Название родительского собрания: «Все мы с вами пешеходы»
Цель родительского собрания - ознакомить родителей с частотными правонарушениями на дороге, попытаться предотвратить случаи детского дорожно-транспортного травматизма.
Задача педагогов и родителей:
воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения;
познакомить родителей с наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий;
формировать жизненно важную потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения;
воспитывать у родителей культуру поведения на дороге;
углублять знания родителей о правилах дорожного движения;
формировать представления родителей о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения родителей на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход родительского собрания:
Уважаемые родители, тема сегодняшнего собрания – «Все мы с вами пешеходы». Почти каждый месяц в школу приходят сводки о правонарушителях на дорогах. В круг этих нарушителей входят и наши с вами дети. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий.
наиболее частотные вы видите на слайде №2
Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.
Каждый день в нашей стране случается более 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600.
На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП – это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек.
Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – идущего или едущего. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам. Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.
Поэтому я считаю целесообразным посветить данное собрание профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Этот вопрос важен для нас, поскольку результаты тестирования учащихся нашего класса невысоки. Результаты на слайде № 3
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста. Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Безусловно, устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (СЛАЙД №4)
– неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);
– незнание основ безопасного поведения;
– отсутствие навыков безопасного поведения;
– нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;
– следование опасным привычкам поведения на улице;
– неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;
– беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.
В поведении школьников на дороге проявляется неумение: (СЛАЙД №5)
– осматривать проезжую часть;
– замечать транспортные средства;
– оценивать скорость и направление движения транспортных средств;
– предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.
Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как:
– переход проезжей части перед близко идущим транспортом;
– переход проезжей части в неустановленном месте;
– неожиданный выход (выбегание) из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и других препятствий;
– переход дороги на запрещающий сигнал светофора.
Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки». «Ловушки» – это дорожная ситуация со скрытой опасностью. Распознать скрытую опасность несложно. Необходимо лишь проявить должное внимание и не оценивать ситуацию на проезжей части по первому впечатлению.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий представлены на слайде. СЛАЙД №6
Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:
незрелость;
неспособность правильно оценивать обстановку;
быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей;
специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Единственный, кто может его в этом убедить, уважаемые родители, это, безусловно, вы, своим личным примером.
Давайте с вами проверим, насколько вы ориентируетесь на дороге, предлагаю вашему вниманию тест, который выполняли ваши дети. Приложение №1 Слайд№7
Подводя итоги тестирования, мы с вами обнаружили, что не все из вас знают правила дорожного движения на отлично, поэтому, чтобы обеспечить свою безопасность на дороге и безопасность вашим детям, хочу раздать памятки с правилами безопасного поведения на дороге.
Памятка (Приложение №2)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу;
пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам;
если нет тротуара, нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту ;
при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны;
выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика);
Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.
ожидая транспорт, стоять только на посадочных площадках или обочине;
подходить для посадки только после полной остановки транспортного средства;
не обходить стоящий автомобиль - это опасно. Подождать, пока он отъедет;
на проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа;
выйдя из автобуса не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу;
опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках;
не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль;
опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
Помните! Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.