СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная природа в стихотворениях Н.М.Рубцова «Звезда полей» и А.А.Даржая «Звезда».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать формированию представления о жизни и творчестве Н.М.Рубцова и А.А.Даржая, как преемников русской классической традиции; заинтересовать рассказом о жизненном и творческом пути поэтов; показать , как дорога была тема Родины, тема любви к родной природе

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях Н.М.Рубцова «Звезда полей» и А.А.Даржая «Звезда».»

Урок литературы 6 класса. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла Республики Тыва Шивидек Кара-кыс Арбын-Кежиковна


Тема: Родная природа в стихотворениях Н.М.Рубцова «Звезда полей» и А.А.Даржая «Звезда».

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о жизни и творчестве Н.М.Рубцова и А.А.Даржая, как преемников русской классической традиции; заинтересовать рассказом о жизненном и творческом пути поэтов; показать , как дорога была тема Родины, тема любви к родной природе.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: иметь представление о вехах жизни Н.М.Рубцова и А.А.Даржая, тематике и своеобразии их поэтического творчества; владеть навыками анализа лирического стихотворения; выявлять в тексте художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка; видеть проблематику стихотворения;

  • ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное мнение к поэзии Н.М.Рубцова, А.А.Даржая; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской и тувинской литературы: оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в поэзии;

  • коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения; создавать сообщения или электронную презентацию биографии поэта, собственные иллюстрации к стихотворениям и защищать их;

  • эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УДД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах интернета;

  • регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение стихотворений, рассказ), групповая (практическая работа).

Интернет ресурсы:

Рубцов, Николай Михайлович, Даржай, Александр Александрович – режим доступа: http://wikipediajrg//wiki/Рубцов, Николай Михайлович. Даржай, Александр Александрович

Оборудование: презентация о жизни и творчестве поэтов Н.М.Рубцова и А.А.Даржая; портреты поэтов и эпиграфы на доске:

Вокруг любви моей непобедимой

К моим лугам, где травы я косил,

Вся жизнь моя вращается незримо,

Как ты, Земля, вокруг своей оси…

Н. Рубцов



"Словно Бога, Туву в своем сердце ношу, -
Величавым сравнением ничуть не грешу.
Высоки ее горы, неоглядно жнивье, --
Так сказав, - я хочу возвеличить ее".

А.А.Даржай


Основные понятия и термины: образ, символ


Сценарий урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.


Вокруг любви моей непобедимой

К моим лугам, где травы я косил,

Вся жизнь моя вращается незримо,

Как ты, Земля, вокруг своей оси…


- Это строки из стихотворения Николая Михайловича Рубцова, выдающегося русского поэта, которому принадлежат такие замечательные стихи, как «Тихая моя родина», «В горнице», «Березы», «Русский огонёк» и другие, многие из которых стали песнями, так они мелодичны и задушевны. Стихи Н.Рубцова пронизаны русским бытом, русской природой, стихи искренние, слова идущие из глубины души..

А теперь прочитайте строки из стихотворения народного писателя Тувы А.А.Даржая:

Словно Бога, Туву в своем сердце ношу, -
Величавым сравнением ничуть не грешу.
Высоки ее горы, неоглядно жнивье, --
Так сказав, - я хочу возвеличить ее

- Что общего в этих стихотворениях ? Какие картины мы видим, какие чувства выражены?

- Сделайте вывод: что объединяет творчество этих поэтов, какова главная тема их творчества? - Тема Родины, тема любви к родной природе. Это и является темой нашего урока.(Запись темы урока)

- Обратите внимание на название стихотворений. Какой образ присутствует в обоих стихотворениях?

- Каковы же будут цели нашего урока? - Узнать о творчестве поэтов, научиться анализировать лирическое произведение.

III. Изучение нового материала.

  1. Устный рассказ о поэте Н.М.Рубцове, демонтрация электронной иллюстрации. (краткие сообщения подготовленных учащихся).

(Звучит песня «В горнице моей светло…» - 1-ый куплет, далее как фон.)

  1. Сообщение о жизни творчестве А.А.Даржая.

