Правдивость – это умение говорить правду. Правдивый человек обычно всегда говорит то, что он думает или чувствует. Честность – это умение вести себя открыто, без утайки, сознательное стремление к правдивости. В какой взаимосвязи состоят единство слов и дел, правдивость и честность? Честный человек исполняет то, что обещает; он сознательно и добровольно выбирает линию поведения в соответствии с принципами современной нравственности. Поступки и действия честного человека соответствуют его словам и намерениям. Поведение правдивого и честного человека отличается искренностью. Он верен своим убеждениям. У правдивого и честного человека нет места для лжи и лицемерия. Правдивый и честный человек отличается также скромностью и трудолюбием. Он честно относится к своему долгу, к порученному делу и добросовестно, без шума выполняет его. Правдивость и честность самих родителей, проявляемая ежедневно в отношениях в семье, внимательное отношение к чувствам, желаниям и интересам детей, выслушивание их рассказов и просьб, объяснений, проявление чуткости и понимания при анализе их проступков и выборе воспитательных средств – все это обеспечит успех воспитания правдивости и честности у детей в семье. Например, во время игры по неосторожности пятилетний Вова разбил кувшин. Вас в это время дома не было. Вы воспитываете у Вовы привычку говорить правду. Когда вы вернулись домой, Вова с плачем говорит вам, что он нечаянно разбил кувшин. Как вы должны поступить в этом случае? Здесь два поступка: хороший поступок Вовы в том, что он откровенно, мужественно сознался в своем проступке, а плохой в том, что он разбил кувшин, проявил неловкость, нанес материальный ущерб. Если мать только накажет Вову, – она поступит неправильно. Вова в следующий раз будет «умнее» и не будет так откровенничать, чтобы избежать наказания, тогда трудно будет матери воспитать в нем привычку быть правдивым. В данном случае матери надо похвалить ребенка за то, что он мужественно сознался в своей ошибке, похвалить его за хорошую сторону поведения, чтобы от этого он ощутил радость, а затем пожурить его за неловкость, за материальный ущерб семье. Такой подход будет способствовать воспитанию привычки быть правдивым и мужественным. При воспитании честности и правдивости необходимо также опираться на чувства детей. Ситуация 1: Подростки Степа и Женя нашли кошелек, в котором оказалось 372 рубля денег. Мать разыскала владельца кошелька, и все трое – мать и ее дети, Степа и Женя, торжественно отнесли и вручили находку владельцу, пенсионеру Петру Ивановичу Т. Он был очень тронут и взволнован благородным поступком ребят и радовался находке. Что почувствовали дети? Ответ: В свою очередь, видя его волнение, Женя и Степа глубоко прочувствовали и поняли значение своего честного поступка. Впоследствии ребята все, что находили, стремились во чтобы то ни стало возвратить тому, кому принадлежало найденное. Ситуация 2:Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа: на 1-м этажепродаются товары с заведомым браком, низкого качества; на 2-м этаже – обычные товары средней цены и качества; на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи. На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? Когда у нас появляется ребёнок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, порядочным, честным,посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил несбывшиеся мечты ... Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. И нам предстоит вложить в него порядочность, честность и прилежание. Ситуация 3: Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок ...». А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 2 минут письменно 5 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен». Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы: 1-я - те, которые вас устраивают в вашем ребенке; 2-я - те, которые вы бы хотели изменить в нем. Посмотрите, каких качеств больше - положительных или отрицательных? А если в них те качества о которых мы сегодня говорим? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки. В воспитании у детей единства слова и дела, убеждений и поступков, честности и правдивости большое значение имеют родители. Им надлежит заложить еще у малышей до школы прочные основы будущей привычки осуществлять сказанное в деле. Для этого отцу и матери следует применять разнообразные методы: читать детям сказки и рассказы, проводить беседы по прочитанному, разъясняя и подчеркивая важность единства слова и дела. Но самое главное – показывать личный пример и систематически упражнять детей в такого рода поступках. |