МОУ Староустинская СОШ Родительское собрание 8-9 классов «Как важно понимать друг друга»
Выполнила учитель математики
Покаляева И.П.
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов. Сенека
25.12.16
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ родительского собрания
1 . Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.
3. Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
4. Профилактика асоциального поведения.
5. Формирование навыков адекватного поведения в обществе.
25.12.16
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать .
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явного противоборства сто рон
ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению. Это - умение:
1 . Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра;
3.Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта .
Источники
конфликтов
Недопонимание
Чувства и
эмоции
Различия
в ценностях
и убеждениях
Различия
между людьми
«ТАКОЙ ВОТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ …»
Подростковый возраст
критический
переломный
трудный
переходный
возраст полового созревания
– … «уже не ребёнок, но ещё не взрослый !!!»
Подросток
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным
25.12.16
25.12.16
25.12.16
25.12.16
Три ступени подросткового возраста
Старший подростковый возраст
15-18 лет
Средний подростковый возраст
13-15 лет
14 лет – наиболее опасный
Младший подростковый возраст
10-13 лет
Дети
Родители
Самоутвердиться любыми способами
Как себя вести: запрещать или разрешать
Этот период психологи называют самым конфликтным
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей
неуравновешенности
Резкие перепады
настроения
Повышенная
утомляемость
Изменение
артериального
давление
Раздражительность
Подросток: «В 14 лет моё тело будто взбесилось»
Физиология подростка
В организме ребёнка происходят гормональные изменения
Интенсивность росла скелета опережает развитие мускулатуры ( непропорциональность тела, подростковая угловатость, неуклюжесть )
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выберите наиболее предпочитаемый для вас пункт
- Выполнять домашнее задание или 1. Пообщаться с друзьями
2. Поговорить о какой либо проблеме с мамой, или 2. Поделиться проблемой, возникшей трудностью с друзьями
3. Почитать книгу, ухаживать за животными или 3. Послушать музыку, сходить на дискотеку
4. Пойти с родителями в гости или 4. Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга,
подругу домой
5. Ты согласишься с мнением родителей, или 5. Ты стараешься высказать свое мнение, т.к учителей, если даже у тебя совсем ты уже достаточно взрослый
другое мнение
25.12.16
Результаты анкетирования
1
55 %
45 %
Главным для многих подростков становится не учёба, а возможность общаться с друзьями.
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок , но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
2
48 %
52 %
- На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей.
- Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников.
- Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых.
3
71%
29%
- Для подростков характерна разбросанность интересов.
- В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов в другую среду вне школьной деятельности. Активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные (см. на следующем слайде)
- Интерес к урокам снижается, успеваемость падает.
В свободное от уроков время подростки любят:
- проводить с друзьями на улице – 52 %,
- участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %,
- заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %.
Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
- Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
4
21%
79%
Главным для многих подростков становится не семейные традиции, а возможность общения с друзьями.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение
Выскажу своё мнение, так как я уже достаточно взрослый
52%
48%
Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении требовании подростка разговаривать с ним на равных.
Основной закон, на котором строится поведение подростка
- Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным, быть значимым:
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносит свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносит свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе ,
- Чувствовать свою значимость в семье ,
- Строить отношения со сверстниками ,
- Вносит свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
Методы выхода из конфликта
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
- Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
- Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- Поставить себя на место другого человека;
- Осознать право на существование иной точки зрения;
- Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
- Объясните, что значат фразы:
- “ Найти общий язык ”;
- “ Тон делает фразу ”.
- Что главное во фразе, даже важнее слов?
ИНТОНАЦИЯ .
25.12.16
Что такое интонация ? Какая бывает интонация ? (с насмешкой, с восклицанием, с восторгом, с огорчением, с благодарностью).
Потренируйтесь в группах и произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией .
( Ты молодец! – с восхищением, с насмешкой).
( Я очень рад за тебя! – с одобрением, с огорчением).
( Спасибо тебе! – с благодарностью, с обидой).
В каких случаях произносятся эти фразы? А какие ещё фразы можно сказать с разной интонацией?
25.12.16
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Поиграем в игру “Испуганный ёжик”.