(Звучит песня «Дагларым» - 1-ый куплет, далее как фон)

Учитель: Произведения А. А. Даржая отличаются широтой и многогранностью поэтических ассоциаций, философской направленностью. Язык его стихов так изящен и благозвучен, что многие стихи стали прекрасными песнями. Его стихи переведены на многие языки народов России. На русском языке выпущены книги в издательствах Тувы и Москвы: «Звон стремян» (1980), «Щедрый очаг» (1985), «Пришла пора» (1986) и многие другие.)

1-ый ученик: Александр Александрович Даржай (-22.04.2016) - народный писатель, поэт, прозаик, переводчик. Родился в 3 ноября 1944 года в местечке Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна. Окончил филологический факультет Кызылского государственного педагогического института. Работал редактором газеты «Тываның аныяктары», редактором Тувинского книжного издательства, консультантом Союза писателей, министром печати, председателем Правления Союза писателей Республики Тыва. 22 апреля 2016 года, ушел из жизни после продолжительной болезни, но его прекрасные творения остались нам в наследство.

2-ой ученик: Первое стихотворение было опубликовано в газете «Шын» в 1964 году, Александр Александрович Даржай – автор сборников стихов: «Төрээн черим» («Родная земля», . «Артыш айдызы» («Аромат можжевельника»), «Мөңге чер» («Вечная земля»), «Өглеривис ак-көк ыжы» («Голубой дымок наших юрт») и многих других.


Учитель: Произведения А. Даржая отличаются широтой и многогранностью поэтических ассоциаций, философской направленностью. Язык его стихов так изящен и благозвучен, что многие стихи стали прекрасными песнями. Его стихи переведены на многие языки народов России. На русском языке выпущены книги в издательствах Тувы и Москвы: «Звон стремян» (1980), «Щедрый очаг» (1985), «Пришла пора» (1986) и многие другие.


  1. Повторение теоретического материала и знакомство с новыми понятиями.


1).Задание: соотнесите теоретико-литературное понятие и определение.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, антитеза

2). Знакомство с новыми понятиями.

Запись в тетрадь: Элементы звукописи

Аллитерация - повтор согласных звуков, создающий звуковой образ.

Полночной порою в болотной глуши 

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши

стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей


Ассонанс - повтор гласных звуков, создающий звуковой образ.

Люблю березу русскую
То светлую, то грустную

 – передает легкую грусть, нежность



  1. Подготовка к восприятию стихотворений.

– Каков основной образ обоих стихотворений? Какие символические значения в фольклоре и мифологии имеет образ звезды? ( Это символ любви, добра; это Вифлеемская рождественская звезда; это путеводная звезда)

  1. Физкультминутка

  2. Групповая работа. Анализ стихотворений.

  1. Задание: внимательно прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и отметьте художественные приемы, которые помогают автору создать картину родной природы, передать свои мысли и чувства,.

1-ая группа – «Звезда полей», 2-ая группа – «Звезда» в переводе на русский язык, 3-ья группа – «Звезда» на тувинском языке (оригинал стихотворения). (Работа на рабочих листах с последующим выступлением группы, выразительное чтение стихотворений подготовленным учащимися).

Название стихотворения



1. Какова тема стихотворения?


2. Каков основной образ стихотворения?


3. Какие мысли и чувства испытывает лирический герой в стихотворении?


4. Какова основная мысль стихотворения?



2). Отметьте художественные приемы, которые помогают автору создать картину родной природы, передать свои мысли и чувства,.



Эпитеты


Метафора


Олицетворение


Сравнение


Повторы


Аллитерация


Ассонанс



7. Вывод.

- Что общего в стихотворениях Н.М.Рубцова и А.А.Даржая?

Объединяет поэтов то, что основной темой их творчества является тема Родины, любовь к малой родине, родной природе, где лирический герой черпает силы и вдохновение, живёт в гармонии с миром, а основной образ - образ звезды; это символ Родины, идеал святости, то есть идеал неизменный.

IY. Итог урока . Рефлексия деятельности.

Предлагаю подытожить то, что мы узнали из прекрасных произведений двух поэтов в форме синквейна. Составьте в рабочих листах своё видение образа звезды.

Примерный ответ:

Что? Звезда/ звезда полей

Какая? Светлая, яркая/ Далёкая, приветливая.

