СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Методы семейного воспитания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ученика

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Методы семейного воспитания"»

Родительское собрание

на тему «Методы семейного воспитания»

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

План проведения родительского собрания.

  1. Семейное воспитание это - актуально.

  2. Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить.

  3. Тебя как в зеркале я вижу.

  4. Меч наказанья не спеши на голову обрушить младую.

  5. Упражнения в нравственных поступках.

Ход собрания.

Добрый день, дорогие родители! Тема сегодняшней встречи- «Методы семейного воспитания». Я думаю, вас не надо убеждать в её важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращённые к самому дорогому – к детям.

В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую , постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень школьника? Как заставить ребёнка слушать родителей? Как воспитать чувство ответственности? Как приохотить к учению? Вопрос «как?» и есть вопрос метода воспитания. Ответить на эти вопросы нам поможет «Календарь творческой лаборатории». Первая страница «Семейное воспитание – это актуально»

Посиди со мной рядом

Полчаса иль минутку,

Я тебя целый день

С нетерпением ждал.

Подари мне свой взгляд,

Слово, добрую шутку,

Ах, прости, виноват…

Я опять опоздал.

Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны и просит прощения у своего маленького сына.

«Раскаяние отца» Ливингстон Ларнед.

« Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придрался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!».

Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Брюки дорого стоят – и если бы ты покупал их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. « Что тебе нужно?» - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твоё сердце, и которое даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл , семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоём характере так много здорового и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный. Преклонил перед тобой колени!»



Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые свои подходы к воспитанию? Как вы полагаете, насколько описанная ситуация типична?

(обсуждение)

Накануне собрания вы приняли участие в анкетировании по методу не завершённых предложений. Сегодня еще не раз мы будем обращаться к вашим мнениям, высказываниям в них. Опираясь на ваши ответы и , добавив в них своё видение предмета обсуждения, я представила на этой графической схеме перечень основных методов семейного воспитания(на доске вывешивается схема «Методы воспитания»).

Итак, мы с вами убедились в важности сегодняшней темы и отрываем первый лист календаря: «Семейное воспитание - это актуально».



Переходим к обсуждению следующей позиции: «Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить»

Слово - тончайший инструмент человеческого общения. Слово может быть суровое и холодное, ласковое и подбадривающее, ироническое и насмешливое т.е оно обладает огромной силой.

Слова живут не только в момент, когда звучат, но и спустя какое -то время. Ваша манера общения с детьми. Тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только аргумент , но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии.

А сейчас, уважаемые родители прошу вас объединиться по парам и в течении 5минут предложить свой вариант ответа на вопрос : «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?». Ответ запишите на листочке (обсуждение представленных вариантов)

Грубость детей ,как не прискорбно, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, к окружающим. Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам сейчас предложу:

«Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час – сын уже ложится спать – зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!» - со слезами кричит сын. «Не будешь – переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!».(ОБСУЖДЕНИЕ)

Вывод : слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно.

Прежде чем перейти к следующей страничке нашего собрания предлагаю вам памятку «О запрещённых выражениях в семье».

К числу «запрещённых» выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что …

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратными т.д)…

Все люди…( такие-то, так-то себя ведут…), а ты…

Что ты ко мне пристал…

Итак, следующая страничка «Тебя как в зеркале я вижу…».

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

Второй , не менее важный метод воспитания – организация жизни ребенка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребенка. Представлю лишь несколько своих наблюдений о влиянии уклада семьи на ребёнка.

Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей. Не посмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Вам не нравиться, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой.

Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает. А сейчас, давайте попытаемся разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.

Ситуация 1

Сын, придя из школы, рассказывает о о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

Ситуация 2

Ваш ребёнок просит купить собаку. Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Ситуация 3

Пришли гости, у них маленький ребенок. Он взял любимую модель из коллекции машин папы. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?

(Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье)

- Эту страничку хочу закончить словами Л.В.Бетховена, они очень соответствуют теме нашего разговора: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Четвёртая страница «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»

Меня сегодня наказали

За то, что я принёс кота

Меня корили и ругали,

А кот в подъезде тихо мёрз..

Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера?

Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях.

У вас на столах лежат карточки: зелёная и красная. Прошу поднять красные карточки тех, кто является, противником наказания предпочитая им другие методы воспитания, и зеленые, кто допускает возможность наказания.

Давайте разберём одну ситуацию:

Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с ним бороться?

(Ответы родителей)

Вывод учителя: грубость детей может быть следствием грубости самих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование не справедливо или невыполнимо. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребёнка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.

Завершая этот этап нашего разговора, я хочу предложить вам две памятки, которые, я надеюсь, помогут вам принять правильное решение по поводу наказания ребёнка.



И последний лист «Упражнение в нравственных поступках»

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» (К.Д.Ушинский)

Каждый из нас мечтает увидеть своего ребёнка благородным, добрым, отзывчивым, правдивым. И мы стараемся привить эти качества в детях. И вдруг такая ситуация: красивую ручку у вашего ребёнка взял одноклассник. Как правильно отреагировать на это «покушение?» Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и не так однозначно поведение взрослых в этом случае. А что в этой ситуации предложили бы вы?

(ответы родителей)

Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и не так однозначно поведение взрослых в этом случае. Ведь если вы начнёте оправдывать действия этого мальчика, то тем самым подорвёте доверие к собственным требованиям. В тоже время использовать свою власть взрослого – «отдай немедленно» - тоже не лучший вариант . По словам А.С.Макаренко, необходимо «…собственное упражнение ребёнка в нравственных поступках». Надо давать возможность быть добрым, поддерживать благие порывы, и совсем не боятся вырастить разиню и простачка.

Мы завершаем наш разговор о методах воспитания, я благодарю вас за участие. В заключении хочу пожелать , чтобы в деле воспитания вам , всегда сопутствовал успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны.



Родителям о наказании



  • Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.



  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.



  • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.



  • Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.



  • Если вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.



  • У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.



  • Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отверженным.



  • Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами .























Чем заменить наказание



  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей.



  • Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.



  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.



  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.



  • Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

«Раскаяние отца»



« Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придрался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!».

Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Брюки дорого стоят – и если бы ты покупал их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. « Что тебе нужно?» - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твоё сердце, и которое даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл , семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоём характере так много здорового и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный. Преклонил перед тобой колени!»







Памятка «О запрещённых выражениях в семье».



  • Я тысячу раз тебе говорил, что …



  • Сколько раз надо повторять…



  • Неужели тебе трудно запомнить, что…



  • Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратными т.д)…



  • Все люди…( такие-то, так-то себя ведут…), а ты…



  • Что ты ко мне пристал…



Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье



  • Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт- подражая, он очень скоро вернёт их вам.

  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

  • Не говорите о людях не уважительно, плохо - ребёнок станет отзываться так и о вас.

  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.



  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!