СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему «Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель - познакомить родителей с особенностями взаимодействия с детьми на основе перцептивной модальности.

Просмотр содержимого документа
««Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости ребенка» 13.09.2016»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа















Родительское собрание на тему:

«Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости ребенка»










Учитель начальных классов:

Хромуничева Полина Андреевна


.








с. Шурскол

2016

Конспект беседы родительского собрания

Дата: 13.09.2016

Тема: «Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости»

Класс: 1 «Б»

Цель: познакомить родителей с особенностями взаимодействия с детьми на основе перцептивной модальности.

Задачи:

  • раскрыть сущность видов перцептивной модальности;

  • выделить особенности взаимодействия детей и родителей с учетом перцептивной модальности;

  • провести диагностики на выявление доминирующей перцептивной модальности и определённого полушария головного мозга у ребёнка/

Оборудование: презентация, раздаточный материал – буктеты-памятки.


Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего собрания сегодня крайне интересная! Заинтриговала?! Ну что ж, начнем! Давайте поговорим о такой особенности восприятия информации, как ведущая сенсорная система или модальность. Существует три типа модальности: визуал, аудиал, кинестетик и восприятие материала идёт в соответствии с типом.


Для визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают читать текст сами, чем слушать устное объяснение учителя.

Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.).

Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего стола, в сумерках или при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт, тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную, кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Родителям и учителю необходимо помнить:

  • Работая с учеником  - визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.

  • Работая с учеником – кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.

  • Работая с учеником – аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Использование же одной общей модальности способно обеспечить доверительные отношения автоматически, на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т.д.

Работа в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием.

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Существует еще один канал восприятия – дигитальный, который связан со словами и числами. Дигитал (или дискрет) – встречается не часто, человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика, и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.

Среди дискретов особенно много программистов, шахматистов, ученых и исследователей.  От них часто можно услышать: «это не логично», «анализирую», «выясняю». Так как такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.

Мной была проведена диагностика, выявляющая доминирующую перцептивною модальность ваших детей.

Детям было предложено ответить на ряд вопросов:

  1. Шум тебе мешает сосредоточиться на уроке? (Да/нет)

  2. Что ты лучше запоминаешь то, что услышал(а), увидел(а) или почувствовал(а)?

  3. Слушая объяснение учителя, хочется ли тебе что-нибудь делать руками? Например, крутить ручку, рисовать и т.д. (Да/нет)

  4. Когда ты что-то делаешь: рисуешь, раскрашиваешь – ты шевелишь губами? Что-то мыслишь вслух? А может, напеваешь? (Да/нет)

  5. Когда ты слушаешь объяснение учителя, тебе хочется шевелиться – ерзать на стуле, качаться из стороны в сторону, качать ногой? (Да/нет)

  6. Ребята, каждый представьте свою маму и опишите какая она тремя словами. (Ответы детей)

  7. А теперь посмотрите на доску. У меня здесь записаны слова в три столбика, характеризующие ваших мам, выберите тот столбик, какой больше всего подходит под описание вашей мамы. Можно два. (1, 2, 3)

1.

красивая

замечательная

яркая

великолепная

прекрасная



2.

приятная

у нее ласковый голос

мягкий тон

тихая интонация

громкая понятная речь

3.

мягкая

теплая

ласковая

заботливая

у нее нежные руки


Далее учащимся необходимо было ответить на 5 тестовых вопросов:

  1. Вы готовитесь рассказать своим друзьям о новой идее. С каких слов начнете

свою речь?

А. «Предлагаю по-новому взглянуть на...»

Б. «Предлагаю вам работать по последнему слову науки и техники...»

В. «Предлагаю вам взяться за дело по-новому...»

2) Один из друзей/товарищей критикует вас, но его критика кажется вам необоснованной. Как вы скажете об этом?

