Родительское собрание «Садимся за уроки»
Цели:
выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники: родители учащихся 2-го класса (программа 1—4), классный руководитель.
Подготовка.
1. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.
2. Проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет:
Анкета для учащихся
Есть ли у тебя дома специальное место, где ты выполняешь домашнее задание?
Как долго ты делаешь домашнее задание?
С какими предметами справляешься самостоятельно?
Какие предметы готовишь с трудом?
Кто помогает тебе готовить уроки?
В чем заключается помошь?
7. О чем спрашивают тебя родители; когда ты приходишь из школы?
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
3. На заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания, предлагаемый классным руководителем, и составляется проект решения родительского собрания.
Ход собрания
1. Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
2. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
3 Избирается из участников собрания рабочая группа.
Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.
Школа не снимает с себя ответственность. Обучать детей – наша прямая задача. Но учитель не может уделить достаточного внимания каждому ученику в классе за 45 минут урока. Это просто невозможно. Поэтому нам необходима помощь семьи.
Родители должны быть заинтересованы в том. Чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как приучить ребенка к выполнению домашних заданий?.
Советы родителям
«Садимся за уроки»
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работа
ешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике;
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
Убери со стола все лишнее.
10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник...
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите пс ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «но восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, — и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первое происшествие — про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Природоведение — не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодится в пятом классе.
Если не успели приучить к самостоятельности во втором классе, ваш шанс — третий. Делайте все, как во втором.
Можно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
4. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает альбомный лист с заданием составить примерный режим дня младшего школьника в выходной день. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима выходного дня, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. В то время, когда рабочая группа анализирует результаты деятельности родительских микрогрупп, классный руководитель открывает написанный на доске режим дня, который составлен на основе изучения психолого-педагогической литературы и многолетних наблюдений учителя и комментирует его. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания. Классный руководитель зачитывает то, что написали дети о проведении своих выходных дней при заполнении анкеты «Твой выходной день».
5. Сообщение классного руководителя: Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается -за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекая от занятий.
Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само со бой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять так правило: до начала занятий со стола должно быть убран все, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник — справа. Все, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.
Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких, с интересных или скучных?
Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым — трудное или легкое.
С самого начала ребенок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материале Бывает, что дети
делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребенка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умственной работы. (В сообщении учителя использованы материалы книги «Мир детства: Младший школьник»,)
6. Работа в микрогруппах. На этом этапе каждая микрогруппа получает лист с вопросом: как вы помогаете своему ребенку учиться? Родители обсуждают его и передают лист с ответом рабочей группе. Пока рабочая группа обрабатывает полученные материалы, учитель знакомит родителей с ответами детей на вопросы анкеты № 2, а затем раздает подготовленные к собранию памятки. Рабочая группа ин формирует о выполнении второго задания родительскими микрогруппами.
7. Решение родительского собрания
1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание.
2. Оказывать помощь детям при возникновении трудностей.
3. Находить то за что можно было бы похвалить ребенка.