№ | Дата | Тема урока(содержание) | Примечания |
| | 1 триместр | |
1. | | Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. Русский фольклор. Особенности фольклора тульского края. | |
2 | | Древнерусская литература. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря». Сведения об авторе. Романтические путешествия героев-первооткрывателей. | |
3 | | Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». | |
4 | | Из литературы XIX века. Поэтический образ Родины. Вяземский П.А. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Первый снег». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Практикум выразительного чтения. | |
5 | | В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. | |
| | 2 триместр | |
6 | | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Толстой и Тульский край. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. | |
7 | | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Домашнее сочинение "Зло и добро в сказке". | Р.Р. |
8 | | Из литературы XX века. Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. | |
9 | | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. | |
10 | | Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе.Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. Домашнее очинение " Мир глазами ребёнка". | Р.Р. |
11 | | А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | |
| | 3 триместр | |
12 | | В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. | |
13 | | Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения. | |
14 | | Творчество писателей Тульской области (по выбору учителя). | |
15 | | Творчество поэтов Тульской области (по выбору учителя). | |
16 | | Защита проектов. | |
17 | | Обобщение материала. | |