СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: "ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ"»

Родительское собрание:  ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ ЦЕЛЬ : предложить родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника. Предложить родителям создать такие условия, такую обстановку, в которых ребенку самому захочется учиться. Учитель: Митина Марина Анатольевна   Междуреченск 2014

Родительское собрание: ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ

ЦЕЛЬ : предложить родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника. Предложить родителям создать такие условия, такую обстановку, в которых ребенку самому захочется учиться.

Учитель: Митина Марина Анатольевна

Междуреченск 2014

Список литературы и интернет ресурсы:  1. http :// eljournal.ru/stati/otsutstvie-motivacii-k-obucheniyu-10-oshibok-roditelej.html 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Монография, www.rae.ru http://www.megabotan.ru/pages/motivacija_obuchenija

Список литературы и интернет ресурсы:

1. http :// eljournal.ru/stati/otsutstvie-motivacii-k-obucheniyu-10-oshibok-roditelej.html

2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Монография, www.rae.ru http://www.megabotan.ru/pages/motivacija_obuchenija

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? 

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? 

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания.  У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания.

  • У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться,
  • у других – по разным причинам утрачивается со временем.
  У каждого родителя есть свое мнение о воспитании. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен , что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы . Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона,  прогулок, общения с друзьями, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень

  У каждого родителя есть свое мнение о воспитании.

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен , что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы . Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона,  прогулок, общения с друзьями, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень

Мотивация с точки зрения науки

«Мотивация» произошло от английского «movere» — «двигать».

Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы : полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья . Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции . Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая .

И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует , или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

 Вы замечали это явление у своего ребенка ? Первый раз , сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой , а на четвертый — пятый раз оставался совершенно спокоен . Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться . Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов, в зависимости от стиля воспитания, разные результаты , в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас, родителей, к самосовершенствованию в течение всей жизни. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость . 

Вы замечали это явление у своего ребенка ?

Первый раз , сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой , а на четвертый — пятый раз оставался совершенно спокоен . Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться . Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов, в зависимости от стиля воспитания, разные результаты , в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас, родителей, к самосовершенствованию в течение всей жизни. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость

  Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения . Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того, чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал . Ребенок не получает удовольствия от учебы , находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга . Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника . Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться . Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности . Неуспеваемость в свою очередь ведет к отклонениям в поведении.

С чего все начинается? Ошибка родителей №1 Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе , потому что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать то, что необходимо. Здесь важно развивать у ребенка  умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо . И это задача еще дошкольного возраста. Ошибка родителей №2 Ребенка рано отдают в школу . Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу .

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе , потому что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать то, что необходимо. Здесь важно развивать у ребенка  умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо . И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2

Ребенка рано отдают в школу . Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу .

С чего все начинается?  Ошибка родителей №3 Дети не посещают детский сад . Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения , когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе .  Ошибка родителей №4 Неблагополучие в семье : ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.  Ошибка родителей №5 Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы , т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №3

Дети не посещают детский сад . Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения , когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе .

Ошибка родителей №4

Неблагополучие в семье : ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы , т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

С чего все начинается?  Ошибка родителей №6 Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)  Ошибка родителей №7 Неправильные методы воспитания : подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.  Ошибка родителей №8 Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

С чего все начинается?

Ошибка родителей №6

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7

Неправильные методы воспитания : подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

 С чего все начинается?   Ошибка родителей №9 «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний , сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.  Ошибка родителей №10 Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве , и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №9

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний , сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве , и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию.

  Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

  • Выяснить, что является причиной низкой мотивации : неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
  • Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться , если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения или исправлять свои воспитательные ошибки , а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
  • В процессе учебы, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

Формирование побуждения к действию.

  Как это сделать на практике?

4) Создавать для ребенка зону ближайшего развития , Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их».

5 ) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем . Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться .

6) Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Формирование побуждения к действию.

  Как это сделать на практике?

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Важно помнить , что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью . Когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8 ) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу . Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно . А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

Формирование побуждения к действию.

  Как это сделать на практике?

9) Очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера . Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград . Нужен контроль – помощь , а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то  непременно будет взлет.

11) Очень важен навык самоконтроля в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться . Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности , количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

12) Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет . Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей .

Формирование побуждения к действию.

  Как это сделать на практике?

13) Ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая , то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку , в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника — переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка . Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы . В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕГЭ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы . Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать . Уважайте его выбор , даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Каждый заинтересованный родитель и педагог , поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком , способным на ответственные решения. Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием , и круг интересов постепенно расширится. Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от  Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной .   Сотрудничество родителей и учителей может сделать процесс получения школьного образования лишённым негатива.

Каждый заинтересованный родитель и педагог , поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком , способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием , и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от  Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной .

  Сотрудничество родителей и учителей может сделать процесс получения школьного образования лишённым негатива.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!