Лекция к родительскому собранию «О послушании и своеволии»
1 СЛАЙД
Проблема послушания детей родителям волновала человечество во все времена. Волновала неспроста, ведь несоблюдение иерархии всегда было чревато серьёзными потрясениями, как для семьи, так и для общества в целом. Сегодня эта проблема стоит достаточно остро, поскольку, с одной стороны, растет детская неуправляемость, а с другой, высказываются самые разные, порой прямо противоположные точки зрения на воспитание, и многие родители бывают дезориентированы. Как не отступить от принципов воспитания и в то же время не впасть в крайности, не перенапрячь хрупкую детскую психику?
2 СЛАЙД
«Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребёнке развитие всех душевных достоинств», - писал в начале 20 века православный писатель и богослов Н. Е. Пестов. Детское непослушание ни у каких народов не считалось чем-то хорошим и правильным. Такое поведение для ребенка – опасно, а для взрослого – оскорбительно. По Библии – непослушание Адама и Евы обернулось вселенской катастрофой.
3 СЛАЙД
Однако в последние десятилетия люди все чаще слышат противоположное. Воспитание называется «давлением», наказание – «насилием».
Уже не первый год либерально настроенные политики агитируют депутатов ввести в России систему так называемой «ювенальной юстиции», в рамках которой дети получили бы возможность подавать на родителей в суд, если те нарушают их права. В тех странах, где ювенальная юстиция введена, родителей могут лишить родительских прав за то, что они… не дают ребенку играть в компьютерные игры, наказывают за прогул школы, не пускают на дискотеку или в сомнительную компанию. Ведь они лишают ребенка права на отдых, на общение, на творческую самореализацию…
4 СЛАЙД
В Америке, по отзывам живущих там людей, многие дети теперь разговаривают с родителями с позиции силы, держа палец на кнопке мобильного телефона и угрожая в случае отказа выполнить их требования, что они позвонят по телефону 911 и пожалуются на психическое насилие. 911 – телефон службы спасения. В 2004 году американская статистика выявила 2 миллиона родителей, с которыми жестоко обращаются дети.
5 СЛАЙД
В нашей стране сейчас также всячески рекламируется детское непослушание, пытаются вывести его из ранга пороков и ввести в ранг добродетелей.
6 СЛАЙД
Видимо, в массовое сознание вбрасывается мысль, что «дети мудрее нас» и потому они должны учить взрослых, а не наоборот, как было всегда.
7 СЛАЙД
Наши дети отучились понимать, как нужно разговаривать со сверстниками, как с младшими и как со старшими. Всё это потому, что нами утеряно понятие об иерархии. Иерархия – это расположение элементов или частей целого в порядке от низшего к высшему. В природе несоблюдение иерархии означает смерть, а в душевной жизни – разрушение личности.
Бунт детей против отцов или низших слоев общества против высших ведет к мятежу, революции, хаосу. Там, где дети не слушаются родителей, а те борются между собой за главенство, царит разобщённость или даже враждебность. В тех семьях, где младшее поколение командует старшим, у детей развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие вредные для нормальной жизни качества.
Нетрудно себе представить, какой хаос возник бы, если бы большинство людей хотели всегда настаивать на своем и ни за что не отвечать. Это были бы даже не джунгли, потому что в звериных стаях очень строго соблюдается иерархия, а нечто совсем уж дикое, бесоподобное.
8 СЛАЙД
Ну, как тут не вспомнить, что именно за соблюдение пятой заповеди человечеству обещано счастье и долгожительство? Все остальные заповеди даны безо всяких оснований, как императивы, а пятая – «чти отца твоего и матерь твою» - единственная, которая указывает на последствия:… да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».
9 СЛАЙД
К счастью, большинство российских родителей пока еще чаще теоретически соглашаются с необходимостью послушания. Взрослые просто не умеют его добиться и ищут либо помощи, либо виноватых. Виноватых услужливо предлагают СМИ. Это недобросовестные и некомпетентные учителя. По чьему-то заказу семью и школу стремятся разобщить и поставить учителей и родителей по разные стороны баррикады.
