Родительское собрание в 3 классе «Дети и компьютер»
Аннотация. Данное родительское собрание направлено на вовлечение родителей в решение проблемного вопроса «Дети и компьютер». Собрание предполагает интерактивную форму проведения, с использованием технологии проектной деятельности.
Цель: повышение уровня знаний родителей о возможностях использования сети Интернет и об основных опасностях.
Задачи:
обсуждение волнующих родителей вопросов, связанных с проблемой «Дети и компьютер»;
организация безопасного доступа в сеть Интернета обучающимися;
вовлечение родителей в практическую деятельность, используя принципы метода проектной работы.
Подготовительная работа:
накануне собрания проведено анкетирование по теме собрания (Приложение 1);
подготовка памяток для родителей (Приложение 2);
подготовка интеллект-карты «Ребёнок и компьютер»;
создание презентации к мини-лекции.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран для демонстрации;
фишки для распределения по группам;
5 листов размера А3;
фломастеры;
солнышко с отдельными лучиками и тучки.
Ход родительского собрания
Мини-лекция учителя на основе мультимедийной презентации «Дети и компьютер»
Компьютер стал привычным атрибутом современной жизни. Владение компьютером становится необходимостью для каждого специалиста. Компьютер с успехом осваивают дошкольники, а в школах изучение информатики начинают с начальной школы.
Дети с большим интересом обучаются работе на компьютере, очень многие быстро переходит с ним «на ты», зачастую становятся консультантами своих родителей.
К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умение прогнозировать. Компьютер, располагая большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей, пространственных представлений ребенка.
Однако с очевидными преимуществами обучения детей работе на компьютере возникают и серьезные проблемы, на которые взрослые обращают внимание.
Прежде всего, родителей волнует проблема – влияние компьютера на здоровье ребенка. При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие факторы:
излучение от компьютера;
изменение качества воздушной сферы в помещении, где находится компьютер;
особенности зрительной работы.
Весьма немаловажной проблемой является проблема психологического влияния компьютера на детский организм. Очень часто родители сталкиваются с проблемой чрезмерной увлеченности компьютером, когда требуется приложить немало усилий, чтобы оторвать ребенка от компьютера.
Психологи, изучающие влияние компьютера на детскую психику, считают, что привычка действовать в виртуальном мире может нарушить восприятие ребенком реального мира. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми может вызвать у ребенка такие отклонения в развитии личности, как уход в себя, аутизм.
Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и проникли практически во все сферы деятельности. Число пользователей интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.
Сегодняшние школьники, это представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью их образа жизни, и это требует реагирования на данное явление, в том числе и в образовании. В новых стандартах образования предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и, соответственно, приобретать определенный уровень и навыки пользователя.
Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Юный пользователь, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностями интернета или мобильной связи, дети вынуждены действовать методом проб и ошибок.
Результаты исследования «Дети России онлайн», проведенного в 11 регионах Российской Федерации представлены в презентации.
В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в 9-10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами. Причем возраст попадания детей в категорию интернет-пользователей неуклонно снижается. 70% учеников 9–10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются интернетом без контроля со стороны взрослых. Почти каждый третий школьник 9-10 лет использует для выхода в сеть мобильный телефон – а значит, может быть онлайн где угодно. Каждый второй ребенок 9–10 лет выходит в сеть ежедневно и почти треть – один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных детей находятся онлайн от 7 до 14 часов в неделю (около одного-двух часов в день), каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа, каждый пятый – более 21 часа.
Для большинства детей-пользователей интернета глобальная сеть в первую очередь является средством коммуникации. Так, более 75% российских детей указали, что у них есть профиль в социальных сетях, а почти треть имеет больше одного профиля в разных сетях. У третьей части опрошенных детей профили открыты и доступны всем пользователям. От 60 до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы. 69% детей 9-10 лет имеют больше 10 друзей в социальных сетях, у 28% - больше 50 друзей. При этом половина российских детей 9-16 лет постоянно знакомится в интернете с новыми людьми, а каждый пятый признается, что встречался с интернет-знакомыми в реальной жизни.
В то же время каждый второй ребенок 9–16 лет считает, что в интернете есть что-то плохое для его сверстников, а каждый пятый хотя бы раз сталкивался в интернете с чем-либо, что огорчило или обеспокоило его.
Результаты исследования показывают, что многие родители не знают, с чем сталкиваются в сети их дети. Родители наиболее просвещены в том, что дети видят сексуальные изображения в интернете, потому что сами нередко с ними сталкиваются. В отношении других онлайн-рисков они демонстрируют очень низкую осведомленность.
На основании проведенных исследований, разработана классификация интернет-рисков и угроз, с которыми сталкиваются пользователи интернета. Было выделено четыре типа рисков:
- Контентные риски связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио-, видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию (насилие, агрессию, эротику или порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.).
- Электронные риски – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.
- Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Примерами таких рисков могут быть: кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в сети и встречи с интернет - знакомыми. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Google talk, Skype), социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.
- Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества.
Для того чтобы обезопасить своих детей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должны объяснить ребенку следующие меры предосторожности при работе в Интернете (см. Приложение 2).
Обсуждение памяток полученных от учителя.
Формирование групп.
Мозговой штурм «Что такое интеллект-карта?»
Распределение ролей в группе для создания интеллект-карты по теме «Ребёнок и компьютер»
Капитан – организация, направление работы
Художник – оформление
Консультант – теоретик, подбор понятий
«Хранитель времени» – следит за временем
Презентатор – представляет результат работы
Основная работа по созданию продукта.
Презентация интеллект-карты по теме «Ребёнок и компьютер»
Рефлексия