МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69 г. ПЕНЗЫ |
СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ ГОРОДА МАСТЕР-КЛАСС РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ |
ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ» |
Составила: Туктарова М.Р., учитель начальных классов МОУ СОШ № 69 | |
Пенза 2006 ______________________________________________________________________ 440058, г.Пенза, ул. Терновского, 168 Телефон (8412) 93-53-10; е-mail [email protected] |
- Вступительное слово учителя
- Кто такие «безнадзорные»? Само по себе слово неприятное. От слова «надзор». Дома дети под надзором родителей, в школе – учителей. А по дороге из школы домой? Из дома в кружок?
Несовершеннолетние преступники. Кто они? Это люди, душу которых надломили обстоятельства, сложившиеся в семье. Это люди, уже в детстве потерявшие веру во что бы то ни было святое, в детстве узнавшие то, что они не должны были знать. Чаще всего несовершеннолетними преступниками становятся именно безнадзорные дети.
На данный момент в нашей области насчитывается более 4 тысяч семей, в которых существует социальная опасность для детей.
II. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних
(Виды детских правонарушений, возраст преступников, ответственность родителей)
Обсуждение темы
В нашем классном коллективе замечательные дети и замечательные родители. Но и замечательные дети замечательных родителей порою встают на скользкий путь.
Задумайтесь, для чего мы живем? Что дороже всего нам в этой жизни? Конечно, дети!
В.Астафьев писал : «Дети-счачтье, дети-радость, дети-свет в окошке. Но дети-это еще и мука наша! Вечная наша тревога!»
Кто из родителей не мечтает с первых дней рождения малыша о его счастье? Матери и отцы видят своего ребенка в будущем здоровым, образованным человеком, занятым интересным и полезным для общества делом. И каково же бывает разочарование, когда рушатся надежды. И тогда родители задают себе вопрос: «Почему? Почему тихий, послушный, милый малыш, которого учили только хорошему, стал хулиганом, разбойником, алкоголиком, наркоманом? Почему? Что мы сделали не так? Где упущение?»
Давайте сегодня все вместе поговорим о том, что мы с вами уже делаем и должны делать еще, чтобы наши дети не стали такими.
Какие пути профилактики безнадзорности, ведущей к правонарушениям, вы видите?
А) Семья и личный пример родителей. (Выступления родителей)
Да, ребенок родился, и первые уроки жизни он получает в семье. Семья воспитывает своего ребенка уже тем, что она есть: полная или неполная, открытая или замкнутая, счастливая или не очень. Воспитывает все: утренняя улыбка, мимолетный разговор, неубранная посуда на столе, папина возня с кухонным краном, бабушкины жалобы на здоровье…. Воспитывает дух семьи, ее характер, вся атмосфера вашего дома.
Вот и взгляните на уборку, обеды, и прочее с этой стороны. Все это работа на дом. Но ведь никто не строит дом в одиночку. Думайте, фантазируйте, изобретайте, делайте что хотите – только стройте, укрепляйте, утепляйте, освещайте свой дом обязательно вместе со своими детьми. С утра до вечера, постоянно, всегда вместе. Вы, конечно, понимаете, что «дом» - это не пара комнат и кухня. Это мир вашей семьи. Это ваша семья.
Действительно, судьба детей в руках родителей. Чтобы ребенок вырос настоящим человеком, каждый взрослый должен быть педагогом и воспитателем. Помните всегда, что дети берут пример с родителей. С самых ранних лет, с самого первого слова дети учатся у нас не только говорить, но и что говорить, и как говорить, не только делать, но и как делать.
Как нельзя лучше об этом написал Э.Адасов:
Нет, беды не сами собою являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого,
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
Б) Успешное обучение. (Выступление родителей)
- Успешное обучение – важный момент в профилактике безнадзорности.
Ребенок старается хорошо учиться, посещает библиотеки, читает дополнительную литературу, участвует в олимпиадах. Все это требует времени.
Поэтому неслучайно, что основную массу правонарушителей составляют слабоуспевающие дети.
В) Занятия спортом. (Выступления родителей)
Г) Занятия в кружках и секциях. (Выступления родителей)
- Много кружков работает при нашей школе. У нас работает ансамбль эстрадного танца «Сюрприз», который посещает 3 человека из нашего класса. 7 человек посещают ИЗО-студию. С выставкой их работ вы можете сегодня познакомиться. (Выставка – на доске)
4 человека посещают подростковый клуб «Беркут». Выставка их работ тоже перед вами.
3 человека из класса посещают вокально-хореографическую студию «Класс». С одним из последних результатов своей работы они вас сейчас познакомят. (Девочки поют песню «Папа, папочка».)
На сегодняшнем собрании я познакомила вас с некоторыми результатами тех кружков, которые посещают наши ребята. Но при школе работают и другие кружки. Обращаюсь к тем родителям, чьи дети пока не заняты кружковой деятельностью: помогите своему ребенку выбрать кружок по интересам, вовлеките его в кружковую деятельность.
Подведение итогов.
Таким образом, мы определили 4 основных пути профилактики безнадзорности, ведущей к правонарушениям: семейное воспитание и личный пример родителей; успешное обучение; занятия спортом; занятия в кружках и секциях.
- Мы, родители, должны загрузить детей максимально, отвлечь их от улицы настолько, насколько только это возможно. Поверьте, улица затягивает очень быстро. Мы должны сделать все, чтобы ребенок тянулся не на улицу, а в семью. И не только он, но и его друзья.
Представьте, что сын пришел из школы не один, а с другом. Или дочка пришла с прогулки сразу с тремя подругами. Ваш дом, ухоженный, сверкающий чистотою, зашатался от их беготни. Решайте, как вы будете поступать. Но не думайте, что все так просто. У вашего ребенка – друг. Значит, это друг всей вашей семьи. Да, это хлопотно и обременительно. Это не просто. Но это совершенно необходимо, если вы хотите, чтобы вы и ваш ребенок были товарищами. Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочка в самые первые свои подростковые годы не уходили в какой-то свой непонятный и пугающий мир – за много лет до того сами откройте этому миру двери своего дома. Что ж, доставайте еще одну тарелку для обеденного стола. Именно так встречайте друзей сына или дочки: открыто и доброжелательно. В таких вещах не мелочатся и не смотрят, хватит ли на всех супа. Главное, чтобы хватило терпения и доброжелательности. А если вдруг подступят иногда досада и усталость, помните вот о чем: тысячу раз ваш ребенок мог бы уйти из дома туда, где теплее и светлее. Но он не ушел. Значит, это у вас дома тепло и светло. Значит, все не зря.
Очень хочется, чтобы у всех у вас дома было тепло и светло. И чтобы тепло и свет вашего дома сохранились на долгие-долгие годы.