Родительское собрание в 7 классе
Автор: Классный руководитель Тимофеева Ирина Евгеньевна.
Тема: «Какой он – мой семиклассник»
Форма проведения: беседа, разговор по душам.
Цель: привлечь родителей к пониманию проблемы трудного возраста подростка, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими потерями.
Задачи: познакомить родителей с методами воспитания детей в семье, формировать значимость проблемы взаимопонимания между родителями и подростком в жизни семьи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей. (приложение)
Классный час «Мои Семь-я».
Анкета-эссе для детей. (приложение)
Ход собрания
(На экран спроецирована тема собрания и эпиграф)
«Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой»
(Мишель де Монтень)
Здравствуйте, уважаемые родители семиклассников! Я не случайно сделала акцент на «школьном статусе» ваших детей, ведь вы, наверняка замечаете перемены в поведении, настроении, отношении к учёбе, с друзьями и так далее. И сегодня мне бы хотелось, чтобы вопрос, заключенный в теме нашего собрания задал себе каждый из присутствующих здесь: вы - как родители семиклассников, а я - как их классный руководитель и наставник. Так же, не случайно я решила затронуть эту тему именно в конце первого полугодия, поскольку адаптацию к новому учебному году дети благополучно прошли, и мы уже можем с вами на основе некоторых наблюдений составить предметный разговор и поделиться своими впечатлениями по поводу перемен, происходящих с вашими детьми.
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и серьёзных опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими с ним физическими изменениями. Чаще всего именно в седьмом классе, в возрасте 13-14 лет возникают первые, часто неосознанные влечения, новые переживания, потребности и интересы. У подростка возникает желание взаимной любви, появляется новый особый интерес к этой области человеческих отношений. Наиболее часто в этот возрастной период подростков появляется недовольство у родителей из-за чрезмерного внимания детей к своей внешности. Зачастую именно поведение взрослых, их нежелание понять естественность происходящего с их детьми влечет за собой глубокие переживания у подростков, является причиной их конфликтов с родителями. Кстати, очень важно понимать, что проблема внешности - одна из самых важных и болезненных для подростка. Как правило, в этот период он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – угловатость, лишний вес, слишком маленький или слишком высокий рост, проблемы с кожей и т.п. – все это основания для тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда, и теперь всю жизнь эти недостатки будут сопровождать их. А ведь внешность, это очень значимая и уязвимая часть «Я», поскольку она всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и ребёнок постоянно ждет и опасается именно отрицательной оценки. Как раз с этим и связана болезненная подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. А заметные отклонения в физическом развитии от общепринятого среди подростков «стандарта» и вовсе относятся к факторам риска. Именно такие подростки подвержены отрицательным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, так называемый «комплекс неполноценности». Исходя из всего вышесказанного, нужно понимать, что главная задача нас взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему уравновесить отношения со сверстниками.
Готовясь к сегодняшней встрече, я попросила вас и ребят заполнить анкеты. На основании их и ваших ответов я сделала для себя некоторые выводы. А поскольку основной целью нашей встречи является необходимость прийти к пониманию проблемы трудного возраста наших детей и помочь преодолеть им проблемы взросления с наименьшими потерями, то мне хочется дать вам некоторые рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам и вашему ребёнку сблизиться и лучше понять друг друга.
Всегда интересуйтесь мнением подростка.
Предоставляйте ему право выбора.
Передавайте своему взрослеющему ребенку полномочия, с которыми он может справиться.
Помогайте подростку обходиться правильно с его самостоятельностью
Передавайте ответственность.
Ведь каждый из вас согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки, и если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления, то родитель становится просто добрым советчиком и другом. Только тогда ваш ребенок сформируется в самостоятельную личность способную отвечать за свою жизнь. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия. В процессе воспитания выделяется три уровня ответственности:
Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;
Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере.
Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно. (Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней).
Основными условиями воспитания ответственности являются:
1. Уважение.
- Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
- Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
2. Разумные ограничения.
- Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний.
3. Продолжительность и постепенность.
- Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
5. Учет личного опыта.
- Вспомните, вы тоже когда-то были подростками, вам тоже как-то приходилось справляться с трудностями взросления.
- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь.
И помните, родителям нужно научиться любить своего ребенка! Вам может показаться эта фраза неуместной? Ведь мы и так любим своих детей. Но попробуйте по-настоящему полюбить их в подростковом возрасте, самоотверженно переживая их выходки и грубость. Жертвуя своим временем и желаниями, уважая подростка, можно не только пережить тяжелый возраст, но и, обогатившись опытом, приобрести в лице своего сына или дочери друга. Годы пройдут, страсти улягутся. А в памяти детей останутся мать и отец, которые стремились дружить со своим чадом, помогая ему преодолевать все трудности переходного возраста.
Сил вам и терпения и, надеюсь, что объединив наши усилия, мы достигнем главной цели в воспитании наших детей и поможем каждому из них стать всесторонне развитой гармоничной личностью.
2