А. «Не вижу тут ничего ошибочного»

Б. «Не могу сказать, что ты меня убедил»

В. «Не чувствую необходимости что-то менять»

3) Ребенок чуть не выбежал на проезжую часть. Как вы, скорее всего, будете его отчитывать?

А. «Ты что, не видишь, куда идешь?!»

Б. «Ты что, не слышишь, что я тебя зову?!»

В. «Ты что, хочешь под машину попасть?!»

4) Вы хотите поговорить с близким человеком, а он занят своими делами. Как вы привлечете его внимание?

А. «Посмотри, тут такое дело...»

Б. «Послушай, я хотела тебе сказать...»

В. «Иди сюда, нам надо поговорить...»

5) Друг или подруга подарил(а) вам на день рождения красивый шарф. Как вы выразите свое восхищение подарком?

А. «Какой чудесный цвет!»

Б. «Как приятно он шелестит, когда я двигаюсь!»

В. «Как хорошо в нее завернуться!»

Вывод: Проведя данную диагностику, оказалось, что из опрошенных в классе: 5 учащихся – кинестетики, 4 учащихся – визуалы, 3 учащихся – аудиалы и 4 учащихся – и визуалы, и кинестетики, что-то среднее между тем и тем. Дигиталов в нашем классе не наблюдается.

Как оказалось, в моем классе много кинестетиков, для которых стиль большинства уроков является «затруднительным» для их сенсорной системы, особенно для мальчиков, поскольку спокойно сидеть на уроке они могут только 10-15 минут, а урок, как известно, длится 45 минут. Но проблема в том, что многие учителя забывают об особенностях разных типов модальности и снижают отметки за то, что ребенок, который является кинестетиком, не может спокойно сидеть на стуле или ребенок-визуал рисует во время урока на листочке, или ребенок–аудиал бормочет что-то себе под нос. Конечно, не только от учителя, его личности и грамотности зависит, будет ли ребенок с любым типом модальности успешен в изучении его предмета, но и от родителей. И, те учителя, которые учитывают проявление всех трех типов модальности, используют на уроках физкультминутки и создают благоприятную обстановку для изучения своего предмета, помогают выдерживать темп урока и запоминать новую информацию, направляют учебный процесс на успех учащегося. Именно от педагога и от родителей зависит, и качество знаний, и успеваемость ученика, каким бы типом модальности он не обладал. Необходимо помнить, что учение нужно закреплять конечным смыслом и обязательно движением. Это подчеркивал еще И. П. Павлов: «Любая мысль заканчивается движением».

Провести такую же диагностику с родителями!

Но, кроме диагностики, выявляющая доминирующую перцептивную модальность, я провела еще и диагностику, позволяющая определить, какое из полушарий левое или правое развито у вашего ребенка, то есть, правша он или левша, либо же переученный(ая) левша.

Нашей способностью говорить и писать, читать и понимать мы обязаны работе левого полушария головного мозга. После этого открытия левое полушарие стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривается как дополнительное.

Так у праворуких людей доминирующим может быть, не только левое, но и правое полушарие головного мозга.


Правое полушарие головного мозга

Левое полушарие головного мозга

1. Происходит восприятие голосов, звуков, анализ интонаций, узнаём близких, отличаем мужской голос от женского.

2. Мир музыки. При поражении может не узнать знакомых мелодий, певец не может петь, а музыкант исполнять. Музыкальные мелодии лучше распознаются. Если предъявляются на левое ухо. После прослушивания музыки в стиле «рок» или « диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объём кратковременной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается. После прослушивания классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объём кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается. Классическая музыка вызывает большую активизацию мозга в правом полушарии, ритмическая – в левом.

3. Отвечает за образную память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного. При нарушении работы этого полушария ребёнок будет без удивления рассматривать на картинке невероятные изображения зайца с рогами или крылатую корову. Он просто не заметит этих несоответствий. Левша – феномен предвосхищения. Очень развита чувственная сфера. Поэтому ребёнок плаксив, надо почаще хвалить.

