СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания по проблемам адаптации первоклассников. рассмотрены психологические, социальные и физиологические особенности первоклассников, даны рекомендации родителям.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников"»

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».

Цели:

-познакомить родителей с понятием «адаптация» и возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения, аспектами воспитания в адаптационный период;

-разработать рекомендации для родителей по преодолению трудностей в адаптационный период;

-раскрыть важность роли учителя в процессе обучения первоклассников.

Участники: родители первоклассников, классный руководитель

Ход собрания

I. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.

II. Выступление педагога-психолога.

Что такое адаптация?

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и обучению.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Успешную адаптацию обуславливает физиологическая, психологическая и социальная готовность к обучению в школе.

Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность. Поэтому важно следить за осанкой.

У первоклассников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9–11 годам, а  запястья – к 10–11 годам. Именно поэтому первоклассник нередко с большим трудом справляется с письменными  заданиями. У него быстро утомляется кисть рук, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

У первоклассника относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность. Большее равновесие, по сравнению с дошкольниками, приобретают процессы нервного возбуждения и торможения.           

Особенности психического развития первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Как помочь ребенку?
  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учитель и я вам обязательно поможем.

Какие ошибки допускают родители при организации учебного труда младшего школьника?

- Не выделяют для учебного домашнего труда определённого времени. Дети делают уроки, когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.

- Перед домашней учебной работой ребёнок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ней с неохотой, работает небрежно.

- Заставляют ребёнка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребёнок уже устал, даже если он находился на улице. Исследования гигиенистов показали, что подвижные игры в течение длительного времени (более 2 часов) переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду.

- Строго не ограничивают в режиме дня время начала и окончания работы над домашними заданиями. Поэтому ребёнок неорганизованно включается в работу, не проявляет в ней достаточного прилежания. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное (с учётом суточных колебаний умственной работоспособности): утром – с 9 до 11.30, а вечером – с 15 до 17.30. Это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.

Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимо пребывание на свежем воздухе в подвижном состоянии (спортивные игры, физический труд). Пассивный отдых дома и на улице (бесцельное хождение) ведёт к потере работоспособности, постепенно воспитывает лень, нежелание делать полезное для людей дело. Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.

Для изучения процесса адаптации использовались следующие методики:

- методика изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур с цветовой интерпретацией по М.Люшеру.

- методика исследования мотивации у первоклассников М.Р. Гинзбурга (в мод. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой)

- проективный рисунок «Что мне нравиться в школе» по Н.Г. Лускановой.

В исследовании участвовали 20 учеников. Результаты показали, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.  

С высоким уровнем адаптации 6 учеников – 30%. Такие дети имеют высокую школьную мотивацию и учебную активность. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; глубоко и полно овладева­ет программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объясне­ния учителя, выполняет поручения без внешнего контро­ля; проявляет большой интерес к самостоятельной учеб­ной работе (всегда готовится ко всем урокам), обществен­ные поручения выполняет охотно и добросовестно; занима­ет в классе благоприятное статусное положение.

К среднему уровню можно отнести 12 учащихся – 60%. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным. Преобладает направленность на внешние школьные атрибуты, игровая деятельность, повышенная двигательная активность.

Низкий уровень адаптации у 2 учеников – 10%. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность. Отсутствует школьная мотивация и преобладают другие мотивы, чаще всего игровые. Возможна мотивационная незрелость.

Выводы и рекомендации:

Проведенное исследование позволило выявить детей, которые в первую очередь нуждаются во внимании и помощи педагога- психолога. С детьми, показавшими неблагополучие в результате этого обследования, необходимо провести дополнительные исследования.

Учительница первая моя... О чём нужно знать родителям первоклашки?

Многие родители совершают типичную ошибку, избегая общения с учителем, а порой даже боясь его. С первых же дней школьной жизни первоклассника родители должны налаживать контакт с учителем и школой в целом, ведь сюда ребенок будет приходить на протяжении одиннадцати лет. Поэтому не только ученику, но и его родителям нужно учиться. Учиться правильному общению с учителем. 

Обязательно оставьте классному руководителю свои контактные данные. Обычно родители заполняют соответствующую анкету, но многие игнорируют этот пункт или заполняют его не полностью. Кроме домашнего, у учителя должен иметься ваш мобильный, рабочий телефоны. Благодаря этому учитель будет иметь возможность как можно скорее известить вас о проблемах, связанных с ребенком, решить не требующие отлагательства вопросы.

Не бойтесь откровенных разговоров. Если у вас возникли вопросы, не ждите очередного родительского собрания, а назначьте встречу с классным руководителем в ближайшее время. Своевременное решение проблем, уяснение непонятных вам моментов в учебно-воспитательном процессе предотвратят возникновение конфликтных ситуаций, недопонимания со стороны учителя, недовольства школой ребенка. Помните – вы имеете право знать обо всех тонкостях пребывания вашего ребенка в школе, об особенностях протекания учебно-воспитательного процесса в классе. 

В то же время не забывайте и о чувстве такта: не врывайтесь в класс во время урока, не беспокойте учителя по телефону позже 9 часов вечера. Задавая вопросы, не грубите и не начинайте разговор с претензии: «А почему вы?..»

Предложите учителю сотрудничество. Классный руководитель всегда нуждается в помощи активных родителей. Выступления на родительских собраниях, помощь в организации походов и экскурсий, подготовка и проведение праздничных вечеров – все это будет неполноценным (иногда невозможным) без участия родителей. Не забывайте: таким образом вы не столько оказываете услугу учителю, сколько содействуете тому, чтобы пребывание вашего ребенка в школе было интересным и запоминающимся.

Уважайте авторитет учителя и не старайтесь заменить его ребенку. Недаром говорят, что учительница начальных классов – как вторая мама. Не ревнуйте ребенка к ней, наоборот, старайтесь поддержать эту «влюбленность». Демонстрируйте уважение к классному руководителю, разговаривая с ним в присутствии ребенка. Помните, что именно учитель начальных классов формирует отношение ученика к школе, учебе, другим учителям, которые появятся у него в будущем. 

И ни в коем случае не отзывайтесь негативно об учителе при ребенке! Ваше субъективное мнение не должно подорвать авторитет классного руководителя, свести на нет уважение ребенка к нему. Иначе в будущем вам придется только разводить руками и удивляться тому, что ребенок не поддается никакому влиянию со стороны педагогов. Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации первоклассников к новым условиям. Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Если у Вас остались какие-либо вопросы, я с удовольствием отвечу на них.

Итог собрания. Заключительное слово классного руководителя.


Памятка для родителей «Чтобы не было «войны»».

  1. Будите своего ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.

  4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займёт много времени.

  6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (в первом классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17:30 часов.

  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

  10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы

  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то …», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

  12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

  14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учёбы.

  16. Учтите, что даже «большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Желаем Вам успехов в воспитании детей!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!