Родительское собрание в старшей группе по теме
«Шустрики и скромники»
Цель: познакомить родителей с особенностями поведения гиперактивных и пассивных детей; дать им рекомендации по построению общения с разными типами детей.
Ход собрания:
Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Да, наши дети рождаются именно для этого, и нам, взрослым, хочется, чтобы было всё именно так.
А ВСЕГДА ЛИ ТАК БЫВАЕТ?
Новые времена породили новые проблемы. И сегодня наша встреча так и называется «Шустрики и скомники». Кто они такие??? (спросить родителей)
очень подвижные, сметающие всё на пути и не сидящие спокойно ни минуты
и медлительные, никому не мешающие дети
«Шустрики» - это гиперактивные дети.
1)Такие дети не могут сидеть на одном месте.
2)Они всё время двигаются, вскакивают, садятся, хватают всё, что попадётся им под руку.
3) Своё поведение они контролировать не в состоянии. Они сначала действуют и лишь, потом понимают, что произошло. Уследить за таким ребёнком очень трудно.
4) У таких детей нарушения координации, они испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой, рисованием.
5) Для г\а детей характерны не только двигательная активность, но и чрезмерная болтовня. Даже играя сам с собой, ребёнок может говорит вслух.
6) Он быстро утомляется умственно, хотя остаётся двигательно-активным до позднего вечера.
7) Г\а всегда перебивает других, может встать посреди занятия без разрешения. Дети не умеют контролировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, подвержены частой смене настроения.
8) Они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления сверхактивность выражается в истериках, капризах, раздражения, плаксивости.
9) Такие дети требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать, сопереживать. Не любят уступать, никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими.
Среди г\а детей могут быть и одарённые. Например, Д.Эдиссон и У. Черчилль относились к г\а детям и считались трудными подростками.
Есть 2 всплеска проявления синдрома гипеактивности. Первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Второй всплеск в 12-15 лет, связан с периодом полового созревания.
Характеристика гипоактивных детей.
Есть дети, которые, с точностью до наоборот, не бросаются в глаза: сидят тихо, ведут себя незаметно, редко участвуют в общем разговоре.
1)Дети неловкие в движениях, плохо справляются с физкультурными упражнениями.
2) Эти дети очень медлительны. Медлительность таких детей вызывает раздражение у взрослых.
Довольно частой чертой характера тихого, незаметного ребёнка является застенчивость и замкнутость.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ? Застенчивым людям живётся крайне нелегко, возможно даже тяжелее, чем детям, которым постоянно делают замечания.:
Им трудно познакомиться;
Нелегко выразить своё мнение;
Они испытывают неловкость при общении;
Излишне сдержаны;
Не умеют показать себя;
Плохо соображают в присутствии других людей.
Как вы считаете: застенчивость и замкнутость – это одно и то же?
Замкнутый ребёнок, изначально не хочет общаться. Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими. Они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
Причины этого закладываются ещё в раннем детстве:
Помещение в больницу без мамы в ранние годы;
Болезненные медицинские манипуляции;
Прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье;
Родители не очень общительные и уверенные в себе;
Родители любят стыдить и читать мораль;
Избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком;
Отсутствие опыта общения со сверстниками.
Можно ли помочь детям с такими индивидуальными особенностями характера, о которых мы сегодня говорили? Не только можно, но и нужно! А как это сделать, мы сейчас попытаемся вам дать несколько рекомендаций.
Рекомендации родителям гиперактивных детей.
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что г\а дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу поддержку.
Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя»
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём с ребёнком его успехи дома и в саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, успехи в д\с, выполнение домашних заданий.
Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность не принесёт никакой пользы.
Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.
Вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечения вашего внимания. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими детьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
Подчёркивайте чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку.
Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к потере самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
Рекомендации родителям гипоактивных детей.
Расширяйте круг общения своего ребёнка, приглашайте к себе друзей, берите ребёнка в гости, расширяйте маршруты прогулок (совместные прогулки в выходные дни, походы, празднования дней рождения);
Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Например, попросите его купить хлеба или в магазине спросить, сколько стоит игрушка, спросить в библиотеке нужную книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, можно держать за руку, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
Создавайте ситуации, в которых у ребёнка может возникнуть потребность в общении. Подтолкните ребёнка, чтобы он обратился с просьбой к другому человеку: дяде, тёте, другу семьи, воспитателям.
Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, рассказывайте малышу о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь с другими детьми и взрослыми.
Стремитесь сами стать примером эффективного доброжелательно общающегося с другими людьми человека.
Уважаемые родители!
Вы самые первые и самые главные воспитатели своих детей, вы самый главный авторитет для них. Помните, всегда, как бы вы ни были загружены заботами, проблемами, ребёнок жаждет:
Нежности
Ласки
Любви
Тепла
Поддержки
Понимания
Одобрения
Заботы
Похвалы
Улыбки!
Если ребёнок уверен, что его любят всяким – капризным, непослушным, - но своим поведением он огорчает самых близких людей, с любой проблемой справиться легче. Здорово, когда ребёнку в семье хорошо, когда он чувствует, что он любим, принят, с ним считаются, как и с остальными членами семьи.
Наш разговор подходит к концу. Хочется надеяться, что каждый из вас сегодня взял для себя что-то нужное, полезное.
Спасибо за внимание!!!