МОУ СОШ №138
Родительское собрание:
ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ.
Классный руководитель 5«б»
Иванова Л.И.
Центральный район
г.Челябинск
2012г.
Родительское собрание:
ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ.
Папа Ани 3. пришел в школу по звонку дочери. Девочка позвонила домой и пожаловалась на одноклассников. Разгневанный отец сразу же отправился в школу, разыскал двух виновных мальчиков, схватил их и стукнул лбами. У одного школьника осталась царапина на шее от захвата, он пошел в медкабинет за помощью, а заодно, чтобы «освидетельствовали» и «зафиксировали» факт рукоприкладства.
Случай в целом, независимо от того, кто прав, кто виноват, возмутительный. Сразу скажем, что обида, нанесенная подростками своей однокласснице, не связана ни с побоями, ни с увечьями, ни с особенным моральным ущербом. Две девочки-подружки переобувались на перемене после урока физкультуры. Пробегавшие мимо мальчишки подхватили одну из кроссовок и бросили ее чуть подальше. Может, озорство, может, хулиганство, а возможно, внимание к девочке, специфичное для этого возраста.
Школа на хорошем счету. Здесь углублен^ но преподают некоторые гуманитарные предметы, учатся дети в основном из интеллигентных, благополучных семей. И папа Ани — человек сугубо положительный, научный сотрудник, чуть старше средних лет. Виновные мальчики хорошо успевают, вполне нормальные, приличные дети. Но такие случаи бывают и в других учебных заведениях.
Конечно, подобный инцидент для директора и педагогов школы — событие неприятное, с ним надо разобраться. Участников конфликта необходимо успокоить. И самое главное — выяснить, почему такое могло произойти. Это не должно повториться.
Случившееся обсуждают директор, завуч, организатор внеклассной работы, классный руководитель, психолог и родители школьницы. Мнение родителей: их дочь чаще, чем других детей, обижают и задевают сверстники. Мама неоднократно беседовала по этому поводу с классным руководителем, просила принять меры, оградить дочь от обид. Классный руководитель предпринимала все, что было в ее силах: объясняла, наказывала, вызывала родителей. Однако это не помогало. Отсюда, вообще-то, на первый взгляд неадекватная реакция отца на сегодняшнюю ситуацию: что называется «довели» и девочку, и родителей.
После обсуждения попытались цивилизованно уладить конфликт, решили, кто перед кем должен извиниться, пообещали, что подобное не повторится и Т.п. Отдельный разговор состоялся с мальчиками и с их родителями. Все уладилось. Но все же...
Директор и учителя не совсем понимают, что следует предпринять, как работать с родителями? Как объяснить мамам и папам, что они не должны вмешиваться в конфликты между детьми? Какая позиция родителей правильная по отношению к дружбе своего ребенка со сверстниками или к его ссорам с ними?
Позиция родителей.
Сегодня в школе учатся дети родителей с новой психологией. Они знают свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывают им собственное мнение. Изменилась и внутренняя позиция педагогов. Они уже не считают возможным так однозначно, как раньше, предъявлять что-либо родителям от лица общества.
Не будем забывать и о бедственном положении учителя. Эмоционально напряженная ежедневная работа, требующая высокой квалификации, и в то же время — низкая оплата, полное отсутствие социального престижа. Все это, естественно, не повышает авторитет педагогов у родителей.
Вот некоторые результаты проведенного в одной из средних школ Москвы анкетирования. Они позволяют взглянуть на проблему глазами родителей.
На анкету отвечали родители 42 семей.
На вопрос: «Считаете ли вы, что родители имеют право непосредственно вмешиваться в конфликты между детьми в школе?» — большинство ответили утвердительно. Ответ «да» (с разными оговорками: иногда, в редких случаях, в исключительных случаям и т.д.) дала 31 семья (74% отвечавших), «нет» встречается 9 раз (21%), «не знаю» — 2 раза.
Родители так аргументируют свою позицию: «Родители имеют право вмешиваться в конфликты между детьми, чтобы помочь им разрешить ситуацию»; «Только в исключительных случаях, если конфликт угрожает здоровью или мешает учебе»; «В случае, кОг-да педагог игнорирует конфликт, родители должны вмешиваться в отношения между детьми, но делать это нужно деликатно, не унижая ни одну из конфликтующих сторон»; «Все зависит от характера конфликта. Если он на уровне детской ссоры, то — нет. Но если ребенок морально или физически подавляется и неоднократно,тогда— да»; «Вмешательство возможно (особенно в начальной школе), но в разумной форме».