Основой же послушания детей всегда была атмосфера в семье, родительское отношение к Богу, к государству, к окружающим людям и, конечно, друг к другу и к своим детям.
А что с пеленок слышат и видят дети в современных семьях? Мать спорит с отцом, мнение бабушек-дедушек в расчет не принимается, а зачастую и вовсе встречается в штыки; про милицию говорят, что она в сговоре с преступниками, про армию рассказывают всякие ужасы, критика правительства, Думы и прочих органов власти стала привычным фоном нашей жизни. В обществе царит атмосфера недовольства, для многих людей главным авторитетом являются они сами. Ребенок даже толком не понимая происходящего, интуитивно улавливает суть и заражается духом анархии. На уроках истории я каждый раз убеждаюсь, что дети не знают ничего ни о чем и не могут дать ничему объективную оценку. Но мнение, что все вокруг плохие и подчиняться никому не нужно, уже прочно вошло в детское подсознание. Поэтому условия для воспитания детей послушными сейчас очень непростые.
10 СЛАЙД
Что же можно посоветовать?
Внимательно следить за собой, не подавать дурной пример.
Ограждать детей не только от реальной опасности, но и от опасной информации.
Никогда не забывать о том, что дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их физическое и нравственное здоровье.
11 СЛАЙД
Говоря о послушании , Н. Е. Пестов приводит следующие 10 принципов:
Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. (Приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота).
Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически ( но, конечно не грубо и властно, как бывает в иных малокультурных семьях).
12 СЛАЙД
Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова. (Однако нервные, возбудимые дети часто не могут соответствовать этому требованию. А родители, не понимая, что это болезненный симптом, раздражаются, кричат и, тем самым, только усугубляют состояние ребёнка).
Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.
13 СЛАЙД
Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
14 СЛАЙД
Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.
Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
15 СЛАЙД
Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и .т.п.
Самим давать пример послушания: жены – мужу и обоих – законам и общепринятым правилам.
16 СЛАЙД
Но бывает и так: родители соблюдают вышеперечисленные правила, а ребенок все равно не слушается. Это можно объяснить повышенной тревожностью, нервным напряжением детей. Дети впадают в стрессовые ситуации, отсюда появление неуправляемости. Плохо управляемы дети гиперактивные. Часто неуправляемость проявляется как «протестное поведение» или из-за отсутствия взаимопонимания с родителями. Бывает, что своевольный характер достается ребенку по наследству. Во всех подобных случаях нужно обращаться к специалистам.
18 СЛАЙД
Как ни странно, своевольные дети на редкость несамостоятельны. Как же так? Ведь они всё норовят сделать по-своему. Но в том-то и дело, что к истинной самостоятельности это отношения не имеет!
Если ребенок добивается от родителей исполнения своих желаний капризами, это совсем не значит, что все он может делать сам. Сам он стремиться делать только то, что хочет. А хотелки обычно ограничены игрушками, предпочитаемой едой и развлечениями. Если ребенок не хочет делать то, что нужно, он становится беспомощным среди сверстников. И он не понимает объяснений, когда ему пытаются сказать, что все, что его заставляют делать, нужно для его же пользы. А все дело в том, что он не привык расплачиваться за свои выходки.
И такими дошкольниками подобные дети останутся на всю жизнь. Как может человек, который не может разобраться с собой, взять на себя ответственность за семью? В его неудачах будут виноваты все вокруг. Его будет заносить куда угодно: в пьянство, наркоманию, воровство и пр. Но даже если жизнь когда-нибудь научит его чему-нибудь, не слишком ли велика окажется цена?
19 СЛАЙД
Помимо неудач в личной жизни своеволие наносит непоправимый вред физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка.
Своевольные дети не склонны к экспериментам, они делают лишь то, что им дается без труда, а это, в основном, развлечения. Кроме себя, любимого, у него нет идеалов, значит, развития не происходит. Примеры же для подражания он находит в мире своих развлечений. Обычно это «крутые» киногерои, решающие все жизненные вопросы кулаками, братва на джипах. Только вот к чему приведет подражание таким кумирам? Ведь они еще более «отвязанные», чем он сам. Значит, в перспективе следует ожидать не развития, а деградации.
