СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание:"ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в школе учатся дети родителей с новой психологией. Они знают свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывают им собственное мнение. Измени­лась и внутренняя позиция педагогов. Они уже не считают возможным так однозначно, как раньше, предъявлять что-либо родителям от лица общества.

Не будем забывать и о бедственном поло­жении учителя. Эмоционально напряженная ежедневная работа, требующая высокой ква­лификации, и в то же время — низкая оплата, полное отсутствие социального престижа. Все это, естественно, не повышает авторитет пе­дагогов у родителей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание:"ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ".»

МОУ СОШ №138









Родительское собрание:

ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ.





Классный руководитель 5«б»

Иванова Л.И.











Центральный район

г.Челябинск

2012г.



Родительское собрание:

ОТ КОНФЛИКТОВ - К СОТРУДНИЧЕСТВУ.

Папа Ани 3. пришел в школу по звонку до­чери. Девочка позвонила домой и пожало­валась на одноклассников. Разгневанный отец сразу же отправился в школу, разыскал двух ви­новных мальчиков, схватил их и стукнул лба­ми. У одного школьника осталась царапина на шее от захвата, он пошел в медкабинет за помо­щью, а заодно, чтобы «освидетельствовали» и «зафиксировали» факт рукоприкладства.

Случай в целом, независимо от того, кто прав, кто виноват, возмутительный. Сразу скажем, что обида, нанесенная подростками своей однокласснице, не связана ни с побо­ями, ни с увечьями, ни с особенным мораль­ным ущербом. Две девочки-подружки пере­обувались на перемене после урока физкуль­туры. Пробегавшие мимо мальчишки подхва­тили одну из кроссовок и бросили ее чуть по­дальше. Может, озорство, может, хулиганс­тво, а возможно, внимание к девочке, спе­цифичное для этого возраста.

Школа на хорошем счету. Здесь углублен^ но преподают некоторые гуманитарные пред­меты, учатся дети в основном из интеллиген­тных, благополучных семей. И папа Ани — человек сугубо положительный, научный со­трудник, чуть старше средних лет. Виновные мальчики хорошо успевают, вполне нормаль­ные, приличные дети. Но такие случаи быва­ют и в других учебных заведениях.

Конечно, подобный инцидент для дирек­тора и педагогов школы — событие неприят­ное, с ним надо разобраться. Участников кон­фликта необходимо успокоить. И самое глав­ное — выяснить, почему такое могло произой­ти. Это не должно повториться.

Случившееся обсуждают директор, завуч, организатор внеклассной работы, классный руководитель, психолог и родители школьни­цы. Мнение родителей: их дочь чаще, чем дру­гих детей, обижают и задевают сверстники. Мама неоднократно беседовала по этому по­воду с классным руководителем, просила при­нять меры, оградить дочь от обид. Классный руководитель предпринимала все, что было в ее силах: объясняла, наказывала, вызывала ро­дителей. Однако это не помогало. Отсюда, во­обще-то, на первый взгляд неадекватная реак­ция отца на сегодняшнюю ситуацию: что назы­вается «довели» и девочку, и родителей.

После обсуждения попытались цивилизо­ванно уладить конфликт, решили, кто перед кем должен извиниться, пообещали, что по­добное не повторится и Т.п. Отдельный раз­говор состоялся с мальчиками и с их родите­лями. Все уладилось. Но все же...

Директор и учителя не совсем понима­ют, что следует предпринять, как работать с родителями? Как объяснить мамам и папам, что они не должны вмешиваться в конфлик­ты между детьми? Какая позиция родителей правильная по отношению к дружбе своего ребенка со сверстниками или к его ссорам с ними?

Позиция родителей.

Сегодня в школе учатся дети родителей с новой психологией. Они знают свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывают им собственное мнение. Измени­лась и внутренняя позиция педагогов. Они уже не считают возможным так однозначно, как раньше, предъявлять что-либо родителям от лица общества.

Не будем забывать и о бедственном поло­жении учителя. Эмоционально напряженная ежедневная работа, требующая высокой ква­лификации, и в то же время — низкая оплата, полное отсутствие социального престижа. Все это, естественно, не повышает авторитет пе­дагогов у родителей.