Некоторые родители дают достаточно мудрые, конструктивные ответы (правда, их очень мало): «Открыто вмешиваться в конфликты детей — дело рискованное, поскольку можно навредить собственному ребенку. По-моему, более правильно по-дружески разобраться в ситуации, встать на позиции сторон, убедить ребенка, что в любом случае не стоит «раздувать из искры пламя» и т.д. Вообще, если у ребенка есть дома друзья и советчики в лице родителей, ему и в школе живется легче»; «Я считаю, что родители должны давать ребенку разумные советы, касающиеся трудных жизненных ситуаций, но вмешиваться непосредственно в конфликты между детьми нецелесообразно — ребенок должен сам научиться разбираться со своими трудностями»; «Если между ребенком и родителями откровенные, дружеские отношения и родители знают о конфликте и его причинах, то нет никакой необходимости непосредственно вмешиваться в конфликт между детьми в школе. Дома вместе с ребенком надо спокойно разобраться в сложившейся ситуации и помочь ему самому найти выход из создавшегося положения».
Для ребенка неблагоприятна позиция родителей, согласно которой они имеют npatfo непосредственно вмешиваться в детские конфликты. Реализация этого отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками самого учащегося. Кроме того, она нарушает хОД учебно-воспитательного процесса в школе, выражает недоверие учителю, классному руководителю, порождает дополнительно различные конфликты. К сожалению, даже «конструктивные» ответы родителей не предусматривают сотрудничества с педагогами.
Обратите внимание: в одном из ответов мама пишет, что если открыто вмешиваться в конфликты детей, можно навредить собственному ребенку. Она на 100% права. Обычно в каждом классе есть ученик, которого одноклассники любят поддеть, задеть, обидеть. И иногда достаточно жестко. На первый взгляд, этот школьник и по успеваемости, и по внешности ничем особенно не отличается от других ребят. Учителя удивляются, почему именно он «притягивает» агрессивность и злые шутки сверстников? А дело в его реакции на обиды и в реакции его родителей.
Каждый ребенок в детском коллективе время от времени попадает в ситуацию, когда над ним подшучивают, слегка задевают. Нормально, если он при этом не хнычет, не жалуется старшим, а как-то остроумно отвечает, дает «сдачи»: умеет сам постоять за себя. Хуже, если в эти ссоры вовлекаются взрослые: то он жалуется учителю, то маме с папой. Родители постоянно приходят к классному руководителю, говорят, что их чадо обижают, просят принять меры. Дети все это видят. И получается замкнутый круг: новые обиды, новые злые шутки — ребята смотрят, какова будет реакция на этот раз, что предпримут взрослые. Они как бы «прощупывают» круг возможных своих выходок и круг возможных реакций взрослых. Такое вот «разбойничье» детское любопытство: выяснить предел дозволенного. Конечно, все это для учащихся происходит на подсознательном уровне. Если вы спросите их, почему они все время обижают именно этого мальчика, то ничего вразумительного в ответ не услышите. Долу чается, что взрослые непреднамеренно провоцируют негативное отношение сверстников к ребенку. Аналогичный психологический механизм сработал и в отношениях между Аней 3. и классом, где она учится.
Аня и ее мама воспользовались приглашением психолога на индивидуальную консультацию. Сначала отдельно состоялся разговор с девочкой. Приятная внешность. Аккуратно, немного по-детски причесана, одета вполне современно. Молчалива и робка, испуганный и настороженный взгляд. На протяжении двух наших встреч-бесед она так и осталась настороженной, не пожелавшей раскрыться. А ведь разговор все время шел о ней, о ее характере, интересах. Для определения их использовались различные методики: подростковый опросник Айзенка, самооценка интересов, рисуночный тест «несуществующее животное», определение самооценки. Результаты этих тестов обсуждались во время бесед. Обычно подростки с большим интересом воспринимают и обсуждают информацию о себе, она для них очень значима. Вместе с Аней мы пришли к выводу, что ей обязательно надо найти для себя какое-нибудь интересное дело, возможно, связанное с будущей профессией, увлечься им. Близкая подруга у нее в классе есть. Обиды на ребят девочка не держит. На различные шутки и выходки одноклассников иногда, может быть, и не стоит обращать внимание, иногда отвечать, но самостоятельно, рассчитывая лишь на собственные силы и на поддержку близких подруг.
Разговор с мамой Ани оказался непростым. Искреннее желание психолога помочь девочке найти выход из сложившегося положения побудило женщину на откровенный монолог о своей жизни и о своей дочери. Жизнь, как и у многих людей в наше время, непростая: сокращение на службе, конфликты, поиски новой работы. Обиды сочетаются у нее с какой-то внутренней агрессивностью и уверенностью в том, что все это специально подстроено недругами. Дочь любит безмерно. Мнительность свою она переносит и на ребенка: ей кажется, что дети специально ищут случая, чтобы обидеть Аню. Она постоянно наблюдает за дочерью, провожает и встречает ее. Матери кажется, что группки одноклассников, «тусующиеся» после уроков возле школы, собрались специально, для того чтобы подкараулить девочку и сделать ей что-то нехорошее. Приводила примеры, когда сверстники вредили дочери, начиная с ее самого раннего детства.
