Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 городского поселения Терек»
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
«РАССМОТРЕНО» На заседании методического совета лицея протокол от «31» августа 2022г. № 1 | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР Балкарова М.М. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от «31» августа 2022г.№ 50 Директор Л.З. Балкарова |
Программа кружка
«Родная речь и журналистика»
Учитель – Охова А.А.
г.п. Терек 2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3-5
Цели и задачи программы «Основы журналистики» 6
Механизм реализации программы 7-9
Учебно-тематический план работы кружка
«Основы журналистики» 10
Содержание программы «Основы журналистики» 11-13
Методическое обеспечение дополнительной программы 14-21
Темы семинарских занятий и лабораторных работ 22
Информационные источники 23-24
Литература 25-27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе, родному языку и литературе – один из путей
решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области родного языка и литературы. Одной из форм данной работы является создание постоянно действующей газеты учебного заведения.
Цель полного среднего образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Модель современного выпускника отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социально культурологический) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты) предназначена для развития проекта «Школьная пресса».
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением работы кружка. Занимаясь в кружке «Родная речь и журналистика» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Значительное место в программе занимают разделы “ Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с
интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
Умение грамотно изложить информацию;
Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
Умение вести беседу;
Умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Область обучения:
формирование творческих качеств личности;
развитие креативного мышления.
Область воспитания:
развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
формирование умения самовоспитания и самообразования;
создание условий для самореализации;
формирование веры в себя, в свои возможности и силы;
создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у старшеклассников потребность в самосовершенствовании.
Область социализации:
формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;
формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;
развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;
осуществление деятельностного подхода в обучении;
формирование социальной активности старшеклассников;
обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс профильного обучения, в котором теория дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.
Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 8-11 классов (13-17 лет) и рассчитан на три года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Кружок «Родная речь и журналистика» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.
Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, география), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.
Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.
Кружок комплектуется на основании желаний обучающихся. Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
По реализации программа дополнительного образования «Основы журналистики» рассчитана на три года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся.
Задачи
Обучающие:
• изучение основ журналистского творчества;
получение знаний и умений по созданию печатного издания;
освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
развитие интереса к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;
изучение истории журналистики.
Воспитательные:
формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
• формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;
• формирование эстетических навыков.
Практико-деятельностные:
развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Мотивационные:
создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
• формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;
• развитие ученического самоуправления;
• формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов 101.
I год обучения - 36 часов (1 час в неделю).
II год обучения - 36 часов (1 час в неделю).
III год обучения - 36 часов (1час в неделю).
Рекомендуемая структура занятий:
Разминка (упражнения для настроя) - 5 мин.
Завязка (проблемная ситуация) - 5 мин.
Основная часть (изучение теоретического материала) -10 мин.
Актуализация (практические навыки) - 15 мин.
Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Программа I года обучения включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
К концу первого года обучения журналистике обучающиеся должны уметь:
выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать
с ней;
различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Программа II года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения:
об информационных, аналитических и художественно-публицистических журналистских жанрах;
о методах и приемах работы со словом;
К концу второго года обучающиеся должны знать:
структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);
правила и нормы газетного языка;
правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
работать в различных журналистских жанрах;
грамотно проводить интервью;
писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
свободно владеть печатным словом.
Программа III года обучения развивает профессиональные знания и умения:
о процессе создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража), о составе и работе редакции.
К концу третьего года обучающиеся должны знать:
этапы создания печатного издания;
обязанности каждого члена редакции.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
редактировать текст;
верстать печатное издание в текстовом редакторе;
распространять;
находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
Формы занятий: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
наглядные;
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);
проблемный;
диалоговый;
игровой;
лабораторные работы;
экскурсии.
Организационно-методические особенности занятий
2/3 учебного времени рекомендуется отводить практикумам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.
Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.
Оценивание:
рейтинг;
портфолио;
таблица учета достижений учеников.
Программа реализуется при наличии:
1) дидактического материала (наглядного, методической,
специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр);
2) материально-технического обеспечения (компьютера,
cканера, принтера, цифровой камеры);
3) аудиовизуальных средств.