20 СЛАЙД
Почему же умом понимая, к каким страшным последствиям приводит разгулявшийся детский анархизм, многие родители бывают не в состоянии окоротить своё чадо?
Во-первых, своеволие часто путают со свободой, независимостью, раскрепощённостью. Часто бывает, что пятилетний «свободолюбец» откровенно хамит старшим, а мать стоит рядом и млеет от его «раскованности».
Во-вторых, взрослые просто идут по пути наименьшего сопротивления. То есть, родителям порой тоже не хватает положительного волевого потенциала и настоящей взрослой самостоятельности. Они тоже снимают ответственность с себя и перекладывают ее на педагогов, врачей, психологов, милиционеров. И взрослым, если они хотят изменить ситуацию, следует начать с себя. Звучит вроде бы просто, а в реальности это как раз самое сложное. Ведь в чужом глазу мы видим соринку, а в своём не замечаем бревна.
21 СЛАЙД
Но как же все-таки приучить ребенка к самостоятельности? Прежде всего, необходимо поставить себя на его место и понять, почему он бунтует, отказываясь выполнять требования взрослых.
Часто дети страдают от чрезмерной родительской опеки, воспринимает инструкции взрослых как очередное посягательство на его свободу и норовит уклониться от их исполнения. Бывает, что детская безответственность происходит и от… родительской нелюбви. Идя вразнос, ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослых. Хотя взрослым может казаться, что они только им и занимаются. И очень может быть, что так оно и есть, но непослушный ребенок раздражает их своими выходками. А значит внимание, которое они ему уделяют, носит сугубо отрицательный характер. Ребенку же необходимы положительные эмоции.
И, наконец, бывает истинное своеволие – особый склад характера, в основном присущий мальчикам. И тогда следует заниматься его облагораживанием и возвышением.
22 СЛАЙД
Как же это сделать? Во-первых, не стоит бросаться из крайности в крайность, как часто поступают родители своевольного ребенка. Вначале они судорожно пробуют применить к нему воспитательные меры, а потом начинают жалеть и смягчать наказание. Им хочется верить, что ребенок поймет и оценит их благородство. Но он извлекает совсем другой урок и начинает считать родителей слабаками.
Окорачивая детское своеволие, совершенно необходимо проявлять последовательность. Иначе ничего не добьешься.
23 СЛАЙД
Кроме того, ваши требования должны быть посильными. Ну и, конечно, нужно прийти к разумному компромиссу. Ведь в представлении взрослых самостоятельность – это сплошные обязанности, а, по мнению детей – максимальные права. И требовать от них, чтобы они наслаждались этими довольно скучными занятиями, по меньшей мере, наивно.
Но сбалансировать права и обязанности можно. Если ты хочешь получить больше прав, ты должен принять на себя и дополнительные обязанности. Здесь важно дать ребенку свободу выбора новой обязанности по дому. Имея дело со своевольным ребенком, крайне опасно расширять его права, не расширяя обязанностей. Если он привыкнет к пониманию свободы как вольницы, с ним потом будет нелегко совладать.
24 СЛАЙД
Сегодня мы с вами рассмотрели такие качества как послушание и своеволие. Конечно, крайне редко встречаются совсем неуправляемые дети. Но, как мне кажется, элементы поведения, озвученные сегодня, знакомы многим из вас. Мы с вами еще раз убедились, какое это трудное поприще воспитание ребенка, но результат стоит того, чтобы нам это поприще успешно преодолеть.
На радость потомство нам Богом дано,
Нам собственной жизни дороже оно,
Для сердца роднее прибежища нет,
И связи теснее не ведает свет.
Я надеюсь, что вы почерпнули для себя добрые советы и пользуясь ими вам будет легче понимать ваших детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЛУШАНИЯ
Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. (Приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота).
Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически ( но, конечно не грубо и властно, как бывает в иных малокультурных семьях).
Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.
Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.
Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и .т.п.
Самим давать пример послушания: жены – мужу и обоих – законам и общепринятым правилам.