4. В вещах лёгкий бардачок, ему трудно концентрироваться, поэтому надо хвалить.

1. Отвечает за понимание речи ( устной и писменной). Отлично владеет речью, присутствует повышенная болтливость. Не составит труда выучить наизусть длинное стихотворение или запомнить 2 десятка иностранных слов, решит в уме простую задачу.

2. Свободно оперирует цифрами и математическими формулами.

3. Плохо справляется с анализом, разложением на простые составные элементы.

4. При лидировании левого полушария облегчаются двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Происходит большая точность движений, нужных для спортсмена.


Правое полушарие головного мозга

Левое полушарие головного мозга

Ведущие - левая рука и левый глаз.


Понимает по схемам, нужна наглядность – преобладает образная память, чувства, эмоции, ощущения.


Абстрактное мышление, выбирает свободную тему сочинения.


Развиты музыкальное и изобразительное восприятия, ориентировка в пространстве, чувственная сфера.


Ребёнок плаксив, т. к. развиты чувства.

Правополушарные мужчины не выдерживают женских слёз.


Совы

Ведущие -правая рука и правый глаз.


Преобладает сознание, интеллект (понимает со слов), логика (математические вычисления, формулы).


Конкретное сознательное мышление.



Развиты речь (чтение и письмо), двигательная сфера, математическая логика.



Левополушарные мужчины ожесточаются на женские слёзы.



Жаворонки


Данная диагностика заключалась в выполнении 8 заданий:

  1. Сцепить руки в замок. Какой палец окажется сверху? (Правый/левый)

  2. Руки «Наполеон» Какая рука сверху? (Правая/левая)

  3. Шагаем на ступеньку. Какой ногой будете вступать? (Правой/левой)

  4. Пишем, рисуем. Какой рукой вам удобнее? (Правой/левой)

  5. Положите ногу на ногу. Какая сверху? (Правая/левая)

  6. Похлопайте, ладони горизонтально расположены. Какая рука сверху? (Правая/левая)

  7. Попрыгайте на одной ноге. На какой вам хочется? (Правой/левой)

  8. Возьмите в руки листок с отверстием, вытяните руки на 30 см и смотрите на выбранный предмет двумя глазами через отверстие. Затем закройте левый глаз (предмет исчез или вы видите его?), затем закройте правый глаз предмет исчез/вы видите его). Так каким глазом видите? (Правым/левым)

Вывод: Проведя данную диагностику я пришла к выводу, что из опрошенных в классе детей, у 12 – развито левое полушарие, у 3 детей – правое. Это говорит о том, что 12 учеников 100% правши, а остальные 3 ученика, скорее всего переученные левши, поскольку в классе все пишут правой рукой.

Проводится такая же диагностика с родителями!

В заключении нашей беседы, хотела бы вам раздать буклеты-памятки, которые помогут вам при общении с ребенком, при взаимодействии с ним.



Просмотр содержимого документа
«Диагностика доминирующей перцептивной модальности»


Определение индивидуального профиля межполушарной асимметрии головного мозга

Впервые вопрос о функциональных различиях полушарий мозга поставил английский невролог Х.Джексон в 1861 году. Им же был введен в науку термин «доминантность». Он означает, что одно из полушарий мозга в регуляции сложной нервно-психической деятельности работает с большей функциональной нагрузкой.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функции другого полушария.
По типу доминирования правого или левого полушария
выделяют: «правополушарный», «левополушарный», «равнополушарный».

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизвольность, невысокая осознанность поведения, эмоциональность, их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер.

Левополушарные - рациональны и рассудочны. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Но им не хватает гибкости, непосредственности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Продукцией левого полушария являются положительные эмоции. Это оптимисты. Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным (на плоскости).

Среди левополушарных много инженеров, математиков, филосо­фов, лингвистов, представителей теоретических дисцип­лин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, Речь их грамматически правильна. Для них характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности.