Актуальность данной программы заключена в том, что качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:
личностные (знания, умения и навыки самосовершенствования);
коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);
ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);
социально-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);
учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);
общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсионная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 4 | 3 | | |
2 | Возникновение и развитие журналистики | 8 | 5 | 4 | 1 | |
3 | Основные понятия и жанры журналистики | 23 | 10 | 12 | |
4 | Профессиональная готовность журналиста к работе | 3 | 2 | 1 | |
5 | Основные понятия и термины газетного дела | 10 | 3 | 6 | |
6 | Литературное редактирование | 8 | 5 | 3 | |
7 | Содержание и форма газеты | 7 | 3 | 3 | 1 |
8 | Задачи оформления газеты | 5 | 3 | 2 | |
9 | Лицо газеты | 5 | 3 | 2 | |
10 | Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) | 3 | 2 | 1 | |
11 | Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) | 3 | 2 | 1 | |
12 | Иллюстрации в газете | 4 | 3 | 1 | |
13 | Способы объединения материалов в газете | 4 | 2 | 2 | |
14 | Технологическая схема производства газеты | 5 | 3 | 1 | 1 |
15 | Основы макетирования газеты | 2 | 1 | 1 | |
16 | Верстка газеты | 5 | 3 | 1 | |
17 | Уроки составления бизнес-плана газеты | 2 | 1 | 1 | |
18 | Маркетинг газеты | 2 | 1 | 1 | |
19 | Распространение газеты | 2 | 1 | 1 | |
20 | Основы газетного дела | 5 | 1 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 108 | 58 | 45 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Родная речь и журналистика»
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (4 ч).
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
I год обучения:
Возникновение и развитие журналистики (8 ч).
История возникновения и развития журналистики на Западе (в западноевропейской цивилизации). Особенности становления и назначения.
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.
Развитие западной и российской журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.
Основные понятия и жанры журналистики (24 ч).
Понятие жанра в публицистике.
Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).
Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).
Художественно-публицистические жанры: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.
Профессиональная готовность журналиста к работе (3 ч).
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».
II год обучения:
Основные понятия и термины газетного дела (10 ч).
Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, арабеск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, лидер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведения, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колонцифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, контекст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и
Приложение 3.1
малотиражка, обзор печати, «открытие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, разверстка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спецвыпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.
Литературное редактирование (8 ч).
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
Содержание и форма газеты (7 ч).
Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.
Задачи оформления газеты (5 ч).
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. I ни подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. 11ос гоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).
Лицо газеты (5 ч).
Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, издание, или учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распространения. Издательская марка.
III год обучения:
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (3ч).
Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (3 ч).
Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты.
«Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.
Иллюстрации в газете (4 ч).
Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.
Способы объединения материалов в газете (4 ч).
Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.
Технологическая схема производства газеты (5 ч).
Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.
Основы макетирования газеты (2 ч).
Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.
Верстка газеты (5 ч).
Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.
Уроки составления бизнес-плана газеты (2 ч).
Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.
Маркетинг газеты (2 ч).
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
Распространение газеты (2 ч).
Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж.
Основы газетного дела (5 ч).
Повторение теоретического материала. Практика-работа над выпусками школьной газеты.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Форма занятий | Методы и приемы | Оборудование | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I год обучения | |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | | Анкетирование | | |
| 8 | Возникновение и развитие журналистики | |
2 | 1 | История возникновения и развития журналистики в западноевропейской цивилизации | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ и обобщение материалов периодических печатных изданий | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература | |
3 | 1 | Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики | Семинар | |
4 | 1 | Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России | Семинар | | | |
5 | 1 | Развитие западной и российской журналистики на современном этапе | Лекция | | | |
6-7 | 2 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон | |
9- 10 | 2 | Экскурсионная работа | Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами | | | |
| 23 | Основные понятия и жанры журналистики | |