Вот некоторые результаты проведенного в одной из средних школ Москвы анкетиро­вания. Они позволяют взглянуть на проблему глазами родителей.

На анкету отвечали родители 42 семей.

На вопрос: «Считаете ли вы, что родите­ли имеют право непосредственно вмеши­ваться в конфликты между детьми в школе?» — большинство ответили утвердительно. Ответ «да» (с разными оговорками: иногда, в редких случаях, в исключительных случаям и т.д.) дала 31 семья (74% отвечавших), «нет» встречается 9 раз (21%), «не знаю» — 2 раза.

Родители так аргументируют свою пози­цию: «Родители имеют право вмешиваться в конфликты между детьми, чтобы помочь им разрешить ситуацию»; «Только в исклю­чительных случаях, если конфликт угрожает здоровью или мешает учебе»; «В случае, кОг-да педагог игнорирует конфликт, родители должны вмешиваться в отношения между де­тьми, но делать это нужно деликатно, не уни­жая ни одну из конфликтующих сторон»; «Все зависит от характера конфликта. Если он на уровне детской ссоры, то — нет. Но если ре­бенок морально или физически подавляется и неоднократно,тогда— да»; «Вмешательство возможно (особенно в начальной школе), но в разумной форме».

Некоторые родители дают достаточно муд­рые, конструктивные ответы (правда, их очень мало): «Открыто вмешиваться в конфликты де­тей — дело рискованное, поскольку можно на­вредить собственному ребенку. По-моему, бо­лее правильно по-дружески разобраться в си­туации, встать на позиции сторон, убедить ре­бенка, что в любом случае не стоит «раздувать из искры пламя» и т.д. Вообще, если у ребен­ка есть дома друзья и советчики в лице роди­телей, ему и в школе живется легче»; «Я счи­таю, что родители должны давать ребенку ра­зумные советы, касающиеся трудных жизнен­ных ситуаций, но вмешиваться непосредствен­но в конфликты между детьми нецелесообраз­но — ребенок должен сам научиться разбирать­ся со своими трудностями»; «Если между ре­бенком и родителями откровенные, дружес­кие отношения и родители знают о конфлик­те и его причинах, то нет никакой необходи­мости непосредственно вмешиваться в конф­ликт между детьми в школе. Дома вместе с ре­бенком надо спокойно разобраться в сложив­шейся ситуации и помочь ему самому найти выход из создавшегося положения».

Для ребенка неблагоприятна позиция ро­дителей, согласно которой они имеют npatfo непосредственно вмешиваться в детские кон­фликты. Реализация этого отрицательно ска­зывается на отношениях со сверстниками са­мого учащегося. Кроме того, она нарушает хОД учебно-воспитательного процесса в школе, выражает недоверие учителю, классному руко­водителю, порождает дополнительно различ­ные конфликты. К сожалению, даже «конс­труктивные» ответы родителей не предусмат­ривают сотрудничества с педагогами.

Обратите внимание: в одном из ответов мама пишет, что если открыто вмешиваться в конфликты детей, можно навредить собствен­ному ребенку. Она на 100% права. Обычно в каждом классе есть ученик, которого одно­классники любят поддеть, задеть, обидеть. И иногда достаточно жестко. На первый взгляд, этот школьник и по успеваемости, и по вне­шности ничем особенно не отличается от дру­гих ребят. Учителя удивляются, почему имен­но он «притягивает» агрессивность и злые шутки сверстников? А дело в его реакции на обиды и в реакции его родителей.