Ведущим у левополушарных людей является аудиальное (слуховое) восприятие информа­ции.

Правополушарные – эмоциональны и экспрессивны, непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, общительны и контактны. Их целостное восприятие часто окрашивает мир в пессимистичные тона, т.к. правое полушарие продуцирует негативные эмоции.

С правым полушарием связаны непосредственно-чувственное восприятие, художественное мышление, творчество. Творчество может проявляться в разных сферах. Например, при решении бытовых проблем и производственных задач, в сфере человеческих отношений. Многие жизненные противоречия могут восприниматься человеком как непреодолимые только потому, что у него доминирует левое полушарие, обеспечивая однозначное, линейное восприятие мира. Образное мышление позволяет снять противоречия благодаря «широте взглядов».

Мышление правополушарных является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным).

Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Ведущими модальностями правополушарных людей являются ви­зуальная и кинестетическая.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное до­минирование одного из полушарий, оба синхронно уча­ствуют в выборе стратегий мышления. Кроме того, суще­ствует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но по­зволяет увидеть многое в человеческой личности яснее.

Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, разви­тие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Экспресс-тест «Художник или мыслитель?»

Инструкция: Вам предлагается одиннадцатибальная система: категорическое отрицание (нет) высказанному мною оценивается в 0 баллов. Безоговорочное согласие (да) — 10 баллов. Но в процессе ответов на вопросы, вы имеете возможность поставить любое промежуточное число — от 0 до 10. Ваша задача — записывать в тетради номер вопроса и ваш балловый ответ.

Вопросы теста:
  1. У меня чаще всего бывает хорошее настроение

  2. Я хорошо помню то, что было уже достаточно давно

  3. Прослушав один-два раза мелодию, я могу напеть ее

  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю, как все это происходило

  5. Я не люблю, когда люди громко смеются

  6. Мне трудно дается решение алгебраических примеров

  7. Я легко запоминаю незнакомые мне лица

  8. Среди своих друзей я всегда первым начинаю разговор

  9. Я не поверю, пока мне не представят доказательства

  10. У меня чаще всего бывает плохое настроение


Ключ к тесту:

Просчитаем отдельно суммы баллов по вопросам:

Для левого полушария 1 2 5 8 9

Для правого полушария 3 4 6 7 10


Возможно три варианта:

  1. Сумма для левого полушария больше суммы для правого полушария более чем на 5 баллов:

    • Логический тип мышления;

    • Оптимист;

    • Считает, что большую часть проблем может решить самостоятельно;

    • Легко вступает в контакт с людьми;

    • Больше полагается на расчет, чем на интуицию;

    • Больше доверяет печатной информации, чем собственным впечатлениям.

  2. Сумма для правого полушария больше суммы для левого полушария более чем на 5 баллов:

    • Художественный тип мышления;

    • Склонность к пессимизму;

    • Предпочитает полагаться на собственную интуицию, чувства, чем на логический анализ и чаще всего не обманывается;

    • Не общителен;

    • Может работать в любых неблагоприятных условиях (шум, помехи).

3. Разница менее 5 баллов — зона гармоничного развития. Сочетает в себе перечисленные выше характеристики


Учет ведущей модальности восприятия

Информацию о мире мы получаем через различные каналы восприятия, в основном, через глаза, уши и ощущения. Эти сенсорные каналы и есть наши модальности (возможности), т.е.:

- визуальный - зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
- аудиальный - слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
- кинестетический - чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство). 

Сенсорный канал, с помощью которого человек отражает действительность и дает обратную связь - называется репрезентативной сенсорной системой, на ее основе нами принимаются все решения.

В зависимости от того, какая сенсорная система преобладает, всех людей можно условно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Отдельно выделяют еще один — дискретный.

Для того чтобы определить свой тип восприятия существует специальный тест С.Ефремцева, который называется «Диагностика доминирующей перцептивной модальности». С помощью этой методики можно лучше понять себя и других.


