Урок литературы в 8 классе.
Тема: «Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
Начало урока:
Около двери стоит учитель и приглашает ребят в литературный клуб «Зеленая лампа»
Раздает входные билеты.
1.Добрый день, ребята! Я приглашаю Вас в литературный клуб «Зеленая лампа». У вас в руках пригласительные, из которых Вы можете узнать свое место, выполнив задание. Пожалуйста, проходите, занимайте свои места.
Друзья, мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите Ваши шпаги мнений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу.
2.Добрый день, ребята, уважаемое жюри! Зовут меня Марина Юрьевна! Я представляю на конкурсе Старошайговский район, Новотроицкую школу.
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы все готовы к новым свершениям.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. Слайд 1
Заседание клуба «Зеленая лампа» разрешите считать открытым. (включить лампу)
У каждого есть папочки, которые называются «Моя творческая мастерская»
Вызов
3. Ребята, я предлагаю Вам послушать музыкальную зарисовку при этом сосредоточиться:
1 группа – на чувствах, которые испытывали при прослушивании музыки; (чувствовать)
2 группа – на картине, которая возникала в момент прослушивания; (видеть)
3 группа – на мыслях. которые возникли в момент прослушивания (думать)
4 группа – на звуках, какие звуки услышали (слышать)
После прослушивания музыки ребята делятся своим восприятием,
Что Вы почувствовали 1 группа: радость, вдохновение, спокойствие, искренность, доброжелательность
Какая картина у вас возникла: лес, ясный теплый день, солнце светит ярко
Какие мысли Вас посетили: как хорошо оказаться в лесу, и среди деревьев, полюбоваться пейзажем.
Какие звуки Вы слышите: звон капели, журчание ручейка, легкий ветерок
Кто-нибудь знает, как называется музыкальное произведение?
П.И. Чайковский Цикл «Времена года» Какой месяц у нас сейчас? Апрель
Название попробуйте отгадать по стихотворению
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?» Подснежник
П.И. Чайковский Цикл «Времена года» Апрель Подснежник
Вывод: сегодня на уроке речь пойдет о природе, временах года
Природа – Времена года
4 Работа с эпиграфом
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу
Растворяясь душой в простоте
Я живу на Земле в красоте. Игорь Северянин
Выделим ключевые слова: Природа – Времена года – Простота, Красота, Земля, Родина- Поэт, Поэзия.
5. Формулировка темы и целей
Кластер Природа- Родина- Россия- Мать – Поэзия
Цветок Подснежник Русские поэты о Родине, родной природе, о себе
Я хочу знать
Осмысление
Работа с пригласительными . Каждый из Вас получил пригласительный, по которому Вы нашли свое место. У каждой группы свое время года. Зима, весна, лето, осень – вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам удивительные мелодии, многоцветные краски, волнующие душу стихи. Чтобы пейзаж стал картиной душевной жизни человека, необходимо научиться чувствовать, понимать природу. Попробуем воспроизвести свои зрительные и звуковые ассоциации, связанные с поэтическим словом, сопоставив стихотворение с шедеврами русской живописи и музыки.
Каждая творческая группа заранее получила стихотворение для анализа.
1 группа: Д. Мережковский «Родное»
2 группа: Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»
3 группа: Н. Рубцов «Привет, Россия»
4 группа - Аненнский «Снег»
Учащиеся должны были в результате совместных наблюдений выполнить ряд заданий :
Выразительно прочитать стихотворение.
Подобрать картину русского художника, которая отражает образ, созданный поэтом, и чувства лирического героя. Прокомментировать свою позицию.
Подобрать фрагмент из музыкального произведения, отражающий настроение, переданное в стихотворении. Объясните свой выбор.
Составление коллажей или интеллект –карт .Подсказки из коробочки идей
Выступления групп.
Обращаемся снова к нашим пригласительным. Немножко отдохнем. Встали, ребята.
Клуб «Зеленая лампа» --это содружество людей, творческих, талантливых. На заседаниях клуба известные поэты, малоизвестные, или только начинающие читали свои творенья.
И мы сейчас устроим стихотворный флешмоб. У вас в пригласительных отрывки из стихотворений, по которым Вы определяли свое место. Внимательно прочтите про себя отрывок Я начинаю…
Кто авторы этих отрывков. Назовем их. Наши мордовские поэты. Судьба их тоже разная , но и как поэтов Всех поколений объединяет любовь к своей Родине, родной природе, размышляют о себе.
Конверт с цветами. Тургенев
Основной предмет лирических переживаний поэтов— страстно любимая ими природа. Как сказал И. А. Бунин в одном из своих стихотворений,
«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.»
Молодцы, ребята! Немножечко отдохнули.
Ребята, какое сегодня число? Какой день в календаре? Кто герой этого дня?
Юрий Гагарин. Когда он приземлился , первые его слова: «Облетев Землю на корабле –спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета….»
Это было сказано в 1961 году. Ключевые слова : прекрасна-хранить- преумножать- не разрушать. 2017 год В.Путин объявил годом экологии.
В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.
Рефлексия Составить синквейны
Природа.
Удивительная, красивая.
Окружает, бережется, сохраняется.
Материальный мир Вселенной.
Человек.
Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.
В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней
Составить Букет настроения