Каждый ребенок в детском коллективе вре­мя от времени попадает в ситуацию, когда над ним подшучивают, слегка задевают. Нормаль­но, если он при этом не хнычет, не жалуется старшим, а как-то остроумно отвечает, дает «сдачи»: умеет сам постоять за себя. Хуже, если в эти ссоры вовлекаются взрослые: то он жалуется учителю, то маме с папой. Роди­тели постоянно приходят к классному руково­дителю, говорят, что их чадо обижают, просят принять меры. Дети все это видят. И получает­ся замкнутый круг: новые обиды, новые злые шутки — ребята смотрят, какова будет реакция на этот раз, что предпримут взрослые. Они как бы «прощупывают» круг возможных сво­их выходок и круг возможных реакций взрос­лых. Такое вот «разбойничье» детское любо­пытство: выяснить предел дозволенного. Ко­нечно, все это для учащихся происходит на подсознательном уровне. Если вы спросите их, почему они все время обижают именно этого мальчика, то ничего вразумительного в ответ не услышите. Долу чается, что взрос­лые непреднамеренно провоцируют негатив­ное отношение сверстников к ребенку. Аналогичный психологический механизм сработал и в отношениях между Аней 3. и классом, где она учится.

Аня и ее мама воспользовались приглаше­нием психолога на индивидуальную консуль­тацию. Сначала отдельно состоялся разго­вор с девочкой. Приятная внешность. Акку­ратно, немного по-детски причесана, одета вполне современно. Молчалива и робка, ис­пуганный и настороженный взгляд. На протяжении двух наших встреч-бесед она так и осталась настороженной, не пожелавшей рас­крыться. А ведь разговор все время шел о ней, о ее характере, интересах. Для определения их использовались различные методики: под­ростковый опросник Айзенка, самооценка ин­тересов, рисуночный тест «несуществующее животное», определение самооценки. Резуль­таты этих тестов обсуждались во время бесед. Обычно подростки с большим интересом вос­принимают и обсуждают информацию о себе, она для них очень значима. Вместе с Аней мы пришли к выводу, что ей обязательно надо найти для себя какое-нибудь интересное дело, возможно, связанное с будущей профессией, увлечься им. Близкая подруга у нее в классе есть. Обиды на ребят девочка не держит. На различные шутки и выходки одноклассников иногда, может быть, и не стоит обращать вни­мание, иногда отвечать, но самостоятельно, рассчитывая лишь на собственные силы и на поддержку близких подруг.

Разговор с мамой Ани оказался непростым. Искреннее желание психолога помочь девоч­ке найти выход из сложившегося положения побудило женщину на откровенный монолог о своей жизни и о своей дочери. Жизнь, как и у многих людей в наше время, непростая: сокра­щение на службе, конфликты, поиски новой работы. Обиды сочетаются у нее с какой-то внутренней агрессивностью и уверенностью в том, что все это специально подстроено не­другами. Дочь любит безмерно. Мнительность свою она переносит и на ребенка: ей кажется, что дети специально ищут случая, чтобы оби­деть Аню. Она постоянно наблюдает за доче­рью, провожает и встречает ее. Матери кажет­ся, что группки одноклассников, «тусующие­ся» после уроков возле школы, собрались специально, для того чтобы подкараулить девоч­ку и сделать ей что-то нехорошее. Приводила примеры, когда сверстники вредили дочери, начиная с ее самого раннего детства.

Скорректировать отношение к жизни и ха­рактер этой женщины школьному психологу не под силу. Наша беседа постепенно перешла в диалог, в котором психолог очень осторож­но и доброжелательно пытался убедить мать, что 12-летняя девочка должна учиться само­стоятельно строить свои отношения со сверс­тниками. Нормальное общение с детьми свое­го возраста имеет для психического развития ребенка первостепенное значение. Именно в подростковом возрасте формируются и отта­чиваются навыки общения, играющие важную роль во всей жизни человека. И надо помочь дочери научиться общаться с одноклассника­ми на равных, самостоятельно стоять за себя в любой ситуации. Пришло время, когда роди­телям необходимо передать девочке хоть не­много ответственности за собственную жизнь и за отношения с друзьями, подругами, одно­классниками.

Взаимодействие семьи и школы.

Итак, мы видим, и это не открытие, — очень многое в формировании личности ре­бенка зависит от родителей. Возможности школьных педагогов не безграничны. И со­трудничество учителей с родителями просто необходимо. Педагогическое и психологичес­кое просвещение педагогов и родителей, со­здание в каждой школе системы их взаимо­действия помогли бы избежать многие слож­ные ситуации, в том числе и подобные той, что описана в этой статье.

