Тема: Родная литература как зеркало национальной культуры
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
Задачи: дать представление о содержании предмета; способствовать развитию представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Личностные результаты: осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Предметные результаты: воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова; развитие интереса к творчеству.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Эмоционально-мотивационный настрой учащихся | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! | Приветствуют учителя |
II. Актуализация знаний учащихся | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте притчу… | Учащиеся слушают притчу, звучащую на фоне видеоролика о природе Алтая |
| - А теперь возьмите в руки текст прослушанной вами притчи, постарайтесь определить в нем ключевое, концептуальное слово и выполните с ним работу по схеме. Работу выполняем в парах, в рабочих листах. | Учащиеся работают с раздаточным материалом. Определяют ключевое слово текста и выполняют с ним работу по схеме. |
| - Давайте проверим, каков результат вашей работы с притчей. Какое же слово вы считаете ключевым в притче? | - Это слово «Родина» 2-3 учащихся озвучивают результаты работы с ключевым словом. |
| - Так вот сегодняшний урок мы посвятим своей малой родине – Алтайскому краю. Сегодня мы начнем изучение курса «Родной литературы». В содержание учебного курса входит изучение мифологии и устного народного творчества ( Алтайские народные сказки. Легенды об Алтае, Бии и Катуни. Легенда о кумандинцах. Песенные традиции Алтая (В.М. Щуров).), знакомство с алтайским народным героическим эпосом, творчеством алтайских поэтов, сказками ( И. Цхай. «Поющая радуга»). Будем изучать рассказы алтайских писателей о животных (Свинцов. «Мама Вася»). Такие произведения: В. Сидоров. «Тайна белого камня». В.М. Шукшин. «Из детских лет Ивана Попова». В курсе литературы есть разделы: Великая отечественная война в творчестве Алтайских поэтов и писателей. Алтайские писатели улыбаются. (А. Гусев. «Факир»). Завершается курс защитой проектных и исследовательских работ, сочинением «Их именами названы улицы». Примерные темы проектных и исследовательских работ: - Книги на все времена. - Мои ровесники в литературных произведениях. - Знаменитые поэты и писатели моего города, края. - Что читают мои одноклассники. - Литературные премии. - Алтайские поэты и писатели о войне. - Мудрость родного слова. - Высказывания об Алтае. | Знакомятся с содержанием курса |
III. Выявление затруднения и поиск путей решения проблемы | - Что вам известно о литературе Алтайского края? - Имена каких писателей и поэтов Алтайского края вы знаете? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
IV.Открытие нового знания | Знакомство с презентацией. Чтобы понять прошлое, надо его изучить. Чтобы правильно и достойно жить в настоящем, анализировать достижения и ошибки прошлого. Чтобы построить будущее, надо суммировать знания о прошлом и настоящем, которые являются фундаментом грядущего. (из материалов газет). - Как вы понимаете эти слова? Запишите их в тетрадь. Кто-то сказал, что поэтами становятся от любви. Именно это отношение чувствуешь, когда читаешь стихотворения алтайских поэтов. И это неслучайно, ведь литература является отражением национальной культуры. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Записывают в тетрадь |
V. Первичное закрепление | Чтение текста. (Раздаточный материал) У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу. Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. 2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине. Чтение и обсуждение отрывков из произведений алтайских писателей и поэтов. Беседа. - А знаете ли вы, что у нас была традиция воспитания и образования наследников Российского престола? - Как вы думаете, почему наследники изучали словесность, в первую очередь русскую словесность, начиная с устного народного творчества и до современности? Как вы понимаете выражение «духовно руководить народом»? (Буслаев Ф. И.) - Что дает человеку изучение литературы? Почему чтение книг обязательно для подрастающего поколения? | Выполняют задание Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
VI. Рефлексия. | Весь урок мы говорили о нашей малой родине – Алтайском крае. И сейчас прошу вас отразить свои мысли, чувства, эмоции, которые вы испытываете, в синквейне. | Звучит фонограмма песни в исполнении М. Евдокимова «Алтай». Учащиеся пишут синквейн. |
| Учитель благодарит всех ребят за выполнение заданий, отмечает учащихся, активно работавших на уроке, комментирует отметки. | Проводят самооценку |
VII. Домашнее задание Выбрать тему для проекта | Поясняет задание | Записывают |
Приложение
Притча
Жил Человек там, где родился. И вот захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми... Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чем-то, но понять он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве?
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг слышит он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило его. Еще сильнее стал вслушиваться в эти звуки:
- Где родился - там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок.
Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают.
Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такими царскими, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такими богатыми и не такими вкусными, какие были пироги в родном доме его...
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка, им посаженная, где стоит дом, им построенный...Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, - в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога домой, к себе самому! Автор Лидия Калашникова
У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу.
Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине.
У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу.
Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине.
У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу.
Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине.
У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу.
Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине.
У любого из нас есть свой неповторимый «земной уголок», своя малая родина. И как бываем признательны мы и благодарны своей родине детства, как дороги нашему сердцу истоки любви и творчества, доброты и памяти; какими светлыми и одухотворенными бывают наши воспоминания! И это неудивительно, потому что ничего не может быть дороже и памятнее мест, где посчастливилось нам родиться, увидеть такие места, расставанье с которыми глубоко ранят душу.
Задание. 1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Расскажите о своем отношении к своей малой родине.