СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание по теме «Приемы и методы снятия агрессии у подростков».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: "Приемы и методы снятия агрессии у подростков" может быть поднята на родительских собраниях в классах, а может быть освещена на общем общешкольном собрании.Родители могут быть вовлечены в дискуссию или диспут. Для проведения данного собрания педагогом-психологом дополнительно может быть использован презентационный материал по теме, результаты диагностики.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме «Приемы и методы снятия агрессии у подростков».»

Родительское собрание

по теме «Приемы и методы снятия агрессии у подростков».

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1977).

Агрессивные подростки как правило:

  • Импульсивны,

  • Раздражительны,

  • Вспыльчивы,

что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.


Агрессия может использоваться в нескольких целях:

- привлечение к себе внимания,

- как достижение какой – либо цели, например, борьба за первенство (инструментальная агрессия)

- получение удовольствия от агрессивных действий. Агрессия как самоцель (враждебная агрессия).

Но нужно различать самоуверенное энергичное поведение, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого причинить боль, навредить или разрушить.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.

Часто агрессия носит защитный характер, за которой скрывается страх и тревога.


Виды агрессивных действий:


  1. физическая агрессия (нападение),

  2. косвенная агрессия (сплетни, взрывы злости, крики),

  3. склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении),

  4. негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы),

  5. обида (зависть и ненависть к окружающим за их поступки).

  6. подозрительность,

  7. вербальная агрессия (выражение негативных чувств в словесной форме).


Признаки подростковой агрессии:


  1. высокая аффективная заряженность поведенческих реакций,

  2. импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию

  3. кратковременность реакций с критическим выходом,

  4. низкий уровень стимуляции,

  5. недифференцированная направленность реагирования

  6. высокий уровень готовности к агрессии.


Формы проявления агрессии.


Формы агрессии

примеры

  • физическая – активная прямая,

  • физическая – активная непрямая,

  • физическая – пассивная прямая,

  • физическая – пассивная непрямая,

  • вербальная – активная прямая,

  • вербальная – активная непрямая,

  • вербальная – пассивная прямая,

  • вербальная – пассивная непрямая.


  • Избиение, ранение оружием,

  • Закладывание мин и ловушек,

  • Стремление физически не позволить что-то сделать (сидячая демонстрация),

  • Отказ от выполнения необходимых задач (освободить проход),

  • Словесное оскорбление, унижение,

  • Распространение сплетен и клеветы,

  • Бойкот,

  • Отказ от пояснений.





Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников :

  • Семья,

  • Сверстники,

  • СМИ.

СЕМЬЯ

На первом месте стоит влияние взаимоотношений родителей (ссоры или драки между ними), а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

У ребенка или подростка часто имеет место идентификация с отцом, когда ребенок старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы избежать наказания. Наказания, применяемые родителями, следует также воспринимать как акты агрессии, которые могут стать моделью агрессивного поведения.

Результаты исследований показывают влияние агрессивности отца на агрессивность мальчиков. У матери фактором, влияющим на агрессивность детей, является терпимость к агрессивному поведению.

На основании результатов исследования можно сделать выводы, касающиеся влияния семьи на агрессивность:

  1. наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми способствует агрессивности,

  2. равнодушие родителей к агрессивности своих детей,

  3. модель агрессивного поведения родителей (особенно отца).


СВЕРСТНИКИ.

Научение агрессивному поведению происходит в основном через игры. Большой объем общения позволяет копировать его различные способы, либо способствует их подкреплению. Низкий социальный статус в формальных группах способствует переходу детей и подростков в неформальные группы с отклоняющимся поведением, в которых и происходит научение агрессивному поведению через демонстрацию его моделей, либо дети сами становятся жертвами агрессии.



СМИ.

Другой важной проблемой является воздействие СМИ. Можно выделить 4 основных круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий:

  1. эффект научения,

  2. эмоциональное следствие,

  3. проблема катарсиса,

  4. проблема условий.


В возрасте 11-12 лет физиологическая перестройка организма у большинства детей уже начинается. А значит и начинаются и первые проблемы. Уже в этом возрасте родителей впервые

сталкиваются с его импульсивностью, частотой и порой необъяснимой сменой настроения, отрицанием и упрямством, агрессивностью поведения. Возрастает острота мировосприятия. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.

