Родительский лекторий
На тему:
Детские страхи
Разработал педагог-психолог
МКОУ «Хохольская СОШ»
Гудкова Ирина Владимировна
С. Хохол
2017 год
Задачи:
Познакомить родительский коллектив с понятием «страх», классификацией
страхов по возрастам.
Предложить практические советы по работе со страхами детей.
Контингент участников: родители.
Количество участников:15-20 человек.
Форма проведения: лекторий.
Продолжительность: 25-30 минут.
Основные вопросы для обсуждения:
- что такое «страх»;
- как формируются страхи;
- как с ними бороться.
Оборудование: план-конспект лектория, буклеты.
План лектория
Орг. момент.
Введение в тему.
Работа по теме.
Итог.
Ход собрания
I. Орг. Момент
- Здравствуйте уважаемые родители! Я рада встретиться с вами на нашем лектории под названием «Детские страхи».
II. Введение в тему
- Кто-нибудь задавал себе вопрос: «Откуда берутся страхи»? Ну, а если быть точнее: «Кто учит нас бояться»?
Страх с точки зрения психологии, это состояние психики, которое возникает на основе инстинкта сохранения как реакция на какую либо опасность. Важнейший момент в психологии страха – это его причины.
III. Работа по теме
- Когда на свет рождается маленький человечек, ему не ведом страх, так как с ним рядом мама, которая всегда защитит. Я раньше сама не задумывалась над этим вопросом, пока не стала мамой. Некоторые родители говорят детям, чтобы они не трогали горячие предметы, не подходили к розетке, не ходили в темноте, потому что там «кто-то» сидит барабашка и другие неведомые звери. Они говорят это не специально, чтобы напугать детей, а потому, что боятся за жизнь своих малышей. Бывает, этим грешат и наши любимые бабушки, которые знают гораздо больше чудовищ, чем мы сами. И что же выходит, что мы сами, не ведая того, формируем в детях страхи!?
Психолог А. И. Захаров классифицировал страхи по возрасту:
С 1 года до 3 лет формируются ночные страхи.
На 2-ом году появляются страхи неожиданных звуков; одиночества, когда малыш просыпается, а мамы нет рядом; страх боли, когда тётя в белом халат делает больно.
В 3 – 5 лет детям свойственны страхи: боязнь темноты; животных; замкнутого пространства, например, застрять под диваном.
В 5 – 7 лет ведущим становится страх смерти (потерять родителей).
От 7 до 11 лет дети бояться «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».
- Не смейтесь и не ругайте малыша за его страхи.
- Избегайте фразы «ты же не трусишка».
- Пусть малыш нарисует то, чего он боится, а затем вы вместе спрячете рисунок в ящик и закроете на ключ. Объясните, что этот страх не сможет выбраться.
- Говорите о страхах правильно, используя фразы «не бойся», «это не страшно» мы и не подозреваем, что малыш воспринимает их иначе. Если хотите успокоить, лучше скажите «все чего-то боятся, даже мы», «давай мы научимся преодолевать твой страх».
- В борьбе со страхом нельзя придерживаться фразы «клин клином вышибает» это может послужить причиной стресса и психического расстройства (заикание, энурез и др.)
Каждому ребёнку присущи страхи, да, и взрослые родители всю свою жизнь бояться за своих детей, неважно 10 лет им или 50. И этот страх несётся ими через всю жизнь. Жаль, что ты это понимаешь только, когда сам становишься родителем.
А может ли страх иметь положительные характеристики? А. И. Захаров считает, что «страх играет защитную роль, позволяет избежать встречи с опасностью».
IV. Итог
- Любые эмоции могут иметь положительные характеристики и отрицательные. Вы можете согласиться с моими словами, а можете и не соглашаться. Но пугать малышей барабашками, темнотой, молнией и другим не нужно. Счастья вам!