Скорректировать отношение к жизни и характер этой женщины школьному психологу не под силу. Наша беседа постепенно перешла в диалог, в котором психолог очень осторожно и доброжелательно пытался убедить мать, что 12-летняя девочка должна учиться самостоятельно строить свои отношения со сверстниками. Нормальное общение с детьми своего возраста имеет для психического развития ребенка первостепенное значение. Именно в подростковом возрасте формируются и оттачиваются навыки общения, играющие важную роль во всей жизни человека. И надо помочь дочери научиться общаться с одноклассниками на равных, самостоятельно стоять за себя в любой ситуации. Пришло время, когда родителям необходимо передать девочке хоть немного ответственности за собственную жизнь и за отношения с друзьями, подругами, одноклассниками.
Взаимодействие семьи и школы.
Итак, мы видим, и это не открытие, — очень многое в формировании личности ребенка зависит от родителей. Возможности школьных педагогов не безграничны. И сотрудничество учителей с родителями просто необходимо. Педагогическое и психологическое просвещение педагогов и родителей, создание в каждой школе системы их взаимодействия помогли бы избежать многие сложные ситуации, в том числе и подобные той, что описана в этой статье.
Схематически пути взаимодействия педагогического коллектива и родителей можно изобразить так (см. схему).
К внешним способам относится создание правил взаимодействия как для учителей, т^к и для родителей. Создание подобных правив — творческое дело администрации школы с привлечением учителей и родителей. Правила взаимодействия не ущемляют свободы ни педагогов, ни родителей, не противоречат демократическим принципам. Хорошо известно, что свободы нет без дисциплины, так же, как и дисциплины без свободы. Насколько это разные понятия, настолько они необходимы друг другу. Поэтому нормальное, разумное решение вопроса—в установлении определенных правил, основанных на равноправии сторон и направленных на то, чтобы наиболее рационально использовать рабочее время педагога и свободное время родителей, планировать учебно-воспитательный процесс, избегать отрицательных эмоциональных, нагрузок.
Такие правила разработаны в нашей школе
I.ПРАВИЛА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
I. ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родители, отдавшие детей учиться в данную школу, доверяют ее учебно-воспитательной программе, а также учителям — преподавателям и воспитателям.
Родители имеют право на информацию об учебно-воспитательной программе школы.
Родители имеют право на информацию об успеваемости и дисциплине ребенка.
Родители не имеют право непосредственно вмешиваться в учебно-воспитательный процесс, в конфликты между детьми.
Родители считаются с замечаниями и предложениями учителей по поводу воспитания и обучения ребенка, принимают соответствующие меры.
II. ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Педагоги предоставляют родителям информацию об учебно-воспитательной программе школы.
Педагоги предоставляют родителям информацию об успеваемости и дисциплине ребенка.
Педагоги считаются с правами родителей на собственные взгляды и убеждения по поводу воспитания своего ребенка.
Педагоги имеют право высказывать родителям замечания и предложения по поводу воспитания и обучения ребенка.
III. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
1. Родители и педагоги — равноправные партнеры в воспитании детей.
2Возникающие конфликты и противоречия между педагогами и родителями не должны игнорироваться или камуфлироваться, а должны цивилизованно разрешаться.
При индивидуальном общении педагога с родителями соблюдается конфиденциальность.
Родители не имеют права в любое время отвлекать педагога от работы. Для общения должно быть выделено определенное время (например, один раз в неделю в определенный день и часы) или необходима предварительная договоренность.
Работа по нормализации взаимодействия семьи и школы будет эффективной лишь в том случае, если одновременно с разработкой и соблюдением правил взаимодействия используются и внутренние способы. К ним относятся индивидуальные консультации и групповые занятая (семинары., тренинги.) с учителями и родителями.
Акцент в работе с учителями должен быть сделан на их обучении психологическим основам взаимодействия, например, таким: психология помощи и работа учителя с семьей; общение учителя с родителями как диалог; конфликты учителя с родителями, управление конфликтами; способы их разрешения; типология семей и семейного воспитания и т.д.
Содержанием работы с родителями может стать их педагогическое и психологическое просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей, возможностями семейного воспитания, с основами общения с собственным ребенком, с его друзьями и т.п.
Наибольший эффект дает индивидуальная работа с родителями, проводимая в форме психолого-педагогической консультации. Она важна и полезна, поскольку позволяет максимально близко подойти к конкретным проблемам семьи и ребенка. Конструктивная психолого-педагогическая информация при индивидуальном сотрудничестве воспринимается родителями с особой заинтересованностью.
В рамках школы работа по организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями может быть возложена на школьного психолога, обладающего и соответствующими профессиональными знаниями, и необходимым рабочим временем.