шансы резко возрастают. Да и просто улыбка с огоньком в глазах — дорогого стоят.
В какой-то период сын, тогда ещё совсем кроха, терпеть не мог работающий блендер. Как только я начинала готовить пюре, малыш тут же принимался хныкать. Тогда я «оживила» этот бытовой прибор, сделала его говорящим.
- Привет, малыш. Позволь представиться: я - трактор.
Глаза ребёнка загораются, он с улыбкой вертит головой. Нет, дескать, никакой ты не трактор. Но блендер не унимается.
- Да говорю же: я - трактор. Ты слышал, как я тарахчу? Я громкий, я мощный, я трактор! Хочешь послушать моё тарахтение? А не испугаешься? Ну ладно, тогда сейчас я буду шуметь.
Всё, можно запускать блендер - ребёнок хныкать не станет. Он будет улыбаться и наблюдать за работающим блендером - трактором.
Ребёнок уже готов ко сну, но никак не уляжется. На сцену выходит говорящая подушка: «Я замёрзла. Иди ко мне - обнимемся и согреемся».
Я готовлю еду, сын активно ищет себе развлечение. Понимаю, что если сейчас его не занять, то случится грандиозный хаос. Смываемым маркером рисую на крышке кастрюли глазки и ротик. Ручка крышки - это носик, ручки самой кастрюли - уши. Кастрюлька ожила, заговорила моим голосом — просит покормить её макаронами. Какое-то время сыну другие игры не нужны - он увлечён говорящей кастрюлей. Кормит её макаронами (забрасывает их в воду под моим контролем), интересуется, вкусно ли. Кастрюля нахваливает и благодарит.
Ребёнку совсем недавно исполнилось 4 года, а предметы у нас до сих пор говорят. Уже не очень часто, но бывает. Разумеется, сын понимает, что это не по-настоящему (мне кажется, он всегда это понимал). Воспринимает как игру. И эта игра почти всегда выручает. Расстроился - развеселит. Отказывается - уговорит. Скучает - займёт.
Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих: в нашем диктате, попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка, и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: "Я тебя люблю, мы вместе, рядом, и мы всё преодолеем" и как сказано было в начале в притче "Всё в твоих руках".
2.Правила внутреннего распорядка МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
Под личную подпись одного из родителей.
- Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время, не опаздывайте, т.к. вы нарушаете режим детского сада. По режиму зарядка начинается в 08.00 ч. А, она у нас начинается порой позже. К тому же отметить детей нам необходимо до зарядки. Опаздывающие отвлекают нас от проведения режимных моментов, от работы с детьми.
Поэтому, уважаемые родители, будьте организованнее, пожалуйста.
- К воспитателям, к мл. воспитателю обращайтесь по имени - отчеству.
- Вовремя укладывайте ребенка спать вечером
Одежда ребенка:
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений.
Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
Большая просьба вместо перчаток иметь варежки, пришить обязательно на резинку.
Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите самостоятельно обуваться и разуваться.
Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.
Иметь запасную одежду.
Порядок в шкафчике
Складываем вещи в определенном порядке (учим выворачивать вещи), при одевании и раздевании ребенок должен это делать сам.
Запасные вещи должны лежать в пакете на полке.
Для спортивной формы тоже мешок, крепкий, с веревочками. (Для спортивной формы нам нужны красные футболки, без рисунков, черные шорты, белые носки, чешки, маркировка Ф.И. ребенка)
Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.
Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Воспитание культурно - гигиенических навыков:
Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем.);
следить, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, определить, где перед у одежды,
учить выворачивать вещи;
одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы, прежде, чем обуваться, сандалики или сапожки надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не «поссорились»);
пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
учить самообслуживанию в туалете.
Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими, прежде всего с воспитателями.
Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Присутствовали Ф.И.О. род. /подпись Отсутствовали: Ф.И.О род. /подпись
1.______________ 1.___________
2. _____________ 2.___________
3._____________ 3.___________
4. ____________ 4._________
5.____________ 5._________
6.____________ 6._________
7.____________ 7._________
8. ___________ 8._________
9. ___________
10. __________ 9._________
11. __________ 10._________
11._________
10