СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная природа в творчестве композиторов, поэтов, художников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в творчестве композиторов, поэтов, художников»

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

Начало урока:

Около двери стоит учитель и приглашает ребят в литературный клуб «Зеленая лампа»

Раздает входные билеты.

1.Добрый день, ребята! Я приглашаю Вас в литературный клуб «Зеленая лампа». У вас в руках пригласительные, из которых Вы можете узнать свое место, выполнив задание. Пожалуйста, проходите, занимайте свои места.



Друзья, мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю, в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите Ваши шпаги мнений

Мы вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи

Оценкой вас не накажу

За странный слог не обессудьте

А дальше прозой я скажу.

2.Добрый день, ребята, уважаемое жюри! Зовут меня Марина Юрьевна! Я представляю на конкурсе Старошайговский район, Новотроицкую школу.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы все готовы к новым свершениям. 
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. Слайд 1

Заседание клуба «Зеленая лампа» разрешите считать открытым. (включить лампу)

У каждого есть папочки, которые называются «Моя творческая мастерская»



Вызов

3. Ребята, я предлагаю Вам послушать музыкальную зарисовку при этом сосредоточиться:

1 группа – на чувствах, которые испытывали при прослушивании музыки; (чувствовать)

2 группа – на картине, которая возникала в момент прослушивания; (видеть)

3 группа – на мыслях. которые возникли в момент прослушивания (думать)

4 группа – на звуках, какие звуки услышали (слышать)

После прослушивания музыки ребята делятся своим восприятием,

Что Вы почувствовали 1 группа: радость, вдохновение, спокойствие, искренность, доброжелательность

Какая картина у вас возникла: лес, ясный теплый день, солнце светит ярко

Какие мысли Вас посетили: как хорошо оказаться в лесу, и среди деревьев, полюбоваться пейзажем.

Какие звуки Вы слышите: звон капели, журчание ручейка, легкий ветерок

Кто-нибудь знает, как называется музыкальное произведение?

П.И. Чайковский Цикл «Времена года» Какой месяц у нас сейчас? Апрель

Название попробуйте отгадать по стихотворению

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?» Подснежник

П.И. Чайковский Цикл «Времена года» Апрель Подснежник

Вывод: сегодня на уроке речь пойдет о природе, временах года

Природа – Времена года

4 Работа с эпиграфом

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу

Растворяясь душой в простоте

Я живу на Земле в красоте. Игорь Северянин

Выделим ключевые слова: Природа – Времена года – Простота, Красота, Земля, Родина- Поэт, Поэзия.



5. Формулировка темы и целей

Кластер Природа- Родина- Россия- Мать – Поэзия

Цветок Подснежник Русские поэты о Родине, родной природе, о себе

Я хочу знать

Осмысление

Работа с пригласительными . Каждый из Вас получил пригласительный, по которому Вы нашли свое место. У каждой группы свое время года. Зима, весна, лето, осень – вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам удивительные мелодии, многоцветные краски, волнующие душу стихи. Чтобы пейзаж стал картиной душевной жизни человека, необходимо научиться чувствовать, понимать природу. Попробуем воспроизвести свои зрительные и звуковые ассоциации, связанные с поэтическим словом, сопоставив стихотворение с шедеврами русской живописи и музыки.

Каждая творческая группа заранее получила стихотворение для анализа.

1 группа: Д. Мережковский «Родное»

2 группа: Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»

3 группа: Н. Рубцов «Привет, Россия»

4 группа - Аненнский «Снег»

Учащиеся должны были в результате совместных наблюдений выполнить ряд заданий :

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

  2. Подобрать картину русского художника, которая отражает образ, созданный поэтом, и чувства лирического героя. Прокомментировать свою позицию.

  3. Подобрать фрагмент из музыкального произведения, отражающий настроение, переданное в стихотворении. Объясните свой выбор.

Составление коллажей или интеллект –карт .Подсказки из коробочки идей

Выступления групп.

Обращаемся снова к нашим пригласительным. Немножко отдохнем. Встали, ребята.

Клуб «Зеленая лампа» --это содружество людей, творческих, талантливых. На заседаниях клуба известные поэты, малоизвестные, или только начинающие читали свои творенья.

И мы сейчас устроим стихотворный флешмоб. У вас в пригласительных отрывки из стихотворений, по которым Вы определяли свое место. Внимательно прочтите про себя отрывок Я начинаю…

Кто авторы этих отрывков. Назовем их. Наши мордовские поэты. Судьба их тоже разная , но и как поэтов Всех поколений объединяет любовь к своей Родине, родной природе, размышляют о себе.

Конверт с цветами. Тургенев



Основной предмет лирических переживаний поэтов— страстно любимая ими природа. Как сказал И. А. Бунин в одном из своих стихотворений,

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.»

Молодцы, ребята! Немножечко отдохнули.

Ребята, какое сегодня число? Какой день в календаре? Кто герой этого дня?

Юрий Гагарин. Когда он приземлился , первые его слова: «Облетев Землю на корабле –спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета….»

Это было сказано в 1961 году. Ключевые слова : прекрасна-хранить- преумножать- не разрушать. 2017 год В.Путин объявил годом экологии.

В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.



Рефлексия Составить синквейны

Природа.
Удивительная, красивая.
Окружает, бережется, сохраняется.
Материальный мир Вселенной.
Человек.

Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.

В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней

Составить Букет настроения








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!