Инструкция к тесту: Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с  данным утверждением, и знак «-», если не согласны.


  1. Я люблю наблюдать за облаками и звездами

  2. Я люблю напевать себе, когда чем-нибудь занимаюсь

  3. Я не стану носить модную вещь, если она неудобна

  4. Мне нравится ходить в сауну, париться в бане

  5. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают

  6. Я могу узнать по шагам, кто вошел в помещение

  7. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам

  8. Я придаю серьезное значения своему внешнему виду

  9. Мне нравится принимать массаж

  10. Когда есть время, я люблю наблюдать за людьми

  11. Если мне приходится долго сидеть, я сильно устаю

  12. Рассматривая одежду в витрине, я могу понять, будет ли мне хорошо в ней

  13. Когда я слышу старую мелодию, то мысленно возвращаюсь в прошлое

  14. Я стараюсь не читать во время еды

  15. Я люблю разговаривать по телефону

  16. Я думаю, что у меня есть склонность к полноте

  17. Я предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому(ой)

  18. После тяжелого дня мое самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться

  19. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков

  20. Я долго помню то, что мне сказали приятели или знакомые

  21. Мне легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

  22. Вечером я обязательно должен(на) принять теплый душ или ванну

  23. Я стараюсь записывать все важные дела, чтобы не забыть

  24. Я иногда разговариваю сам(а) с собой

  25. Меня утомляет долгая езда на машине

  26. Тембр, интонация голоса многое мне говорят о человеке

  27. Я придаю значение свойственной другим людям манере одеваться

  28. Я люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться

  29. Мне не нравится спать на слишком твердой или слишком мягкой постели

  30. Мне трудно найти для себя удобную обувь

  31. Мне нравится смотреть теле- и видеофильмы

  32. Даже спустя годы я могу узнать лица, которые когда-либо видел(а)

  33. Я люблю слушать шум дождя

  34. Я не прислушиваюсь к своим собеседникам

  35. Я люблю заниматься спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, танцевать

  36. Я не могу уснуть, когда рядом тикает будильник

  37. Я не стремлюсь подобpать идеальнyю гpомкость и звyчание стерео- аудиоаппаратуры

  38. Когда я слушаю музыку, отбиваю такт ногой

  39. На отдыхе я люблю рассматривать памятники архитектуры

  40. Я не выношу беспорядка в комнате, где живу, и на своем рабочем месте

  41. Я не люблю одежду из синтетических тканей

  42. Яркость освещения в комнате не влияет на мое настроение

  43. Я нечасто хожу на концерты

  44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности

  45. Я люблю рассматривать репродукции картин, охотно посещаю галереи и выставки

  46. Меня интересуют серьезные споры

  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

  48. В шуме я не могу сосредоточиться


Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это Ваш тип ведущей модальности, ваш главный канал восприятия.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Существует еще один канал восприятия – дигитальный, который связан со словами и числами. Дигитал (или дискрет) – встречается не часто, человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика, и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.

Среди дискретов особенно много программистов, шахматистов, ученых и исследователей.  От них часто можно услышать:  «это не логично»,  «анализирую», «выясняю». Так как такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.









Просмотр содержимого документа
«ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»

Нашей способностью говорить и писать, читать и понимать мы обязаны работе левого полушария головного мозга. После этого открытия левое полушарие стало признаваться доминирующим( ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривается как дополнительное.

Так у праворуких людей доминирующим м.б. не только левое, но и правое полушарие головного мозга.



Правое полушарие головн. мозга

Левое полушарие головн. мозга

1. Происходит восприятие голосов, звуков, анализ интонаций, узнаём близких, отличаем мужской голос от женского.

2. Мир музыки. При поражении может не узнать знакомых мелодий, певец не может петь, а музыкант исполнять. Музыкальные мелодии лучше распознаются. Если предъявляются на левое ухо. После прослушивания музыки в стиле «рок» или « диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объём кратковременной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается. После прослушивания классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объём кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается. Классическая музыка вызывает большую активизацию мозга в правом полушарии, ритмическая – в левом.

