Родительское собрание в средней группе на тему «Игра – не забава»
Воспитатель: Беляева А.В.
2013г.
Цель:
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Заинтересовать проблемой целесообразного подбора игрушек.
Приобщить к игре ребёнка в условиях семьи.
Выслушать суждения родителей по данной проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Форма проведения: дискуссия.
Ход собрания
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
Игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. У ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворить, потому что, играя ребенок учится и познаёт жизнь. Для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни.
Вопросы родителям:
В чем по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?
Воспитатель:
В игре ребенок обучается:
Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознавать свое реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Игра – это арена детских успехов и достижений.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства.
Ситуация для анализа:
На участке детский гомон. Новенький мальчик лет 5 с любопытством рассматривает играющую детвору: одну подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже , наверное, хочется поиграть вместе с ними ? – обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-ее… я их сейчас расстреляю! – он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – снова обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них налёт! – в голосе недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять, да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащий в хозяйственной сумке матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать, боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да игрушки бы ему другие, например …
- А зачем? – недоумевает женщина, - пусть играет во что хочет. Хоть в соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы родителям:
Какое значение, по-вашему, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Воспитатель:
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, у него формируется начало коллективизма.
Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, выполняет действия, которые ему ещё недоступны в реальной жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение. В игре развивается воображение, ребенок часто использует предметы – заместители. Например, палочкой может делать укол, из желтого одуванчика приготовить «яичницу», сеялку использовать вместо руля и т.д. помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервав ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины «едут в гараж».
Ребенку для игры необходимо время и игровое пространство – это уголок. Столик с любимыми игрушками, правильно, подобранный игровой материал.
Игры у ребенка обычно возникают под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием.
Ситуация для анализа:
Однажды Слава предложил детям, играющим в семью:
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила: - Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
- И пить вино – это плохо, - добавляет Наташа.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает…- убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принес!
Вопросы родителям:
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Воспитатель:
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо её прекратить, объяснив ребенку, почему не следует её продолжать.
Вопросы родителям:
Нужно ли руководить играми детей?
Как обучить ребенка умению играть?
Воспитатель:
Ребенок 4-5летнего возраста нуждается в совместной игре со взрослыми. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Важно направлять игру детей, не разрушая её самодеятельный и творческий характер. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают. Совместная игра со взрослыми способствует более успешному умственному развитию ребенка, воспитанию доверительных отношений.
Вопрос:
Как приобрести новую игрушку?
Воспитатель:
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Черепашки-Ниндзя, Роботы-трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка. Любое, проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, заботливо, милосердно, то у него некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя в той или иной ситуации, часто по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Игрушка программирует поведение ребенка.
Вопрос:
Почему детям нравятся мягкие игрушки?
Воспитатель:
Самое главное назначение мягкой игрушки – дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза.
Вопрос:
Что делать, если дети не убирают игрушки?
Воспитатель:
Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:
а) «Ну-ка, - говорит мама, - кто быстрее наведет порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду!»
б) «Хитрый глаз»
предложить поиграть детям в игру и стать волшебниками, сложить ладошки, закрыть глаза и сказать: «У меня есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте»! Желательно, чтобы в этой игре приняли участие и взрослые.
Дорогие родители! Не жалейте своего свободного времени на игры с детьми. Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезней любой игрушки, она доставляет ребенку много положительных эмоций, душевный подъём. Не лишайте его этой радости, помните, что вы сами были детьми.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы очень рады видеть вас у нас в гостях и мы с ребятами приготовили для вас небольшое выступление.
Стихотворение: (Даниил Е. и Катя Б.)
Друзей не покупают, друзей не продают
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас, в магазине игрушек,
Огромнейший выбор друзей и подружек.
Воспитатель:
Я предлагаю родителям отгадать, что же мы сейчас купим в магазине игрушек:
Загадка:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (воздушный шарик).
Воспитатель:
Посмотрите сценку, как однажды две подружки играли с шаром.
Сценка: (Вика, Женя и Маша.)
Шар надутый две подружки,
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки,
Сели и заплакали…
А наши дети редко ссорятся из-за игрушек, они уже большие и умеют делиться своими игрушками с друзьями.
Стихотворение: (Маша К.)
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней,
И вот одна игрушка
Приглянулась ей –
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки,
Любимая была,
Но все же я подружке
Игрушку отдала.
Воспитатель: Угадайте следующую загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
И всего - одна игрушка. (Матрешка)
Воспитатель:
А как порой бывает сложно в игре договориться, кто же будет главным.
Сценка «Паровоз» (Вова, Матвей, Даниил, Женя)
Мы играли в паровоз,
Разругались все до слез,
Я сказал: «Я самый старший!
Значит, я и паровоз!»
«А зато – воскликнул Ромка,-
Я пыхтеть умею громко!»
Задирает Миша нос:
«Кто сильней – тот паровоз!»
А Марина чуть не плачет:
«Раз я девочка, то, значит,
Что по Мишиным законам
Буду я всю жизнь вагоном?!»
Мы играли в паровоз,
Разругались все до слез.
Оказался очень сложным,
Вроде бы простой вопрос.
Загадка:
Кто не ест душистый мед,
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это – плюшевый …. (медведь)
Танец «Мишка на прогулке»
И, конечно, все наши ребята любят играть игрушками, умеют бережно к ним относиться и знают место для каждой игрушки.
Стихотворение «Мои игрушки» (Дима К., Настя Б.)
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.