Что делает? Светит, поддерживает, возвышает

Чем является звезда для нас? Звезда учит доброте и красоте

Что такое звезда? (синоним: слово или словосочетание) Символ родины/ любовь/ гармония/ божественное

Y. Выставление оценок.



Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть ст. Н.Рубцова, А.А.Даржая (на выбор)

  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворениям.
































Приложение 1.

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...


Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...


Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.


Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Н.М. Рубцов



Сылдыс

Карангы дун. Ыттар ээрген.

Сырбаш дигеш, сугже сылдыс

Сыг-ла диди. Соон дарый

Кадарчы ай шымнып кирди.


Олуг ыржым. Дээр суруу

Дууреп унген ышкаш болду.

Тумен сылдыс оскус хойнун

Оле караан сагындырды.


Кезек када чырыш кыннып,

Хемче душкен сылдыс бодап,

Ээргииштелген саарыг дыннап,

Эрик черде куюм ор мен.




Хайым чоннун чулду-чурээн

Кайгадыптар арга болза,

Хензиг-даа бол, сылдыс ышкаш

Херел чажып, чырыш дизе.

А.А. Даржай


Звезда

Ночь поздняя. Звезда. Луна.

Полночный лай собак.

Звезда испугана. Она

Летит к ручью, во мрак.

Луна, как опытный пловец,

Ныряет вслед за ней

И превращает наконец

Ручей в поток лучей.


Неторопливо стадо звезд

Бредет на водопой

По черным небесам вразброс

Нестройною толпой.

Унылое мерцанье их

Напоминает взгляд

Овцы, которая своих

Утратила ягнят.


Сижу на пне. А подо мной,

Журча у самых ног,

Зажженный звездочкой одной

Искрится ручеек.

И думаю, что в небесах

Немало звезд всегда,

Но ярче всех горит в глазах

Упавшая звезда.


Как молния, пронзила высь

Небесную она...

О, если бы такая жизнь

И мне была дана!



А.А. Даржай

Приложение 2. Рабочий лист учащегося


ФИ учащегося___________________________________________________ Класс ______

Тема занятия : «Тема родной природы в стихотворениях «Звезда полей» Н. М. Рубцова и «Звезда» А.А.Даржая. Образ звезды ».



Эпиграфы: Вокруг любви моей непобедимой

К моим лугам, где травы я косил,

Вся жизнь моя вращается незримо,

Как ты, Земля, вокруг своей оси…

Н. Рубцов

"Словно Бога, Туву в своем сердце ношу, -
Величавым сравнением ничуть не грешу.
Высоки ее горы, неоглядно жнивье, --
Так сказав, - я хочу возвеличить ее".

А.А.Даржай

  1. Прочитайте эпиграфы и определите основную тему творчества поэтов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите теоретико-литературное понятие и его определение:

А.Эпитет

1. Образное определение , указывающее на особенный признак предмета или явления

Б. Метафора

2. Перенесение свойств человека или другого живого

существа на неодушевлённые предметы и явления


В. Сравнение

3. Переносное значение слова, основанное на сходстве

в каком-либо отношении двух предметов или явлений


Г. Олицетворение

4. Изображение одного явления с помощью сравнения, сопоставления его с другим

Д. Повтор

5. Повторение слова или выражения



А

Б

В

Г

Д








3. Внимательно прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы: 1-ая группа – «Звезда полей», 2-ая группа – «Звезда» в переводе на русский язык, 3-ья группа – «Звезда» на тувинском языке (оригинал стихотворения)

Название стихотворения



1. Какова тема стихотворения?


2. Каков основной образ стихотворения?


3. Какие мысли и чувства испытывает лирический герой в стихотворении?




4. Какова основная мысль стихотворения?





4.Отметьте художественные приемы, которые помогают автору создать картины родной природы, передать свои мысли и чувства,:

Эпитеты




Метафора




Олицетворение




Сравнение




Повторы




Ассонанс




Аллитерация






6. Основной образ стихотворений – образ звезды. Сделайте вывод о значении образа звезды в стихотворениях Н.М. Рубцова «Звезда полей» и А.А.Даржая «Звезда» в форме синквейна:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!