3. Отвечает за образную память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного. При нарушении работы этого полушария ребёнок будет без удивления рассматривать на картинке невероятные изображения зайца с рогами или крылатую корову. Он просто не заметит этих несоответствий. Левша – феномен предвосхищения. Очень развита чувственная сфера. Поэтому ребёнок плаксив, надо почаще хвалить.

4. В вещах лёгкий бардачок, ему трудно концентрироваться, поэтому надо хвалить .

1.Отвечает за понимание речи ( устной и писменной). Отлично владеет речью, присутствует повышенная болтливость. Не составит труда выучить наизусть длинное стихотворение или запомнить 2 десятка иностранных слов, решит в уме простую задачу.

2. Свободно оперирует цифрами и математическими формулами.

3. Плохо справляется с анализом, разложением на простые составные элементы.

4. При лидировании левого полушария облегчаются двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Происходит большая точность движений, нужных для спортсмена.





Правое полушарие головн. мозга

Левое полушарие головн. мозга

Ведущие -левая рука и левый глаз.


Понимает по схемам , нужна наглядность – преобладает образная память, чувства, эмоции, ощущения.


Абстрактное мышление, выбирает свободную тему сочинения.

Развиты музыкальное и изобразительное восприятия, ориентировка в пространстве, чувственная сфера.

Ребёнок плаксив, т. к. развиты чувства.

Правополушарные мужчины не выдерживают женских слёз.


Совы


Ведущие -правая рука и правый глаз.


Преобладает сознание , интеллект ( понимает со слов), логика (математические вычисления, формулы).


Конкретное сознательное мышление.


Развиты речь ( чтение и письмо), ,двигательная сфера, математическая логика.



Левополушарные мужчины ожесточаются на женские слёзы.


Жаворонки



Просмотр содержимого презентации
«ТЕСТ МОДАЛЬНОСТЬ»

Каналы первичного восприятия и внутренней обработки информации  (репрезентативная система или модальность)
  • Каналы первичного восприятия и внутренней обработки информации (репрезентативная система или модальность)
- - - - зрительная ( визуальная ) модальность - зрительная память и опыт, копилка образов и слов, описывающих зрительные впечатления.  слуховая ( аудиальная ) модальность - слуховая память...  тактильная ( кинестетическая
  • -
  • -
  • -
  • -
  • зрительная ( визуальная ) модальность - зрительная память и опыт, копилка образов и слов, описывающих зрительные впечатления. слуховая ( аудиальная ) модальность - слуховая память... тактильная ( кинестетическая ) модальность - тактильная память, опыт движений и прикосновений. рациональная модальность (все, что относится к мыслительной деятельности).
1. Вы готовитесь рассказать своим коллегам о новой идее. С каких слов начнете свою речь?    А
  • 1. Вы готовитесь рассказать своим коллегам о новой идее. С каких слов начнете свою речь?  А "Предлагаю по-новому взглянуть на..."  Б "Предлагаю вам работать по последнему слову науки и техники..."  В "Предлагаю вам взяться за дело по-новому..."
2. Один из коллег критикует вас, но его критика кажется вам необоснованной. Как вы скажете об этом?    А
  • 2. Один из коллег критикует вас, но его критика кажется вам необоснованной. Как вы скажете об этом?  А "Не вижу тут ничего ошибочного"  Б "Не могу сказать, что ты меня убедил"  В "Не чувствую необходимости что-то менять"
3. Ребенок чуть не выбежал на проезжую часть. Как вы, скорее всего, будете его отчитывать?    А
  • 3. Ребенок чуть не выбежал на проезжую часть. Как вы, скорее всего, будете его отчитывать?  А "Ты что, не видишь, куда идешь?!"  Б "Ты что, не слышишь, что я тебя зову?!"  В "Ты что, хочешь под машину попасть?!"
4. Вы хотите поговорить с близким человеком, а он занят своими делами. Как вы привлечете его внимание?    А
  • 4. Вы хотите поговорить с близким человеком, а он занят своими делами. Как вы привлечете его внимание?  А "Посмотри, тут такое дело..."  Б "Послушай, я хотела тебе сказать..."  В "Иди сюда, нам надо поговорить..."
5. Подруга подарила вам на день рождения красивую шаль. Как вы выразите свое восхищение подарком?    А
  • 5. Подруга подарила вам на день рождения красивую шаль. Как вы выразите свое восхищение подарком?
  •   А "Какой чудесный цвет!"  Б "Как приятно он шелестит, когда я двигаюсь!"  В "Как хорошо в нее завернуться!"
6. А теперь, припомните свою первую любовь... Кода вы задумались об этом, как двигались ваши глаза, ваша голова?    А Немного запрокину голову назад, посмотрю вверх   Б Слегка наклоню голову набок, взгляд в сторону   В Голова чуть опущена, взгляд вниз
  • 6. А теперь, припомните свою первую любовь... Кода вы задумались об этом, как двигались ваши глаза, ваша голова?  А Немного запрокину голову назад, посмотрю вверх  Б Слегка наклоню голову набок, взгляд в сторону  В Голова чуть опущена, взгляд вниз
Если у Вас больше букв «А», то :
  • Если у Вас больше букв «А», то :

