Кондратьева И.В., учитель истории и обществознания.
МБОУ « Энтузиастская ООШ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Что такое доброта?.
Цель. Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты
Участники: родители учащихся 5-6 класса, классный руководитель.
Форма проведения: групповая.
Организация родительского собрания
Приглашение родителей на собрание.
Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
Подготовить аудиозапись с высказываниями детей «Что такое доброта?».
Подготовить памятку для родителей .
Оформление, оборудование.
1.Парты расставлены в виде круглого стола.
2. Минусовка инструментальной музыки.
3. Рекомендации-памятки для родителей.
4. Компьютер, проектор для показа презентаций, экран, колонки.
5. Презентация.
План собрания
1.Вступительное слово классного руководителя. Тренинг игра- знакомство
2.Просмотр видеоклипа. Обсуждение.
3. Работа в группах
3. Эксперимент. Видеофрагмент.
4. Тренинг – «Ласковые слова».
4. Заповеди разумного воспитания
5. Рефлексия.
6. Решение родительского собрания.
7. Минута благодарности.
Ход собрания.
1. Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня я приглашаю вас к открытому разговору. У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и приветливые лица. А значит, здесь собрались добрые люди и у нас получиться откровенная и искренняя беседа.
Предлагается : Тренинг- игра « Знакомство» А для начала я предлагаю получше узнать друг друга.
Я буду задавать вопросы, а вы в качестве согласия и ответа просто будете вставать с места.
Встаньте у кого имя Светлана, Дмитрий, Алексей, Максим, Екатерина
А теперь у кого отечество Николаевич, Анатольевич, Владимирович, Сергеевна
Встаньте у кого фамилия на букву Т,К.И
Встаньте у кого маму зовут Ирина, Елена, Марина
Встаньте у кого есть младшая сестра
Встаньте кто был один ребенок в семье
Встаньте кто делает зарядку по утрам
Встаньте у кого сейчас нет с собой мобильного телефона
Встаньте кто любил бабушкины пироги
Спасибо – всего за несколько минут я о вас узнала так много. И мы начинаем с вами откровенный разговор.
Тема нашего родительского собрания: «Воспитание добротой»
В ходе нашего собрания мы с вами попытаемся ответить на вопрос : Что же такое доброта?»
2. Предлагается просмотр видеоклипа « Притча о добре и зле». https://www.youtube.com/results?search_query=притча+о+добре+и+зле
Вопросы: Попробуйте определить главную идею создателя клипа.
( ответы родителей)
Главная идея: Если в сердце твоем живет доброта, ты всегда будешь видеть мир вокруг себя цветным и радостным, как - бы тебе трудно не было , и этой радостью делиться с другими. А если твое сердце закрыто, и тебя пожирает зависть и злоба, мир будет всегда только черный и белый.
3. Работа в группах. Игра в ассоциации.
Задание №1
* Что такое доброта? Что значит – «добрый человек»?
5 слов – существительные 5 прилагательные
Дружба, нравственный
сострадание, честный
милосердие,
любовь, помощь
Перед родительским собранием задать вопросы ученикам и ответы показать родителям.
Задание №2
А как вы понимаете, смысл пословицы «За добро добром платят»?
Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
Задание №3
На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь? - возмущенно крикнула мать мальчика. – Ручка у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
- Разве можно так, мальчик! – послышалось со всех сторон.
- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убежденность в правоте содеянного ответил тот.
- Видите? – видите, воодушевившись объяснением сына, женщина обратилась уже к людям. – Он защищался. Правильно сынок не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель все же беречь надо. Ведь год только начался.
А как бы поступили на месте мамы мальчика? (Высказываются мнения)
4. Просмотр презентации : Определение доброты. Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
- Но ведь именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Слайд Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид. Многие ученые мира пытаются вывести формулу доброты, в современном мире у доброты есть даже свои праздники.
Слайд 13 ноября отмечается Всемирный день доброты.
17 февраля Всемирный день спонтанного проявления доброты.
Что же такое доброта ?
Слайд В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Слайд У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова:
" Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".
В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветье мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
5. Эксперимент. Учитель: А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент:
Чего же больше в людях: добра или зла? Перед вами весы и жетоны белые символизирующими добро и черные зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно, чего же больше в людях добра или зла).
В мире стало много зла и мы вновь и вновь говорим о доброте и милосердии.
6. Просмотр видеофрагмента. Притча о четырех свечах. https://www.youtube.com/watch?v=eETRJ98E1Do
А с чего начинается доброта?
Ответы учащихся : например с добрый слов.
7. Тренинг- игра. А сколько в мире добрых и ласковых слов.
Встанем в круг. В руках ведущего маленький мячик. Игра «Ласковое слово». Я буду называть слова, например: "Солнце", а вы ласково "Солнышко"
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце - сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
Учитель: Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы родителей)
Послушайте стихотворение Л.Николаенко.
Учитель . В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Слайд 18 Это мама, мама, мама!
Доброта живет в дружной семье, где любят и ценят друг друга.
Учитель: Уважаемые родители помните - воспитание добротой, это воспитание личным примером.
В 5 веке до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи ночи и дни были заполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей.
Учитель: Так уж устроена жизнь, что, только взрослея, человек начинает ощущать и осознавать, какое же это счастье, когда мама рядом.