Главное к чему стремиться подросток – это самостоятельность. Он крайне чувствителен к любому вмешательству взрослых людей в его жизнь, особенно, если это вмешательство бестактно.

Одной из наиболее распространенных причин возникновения агрессии в поведении подростка является жестокое подавление его стремления к самостоятельности со стороны взрослых.


Стратегии, которые приводят к возникновению противоборства между родителями и подростками:

  • Поощрения и взятки («У тебя будут дополнительные деньги на расходы, если…», «Если ты будешь вести себя хорошо, я отпущу тебя на дискотеку»).

  • Контроль («В конце недели я подойду к классному руководителю и проверю твои оценки»).

  • Наказание («Всю следующую неделю ты будешь сидеть дома»)

  • Распоряжения («В течение ближайшего часа ты будешь делать свою домашнюю работу»).




Агрессия становиться явной именно в подростковом возрасте по нескольким причинам:

1. В начальных классах силен авторитет взрослого как в школе, так и дома. Поэтому классный руководитель всецело контролирует групповые процессы и влияет на симпатии детей.

В средних классах ситуация координально меняется. Авторитет взрослого падает в глазах подростка, а сверстники становятся более значимыми и значит подростки предпочитают решать свои проблемы сами.

2. Естественный процесс развития группы. Любая группа в своем развитии проходит несколько стадий:

  • Знакомство (становление группы),

  • Агрессия (когда в группе выделяются лидеры и начинается т.н. борьба за место под солнцем,

  • Активная работоспособность (когда в группе существуют четкие правила и все нашли свое место),

  • Распад группы.

Подростки в классе делятся на микро группы «по интересам», если каждый

Ребенок состоит в какой-либо группе и нашел свое место, то акты агрессии в классе сходят на нет. Как только кто-то из ребят выпал из группы и остался в одиночестве, значит в классе снова начинается «брожение» и «одиночка» может стать потенциальной жертвой, поскольку у подростков действует вне гласное правило – «Кто в группе, тех не трогать», а одиночка беззащитен.

Как только в группу приходит новенький – процесс развития начинается заново и последовательно проходит все стадии.

Таким образом, задачей классного руководителя становиться следить за групповыми связями в классе и как только какой-либо ребенок выпадает из классной жизни включать его в какую-либо группу. А главной задачей становиться провести класс от стадии агрессии к стадии активной работоспособности, организовав активную классную жизнь и постараться, чтобы каждый ребенок занял свое место.






Рекомендации родителям.


В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству - все это поможет вам «переключить» его энергию при условии ненавязчивого контроля.

Чтобы ликвидировать агрессию, необходимо начать с устранения перегибов в воспитании. Избавиться от лишней жестокости или вседозволенности, а главное быть последовательным, чтобы не получилось так, что сегодня наказывают за то, на что вчера и внимания не обращали.


Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то — творчество, искусство.

Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным «придатком», от которого ничего не зависит. Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.

Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда «воспитывать» себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь «потому что».

В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.

Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями. Выработайте чувство ответственности.

Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает. Что такое чувство сострадания, как оно может обогатить духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.

Уважайте индивидуальность подростка, его интересы. Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям.




Подростку 12-14 лет можно прямо говорить о тех чувствах, что вызывает его поведение. Например: «Мне очень больно видеть, как ты злишься».

Если реакция гнева возникла немотивированно, на пустом месте, то лучше отказаться от морали, а … признать право на гнев. Надо просто сказать: «Я понимаю, что тебе обидно из-за… (ты злишься из-за…). Когда успокоишься мы сможем поговорить об этом».

Нужно научить его и методам сдерживания гнева в провоцирующей ситуации (см. «Если ты в гневе»).

Полезно с подростком заключать письменный договор о взаимоприемлемом поведении. Описываются права и обязанности мамы и папы по отношению к ребенку, а с другой стороны ребенок описывает свои права и обязанности по отношению к родителям. В случае нарушения договора предусматриваются (предварительно обсуждаются) штрафные меры – уборка, мытье посуды и тд. А за хорошее соблюдение – поощрения, вроде семейного ужина в ресторане или совместной поездки.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!