Первые проблемы подросткового возраста
Я не верю, что жизнь человека предопределена
его детством. Я думаю, что существуют еще очень
важные периоды: отрочество, юность...
Ж-П.Сартр.
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах
сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение
сил может стать почти всемогущим.
Д.Уэбстер
Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования по классу.
Анализ результатов анкетирования детей
1. В последнее время тебе больше нравится проводить время: |
| в кругу своей семьи | с друзьями | в одиночестве |
девочки | 3 | 8 | 1 |
мальчики | 4 | 5 | 1 |
2. Изменения твоей внешности, роста, веса: |
| радуют | огорчают | безразличны |
девочки | 2 | 3 | 7 |
мальчики | 3 | 1 | 6 |
3. Тебе больше всего хотелось бы быть: |
| умным | красивым | общительным |
девочки | 4 | 3 | 5 |
мальчики | 4 | 2 | 4 |
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это: |
| радовало | огорчало | безразлично |
девочки | 5 | 1 | 6 |
мальчики | 4 | 1 | 5 |
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это: |
| радовало | огорчало | безразлично |
девочки | 6 | 1 | 5 |
мальчики | 7 | 1 | 2 |
Анкетирование родителей
Подтвердите или опровергните с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок
1. Стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью;
Б. Своим весом и ростом;
В. Гигиеной собственного тела;
Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону;
Б. Проводить времени с друзьями вне дома;
В. Проводить времени у зеркала;
Г. Обращать внимания на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным;
Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание;
В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес;
Г. Менее ответственным в учебной деятельности.
Думаю, положительных ответов у вас оказалось больше.
«Шапка вопросов» по методике А.П.Ершовой
Сейчас предлагаю, уважаемые родители, разбиться на четвёрки. Разберите листочки, приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос – об улице, компаниях, свободном времени, отношении к одежде… Отнесите свои записки в шапку.
Переходим ко второму вопросу. Его нужно построить на конструкции: «Я думаю то-то и так-то, а вы?» – по любому поводу, связанному с нашей проблемой. Положите свои записки в шапку.
Третий вопрос начните со слов: «Я не знаю, что мне делать».
Шапка наполнена, начинаем доставать из нее вопросы и пытаемся отвечать на них (если группе попался вопрос, заданный ею же, право ответа переходит к другой группе.)
Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор для вас был полезен, он поможет вам разобраться в некоторых ситуациях.
(Предполагаемые вопросы:
Как вы считаете, влияет ли улица на поведение наших детей?
Следует ли идти на поводу у ребенка, если он стал отказываться носить одежду, купленную вами?
Вредна ли свобода для подростка?
Я думаю, что ребенка нужно постоянно контролировать, т.к. он может вырваться из-под опеки на улицу.
Мы думаем, что компании отрицательно влияют на детей и детей необходимо от них изолировать.
Я думаю, что в данном возрасте необходимо демонстрировать своему ребенку любовь, проявлять ласку.
Я не знаю, что мне делать по поводу маленького роста у моего ребенка, по-моему, он комплексует.
Я не знаю, что мне делать, как пережить период первой менструации у моей девочки.
Я не знаю, что мне делать: моя девочка изменилась, презрительно отзывается о своих сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.)
Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор для вас был полезен, он поможет вам разобраться в некоторых ситуациях.
А теперь полезная информация
Папы и мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:
Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет увеличивается конфликтность подростков.
Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
Я вам приготовила небольшие подарки – памятку для родителей по теме нашего собрания.
Памятка для родителей 1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. 3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4. Будьте открыты для общения с ребенком; даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом. 5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением – ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап. 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. 10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. | Памятка для родителей 1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. 3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4. Будьте открыты для общения с ребенком; даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом. 5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением – ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап. 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. 10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. |