- Когда тебе был 1 год, она кормила тебя и убирала за тобой. В благодарность Ты плакал всю ночь.
- Когда тебе было 3 года, она готовила для тебя вкусную еду. В благодарность Ты бросал тарелку на пол.
- Когда тебе было 4 года, она дала тебе ручку для того, чтобы научить тебя рисовать. В благодарность Ты рисовал на стенах.
- Когда тебе было 5, она одевала тебя в красивую одежду, В благодарность Ты приходил домой измазанный в грязи.
- Когда тебе было 6, она записала тебя в школу. В благодарность Ты кричал, что не хочешь идти на занятия.
- Когда тебе было 10, она ждала, когда ты придешь из школы, чтобы обнять тебя. В благодарность Ты убегал в свою комнату.
- Когда тебе было 18, она плакала на твоем выпускном вечере. В благодарность Ты попросил купить тебе машину
- Когда тебе было 20, она просила тебя побыть с семьей. В благодарность Ты проводил все свое время с друзьями.
- Когда тебе было 25, она помогала тебе с затратами на свадьбу. В благодарность Ты жил со своей женой как можно дальше от нее.
- Когда тебе было 30, она давала тебе советы по поводу твоих детей. В благодарность Ты просил ее не вмешиваться в твою личную жизнь.
- Когда тебе было 40, она звонила и говорила, что нуждается в твоей поддержке. В благодарность ты говорил: что тебе некогда и ты не сможешь быть с ней рядом..
- Когда тебе стало 50 у тебя появилось время , желание, быть с мамой, только её не стало…
Любите свою маму сейчас : не оставляй ее; не забывай ее; сделай все, что в твоих силах, чтобы она была счастлива, несмотря на то, что она делает или говорит; никогда не злись на нее, не говори слова, что могут расстроить ее или разбить ее любящее сердце.
8. Обобщение: Что же такое доброта?
Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
Доброта активная, когда человек совершает добрые дела. Но тоже проходи мимо зла.
Созидательная – самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека может в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одним человеком другим и способен бороться со злом.
Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. А теперь попробуем обобщить ваши мысли.
Вставить пропущенные слова в высказывания.
Взрослый помни…
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет душу.
9. Заповеди разумного воспитания
У вас получится своего рода памятка, кодекс о воспитании доброты в детях.
1. Доброта начинается с любви к природе и к людям.
2. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к
нему.
3. Давайте делать доброе. Хорошие поступки. Дети учатся доброте у на
4. Надо доставлять ребенку радость общения с нами
5. Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых
отношений.
6. Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
7.Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных. Даже в критических ситуациях нельзя допускать, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не будет замечать..
8.Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
9.Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
10.Рефлексия.
-И сейчас, уважаемые родители, я Вам предлагаю продолжить фразу:
«Сегодня я понял(а), что…» (каждый родитель комментирует свой ответ)
11. Решение родительского собрания
-А теперь нам необходимо составить и записать решение нашего собрания .
Какие будут предложения? Я предлагаю провести совместный праздник « Доброты » (классный руководитель и родители вносят свои предложения, а секретарь собрания записывает в протокол).
1. Подготовить и провести совместный праздник « Доброты »
2. В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя.
3. Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.
-Закончить нашу встречу размышление хотелось бы замечательным видеофрагментом.
Твори добро!
7. Минута благодарности. - Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!
Список используемой литературы.
1.Словарь русского языка. С.И.Ожегов.
2.Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.
3.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001
Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений М., 2000
Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб, 1995
Леви В.Л. Как воспитывать родителей
Воспитание добротой
Последнее время часто в педагогической практики сталкиваемся с понятием воспитание гражданское идентичности - это чувство принадлежности к общности граждан одного государства , в частности России.
А начинается формирование гражданственности с семейной идентичности.
Семейная идентичность – это ощущение принадлежности к семейной группе. Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье. Перенимаются стили родительского воспитания, образцы поведения и реагирования на разные жизненные ситуации, формируется представление о семейных ролях.
Не секрет ,что в современном обществе особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.
Притча о доброте.
Сегодня я хочу поговорить о доброте.
Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения
Она определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к “братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье
Доброта- язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид.
Три понятия доброты
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
Доброта активная, когда человек совершает добрые дела. Но тоже проходи мимо зла.
Созидательная – самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека может в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одним человеком другим и способен бороться со злом.
Доброта живет в дружной семье, где любят и ценят друг друга.
Уважаемые родители помните - воспитание добротой, это воспитание личным примером.
В 5 веке до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи ночи и дни были заполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. .
Взрослый помни…
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет душу
Заповеди разумного воспитания
1. Доброта начинается с любви к природе и к людям.
2. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
3. Давайте делать доброе. Хорошие поступки. Дети учатся доброте у на
4. Надо доставлять ребенку радость общения с нами
5. Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
6. Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
7.Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных. Даже в критических ситуациях нельзя допускать, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не будет замечать..
8.Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
9.Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
Заповеди разумного воспитания
1. Доброта начинается с любви к природе и к людям.
2. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
3. Давайте делать доброе. Хорошие поступки. Дети учатся доброте у на
4. Надо доставлять ребенку радость общения с нами
5. Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
6. Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
7.Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных. Даже в критических ситуациях нельзя допускать, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не будет замечать..
8.Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
9.Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
9