Схематически пути взаимодействия педа­гогического коллектива и родителей можно изобразить так (см. схему).

К внешним способам относится создание правил взаимодействия как для учителей, т^к и для родителей. Создание подобных правив творческое дело администрации школы с при­влечением учителей и родителей. Правила вза­имодействия не ущемляют свободы ни педаго­гов, ни родителей, не противоречат демокра­тическим принципам. Хорошо известно, что свободы нет без дисциплины, так же, как и дисциплины без свободы. Насколько это раз­ные понятия, настолько они необходимы друг другу. Поэтому нормальное, разумное решение вопроса—в установлении определенных пра­вил, основанных на равноправии сторон и на­правленных на то, чтобы наиболее рациональ­но использовать рабочее время педагога и сво­бодное время родителей, планировать учебно-воспитательный процесс, избегать отрицатель­ных эмоциональных, нагрузок.

Такие правила разработаны в нашей школе



I.ПРАВИЛА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГО­ГОВ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

I. ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Родители, отдавшие детей учиться в дан­ную школу, доверяют ее учебно-воспитательной программе, а также учителям — преподавателям и воспитателям.

  2. Родители имеют право на информацию об учебно-воспитательной программе школы.

  3. Родители имеют право на информацию об успеваемости и дисциплине ребенка.

  4. Родители не имеют право непосредствен­но вмешиваться в учебно-воспитательный про­цесс, в конфликты между детьми.

  5. Родители считаются с замечаниями и предло­жениями учителей по поводу воспитания и обуче­ния ребенка, принимают соответствующие меры.

II. ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Педагоги предоставляют родителям ин­формацию об учебно-воспитательной програм­ме школы.

  2. Педагоги предоставляют родителям инфор­мацию об успеваемости и дисциплине ребенка.

  3. Педагоги считаются с правами родителей на собственные взгляды и убеждения по поводу воспитания своего ребенка.

  4. Педагоги имеют право высказывать роди­телям замечания и предложения по поводу вос­питания и обучения ребенка.

III. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИ­ТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

1. Родители и педагоги — равноправные пар­тнеры в воспитании детей.

2Возникающие конфликты и противоречия между педагогами и родителями не должны иг­норироваться или камуфлироваться, а должны цивилизованно разрешаться.

  1. При индивидуальном общении педагога с родителями соблюдается конфиденциальность.

  2. Родители не имеют права в любое время от­влекать педагога от работы. Для общения долж­но быть выделено определенное время (напри­мер, один раз в неделю в определенный день и часы) или необходима предварительная дого­воренность.

Работа по нормализации взаимодействия семьи и школы будет эффективной лишь в том случае, если одновременно с разработ­кой и соблюдением правил взаимодействия используются и внутренние способы. К ним относятся индивидуальные консультации и групповые занятая (семинары., тренинги.) с учителями и родителями.

Акцент в работе с учителями должен быть сделан на их обучении психологическим осно­вам взаимодействия, например, таким: психо­логия помощи и работа учителя с семьей; об­щение учителя с родителями как диалог; конф­ликты учителя с родителями, управление кон­фликтами; способы их разрешения; типоло­гия семей и семейного воспитания и т.д.

Содержанием работы с родителями может стать их педагогическое и психологическое просвещение: знакомство с возрастными осо­бенностями детей, возможностями семейного воспитания, с основами общения с собствен­ным ребенком, с его друзьями и т.п.

Наибольший эффект дает индивидуальная работа с родителями, проводимая в форме психолого-педагогической консультации. Она важна и полезна, поскольку позволяет макси­мально близко подойти к конкретным пробле­мам семьи и ребенка. Конструктивная психо­лого-педагогическая информация при индиви­дуальном сотрудничестве воспринимается ро­дителями с особой заинтересованностью.

В рамках школы работа по организации оп­тимального взаимодействия педагогов с роди­телями может быть возложена на школьного психолога, обладающего и соответствующи­ми профессиональными знаниями, и необхо­димым рабочим временем.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!