СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: «Воспитание без насилия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На родительском собрании обсуждается понятие синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Рассказывается про виды семейного насилия: физическое, эмоциональное. Для понимания родителями проблемы проводится игра «Ассоциативный  ряд»,  дискуссия по предложенным ситуациям,

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: «Воспитание без насилия».»

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат о. Муром».














Родительское собрание на тему:

«Воспитание без насилия».








Подготовила:

учитель начальных классов

Опарина Ирина Владимировна



















"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).
"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).
Разместить на доске рисунки учащихся начальных классов "Мир детства без насилия".


Ход проведения собрания

I. Организационный момент.

- Здравствуйте уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми

Перед тем,  как мы с вами приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.





II. Выступление учителя (сопровождается сменой показа  слайдов).

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми. Но не надо забывать, что ребенок – человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе, любви. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: кричат, если мы кричим, грубят, если мы грубим, бывают жестокими, если мы это демонстрируем. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Многообразие отношений между ее членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.
По поводу воспитания детей существует множество теорий.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.

Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие.

Виды насилия

Наиболее распространёнными являются следующие виды семейного насилия.

Физическое – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, в результате чего у него возникают нарушения физического и психического здоровья и развития либо наступает летальный исход. Исследования современных учёных подтверждают, что у детей, которые подвергаются физическому насилию, в дальнейшем возникают проблемы с поведением, они оказываются более агрессивными и нервными.

Эмоциональное (психическое) –ребёнок испытывает постоянную нехватку внимания, любви и заботы родителей, в свой адрес слышит лишь угрозы и насмешки взрослых. К ребёнку предъявляют чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту и, как следствие, не могут быть им выполнены. Это приводит к потере ребёнком чувства собственного достоинства и уверенности в себе, нарушению его эмоционального развития

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

К сожалению, наказание является одним из ведущих методов семейного воспитания. По мнению большинства родителей, это позитивный способ оказания воздействия на ребёнка. Зададимся вопросом, что такое наказание и насколько оно эффективно?



Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками раздражают родителей.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.

Игра «Ассоциативный ряд».

Для понимания родителями проблемы я хочу провести с вами игру: «Кто – какой».

У меня написано два слова, назовите ваши ассоциации на эти слова:

Дети – игрушки, смех, школа, шалости, т. е. здесь ассоциации почти совпадают.

А какие ассоциации возникают у детей на слово «взрослые» - ругают, кричат, работают, заботятся, пьют, дерутся, не пускают на улицу, воспитывают.


Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестаёт быть весёлым и живым, он прячет тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Сюжетная игра. Я прошу выйти ко мне одного из родителей. Мы часто говорим своему ребёнку:

Не бегай, не прыгай, не упади… (Мы завязываем ему ноги)

(вызванному родителю ленточкой связывают ноги)

Не слушай, это не для твоих ушей… (Завяжем ему уши)

Не трогай то, не трогай это… (Мы связываем ему руки)

Не кричи, не разговаривай громко… (Завяжем ему рот)

Не смотри этот фильм… (Завяжем ему глаза)

Давайте спросим нашего «ребёнка», как он себя чувствует?

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том как убедить своего ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие приносит только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении.

Запретов не должно быть слишком много. Но обязательно следует запрещать!

  1. То, что может нанести вред здоровью ребёнку и окружающим. (Не бегай с ножом)

  2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей. (Не царапай стол)

  3. То, что противоречит нравственным нормам. (Не читай чужие записки)




Дискуссия по предложенным классным руководителем ситуациям:
1) Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: "Сиди, сиди, ты еще маленький".
2) Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
3) Придя на урок, ребенок не находит в портфеле нужного учебника. Он начинает обвинять маму, бабушку в том, что они забыли положить книгу в его портфель.
4) Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.


Наблюдения за детьми показали, что они знают вежливые слова, однако употребляют лишь "здравствуйте" и "до свидания". Очень редко говорят: "пожалуйста", "разрешите", "извините". А все потому, что в диалоге ребенка со взрослым чаще слышишь: "дай", "отстань", "не мешай" и т. д. Необходимо больше беседовать с детьми, рассказывать о том, как возникло то или иное слово, в какой ситуации его целесообразно использовать.

Самим не забывать говорить "волшебные слова", не грубить и не сквернословить , так как вашу привычку обязательно переймет ваш ребенок. Не демонстрировать показную вежливость и чуткость, так как ребенок начнет вам подражать, и вы заметите фальшь в отношениях. Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет замечательным уроком добра и человечности для ребенка.
Уважаемые родители, помните слова

В.А. Сухомлинского:

«Трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»