Вы предпочитаете визуальную информацию - то, что можно увидеть. В общении вы соблюдаете дистанцию, чтобы лучше видеть собеседника. Вы любите порядок на рабочем месте и дома, разбросанные в беспорядке вещи режут глаз. У вас аккуратный, понятный почерк. Вас не так отвлекает и утомляет шум вокруг, как мелькание и беготня в поле зрения. Однако вам трудно воспринимать информацию на слух, и это умение вы можете развивать.

Если у Вас больше букв «Б», то :
  • Если у Вас больше букв «Б», то :

Вы предпочитаете аудиальную информацию - то, что можно услышать. В общении вы предпочитаете располагаться поближе к собеседнику, вполоборота к нему или рядом, чтобы лучше слышать его. При чтении и письме вы помогаете себе, слегка шевеля губами, проговаривая слова. Вы способны к музыке и языкам, хорошо улавливаете нюансы в произношении интонации, умеете наслаждаться хорошим качеством музыкальной аппаратуры и певческими голосами. Вы хороший декламатор, оратор, лектор. Вас сильно отвлекает посторонний шум, и поэтому вам имеет смысл упражнять другие модальности (визуальную и кинестетическую).

 

Если у Вас больше букв «В», то :   Вы предпочитаете кинестетическую информацию - то, что можно почувствовать, ощутить. В общении вы придаете значение касаниям: либо специально их избегаете, либо используете, чтобы подчеркнуть важные моменты речи. у вас живая мимика, выраженная жестикуляция. На рабочем месте художественный беспорядок. Вам мешают сосредоточиться различные ощущения: вам то холодно, то жарко, то неудобно, то что-то где-то болит... Вам важно научиться справляться с эмоциональными колебаниями и концентрироваться на визуальной и аудиальной информации. У вас аккуратный, понятный почерк.  
  • Если у Вас больше букв «В», то :
  • Вы предпочитаете кинестетическую информацию - то, что можно почувствовать, ощутить. В общении вы придаете значение касаниям: либо специально их избегаете, либо используете, чтобы подчеркнуть важные моменты речи. у вас живая мимика, выраженная жестикуляция. На рабочем месте художественный беспорядок. Вам мешают сосредоточиться различные ощущения: вам то холодно, то жарко, то неудобно, то что-то где-то болит... Вам важно научиться справляться с эмоциональными колебаниями и концентрироваться на визуальной и аудиальной информации. У вас аккуратный, понятный почерк.