Встаньте парами. Решите, кто из вас будет ёжиком, которого сильно напугала собака. Ёжик свернулся в клубок, выставил иголки и шипит на любого, кто к нему прикоснётся. Задача второго участника - успокоить ёжика при помощи слов, прикосновений, так, чтобы он поверил и спрятал иголки.
25.12.16
25.12.16
Признание в любви
25.12.16
Знаем ли мы друг друга?
- Любимое блюдо родителей \ ребенка?
- Любимое занятие в детстве родителя \ ребенка?
- Что в первую очередь сделает родитель \ ребенок , когда придет домой?
- Назовите любимый праздник родителя \ ребенка?
- Назовите любимую одежду родителя \ ребенка.
- Что может обрадовать родителя \ ребенка?
А теперь подведем итоги…
25.12.16
Корзина мнений
Будь верен своей семье и надежен.
Уважая других людей , ты уважаешь себя.
Терпимо относись к чужим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе ( родители - не боги: они тоже могут ошибаться, дети, не смотря на возраст, могут принимать правильные и мудрые решения).
Умей прощать и не будь обидчив.
Проявляй чуткость
Будь свободен от лжи и обмана.
Стремись все делать как можно лучше.
Что бы вы еще добавили в эту корзинку?
25.12.16
Корзина народной мудрости
Лучше матери друга не сыщешь.
Ради ребенка мать и огонь бросится.
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.
Отец сына на худо не учит.
Родители детям плохо не скажут.
Птица в беде мчится к гнезду, а человек к родителям.
Что есть в детях лучшее -- от родителей!
Кто слушает родителей -- не обеднеет.
Наши родители -- не гонители.
Береги отца и мать - других не сыщешь.
25.12.16
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
25.12.16
25.12.16
25.12.16
Благодарю всех за внимание
Используемая литература
1.Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительский всеобуч». «Родительские собрания 5-7 классы», Брянск, Курсив, 2006.
2. Писаревская Татьяна Петровна Баган БСОШ№1 «Методисты. RU » ТГ «Внеклассная работа в школе»
3. П лисс Н. В. Классный руководитель МОУ СОШ № 53 г. Краснодара
Разработка родительского собрания «Извечные проблемы - отцы и дети»
4.Шульгина В.П. «25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя», Ростов
http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/40666.php
http://lit.1september.ru/view_article.php?ID=200901306
http://culture.niv.ru/doc/psychology/terms-concepts/103.htm
Приложения
1 Памятка для родителей
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
- 1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- 2. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
- 3. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком , не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, не навязчивые советы.
- 4. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
- 5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- 6. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить в общении окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения .
25.12.16
Приложение № 2
Родителям
1.Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
5.Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
7.Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
8.Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
9.Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
10.Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
11.Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
12.Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
13.Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
14.Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
15.Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
16.Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
17.Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
18.Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
19.. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
20.Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему, я буду в центре вашего внимания.
21.Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
22.He отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
23.Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
24.Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
25.Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
26.Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
27.Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
28.Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
29.Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
30.Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.
Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!
25.12.16
КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?
- Уяснить для себя, что бы вы хотели?
- Кто будет принимать участие в разборе конфликта (для успешного решения это очень важно)
- Выбрать ведущего, для разбора ситуации.
- В какой обстановке будет происходить разбор конфликта?
- Как вести разговор:
- всем участникам дать возможность выговорится, изложить свои обиды;
- не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь;
- говорить только правду; не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение
ОБСУЖДАТЬ НУЖНО СЛЕДУЮЩЕЕ
- Что произошло?
- Что привело к конфликту? Почему это произошло?
- Какие чувства вызвали конфликт у участников столкновения (определить и назвать чувства)
- Как быть в этой ситуации? (Найти решение)
25.12.16
Доска оформлена следующими выдержками:
*Мы всегда выдумываем наших детей.
(Вальдемар Лысяк)
*Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить.
* Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома.
*Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами.
(Бенджамин Франклин)
*У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.
(Жан Лабрюйер)
*Взрослые — это состарившиеся дети.
(Теодор Сус Гайзел)
*Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
(Надин де Ротшильд)
*Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
(Неизвестная американка)
*Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
*Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.
(Оскар Уайльд)
* Детям нужны не поучения, а примеры .
(Жозеф Жубер)
25.12.16
25.12.16