11- 20 | 2 | Понятие жанра в публицистике, виды жанров | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, дидактические игры, тесты, за- дачи(викторина) | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополни- тельная литература, инструктивные карточки, памятки для обучающихся «Публицистические жанры» | |
1 | Особенности написания разных жанров | Семи- нар | |
1 | Информационные публицистические жанры | Лабораторная работа (№ 1) | |
1 | Хроника, ин- формация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный) | Лабораторная работа (№2) | |
1 | Аналитические публицистические жанры | Лабораторная работа (№ 1) | | | |
1 | Корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная) | Лабораторная работа (№2) | | | |
| 1 | Художественно-публицистические жанры | Лабораторная работа (№ 1) | | | |
1 | Очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма | Лабораторная работа (№2) | |
1 | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные понятия и жанры журналистики» | Практикум | |
21 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | | | | |
22- 33 | 12 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон | |
| 3 | Профессиональная готовность журналиста | |
34 | 1 | Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати» | Лабораторная работа | Словесные, наглядные; анализ и обобщение правовых документов, психологические игры | Закон РФ «О печати», дополнительная литература | |
35-36 | 2 | Психологическая подготовка и готовность к работе | Тренинг | |
II год обучения | |
| 10 | Основные понятия и термины газетного дела | |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | | Анкетирование | | |
2-3 | 2 | Словарь газетного дела | Лабораторная работа | Словесные, наглядные; анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, игра, задачи, тест | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, инструктивные карточки, «Словарь газетного дела», карточки с заданиями | |
1 | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные понятия и термины газетного дела» | Практикум | |
4-10 | 6 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон | |
| 8 | Литературное редактирование | |
11 | 1 | Основные цели редактирования. Виды редактирования | Лекция | Словесные и наглядные анализ, обобщение мате- риалов периодических печатных изданий, тесты, дидактические игры, задачи | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, инструктивные карточки, карточки с заданиями | |
12 | 1 | Требования к редактированию | Лабораторная работа | |
13-14 | 2 | Техника литера- турного редакти- рования | Практикум | |
16 | 1 | Повторительно- обобщающее занятие по теме «Литературное редактирование » Повторительно- обобщающее занятие по теме «Литературное редактирование » | Практикум | |
17-19 | 3 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон | |
| 7 | Содержание и форма газеты | |
20 | 1 | Размерные эле- менты: формат, объем, колонки | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов | Российские и за- рубежные газеты и журналы, Интернет, дополни- тельная литература, инст- руктивные карточки, карточки с заданиями | |
21 | 1 | Виды форматов газет, газетная полоса, газетная страница | Лабораторная работа | |
22 | 1 | Повторительно- обобщающее занятие по теме «Содержание и форма газеты» | Практикум | |
23-25 | 3 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон | |
26 | 1 | Экскурсионная работа | Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис-тами | | | |
| 5 | Задачи оформления газеты |
27 | 1 | Восприятие материала. Руководство вниманием читателя | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, дидактические игры, тесты, задачи | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, инструктивные карточки, карточки с заданиями |
27 | 1 | Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный | Лабораторная работа |
29 | 1 | Постоянные элементы газеты | Практикум | | |
30-31 | 2 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 5 | Лицо газеты |
32 | 1 | Идейное содержание, миссия газеты | Семинар | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, дидактические игры, тесты, задачи | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополни- тельная литература, инст- руктивные карточки, карточки с заданиями |
33 | 1 | Тип и графическая индивидуальность газеты | Лабораторная работа |
34 | 1 | Формирующие признаки газеты | Практикум |
35-36 | 2 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
III год обучения |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | | Анкетирование | 1 |
| 3 | Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила) |
2 | 1 | Назначение заго- ловков. Виды заголовков. | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, социологический опрос, тесты, задачи | Российские и зарубеж- ные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, карточки с заданиями |
3 | 1 | Форма заголовков и шапок Варианты сложного оформления | Практикум |
|
4 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 3 | Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) |
5 | 1 | Виды и типы выделений в га- зетных текстах. Абзац. Фразы. Пробельный материал | Семинар | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи | Российские и зарубеж- ные газеты и журналы, Интернет, дополни- тельная литература, карточки с заданиями |
6 | 1 | Приемы выделения. Возможности вариации шрифтов | Практикум |
7 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 4 | Иллюстрации в газете |
8 | 1 | Задачи газетной иллюстрации | Семинар | Словесные, наглядные; | Российские и зарубе-ные газеты и журналы, Интернет, дополни- тельная литература, инструктивные карточки, карточки с заданиями |
9 | 1 | Искусство иллюстрации | Лабораторная работа | эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение |
10 | 1 | Виды иллюстраций в газете | Практикум | материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи, дидактические игры |
11 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 4 | Способы объединения материалов в газете |
12 | 1 | Направленность газеты | Семинар | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи, дидактические игры | Российские и зарубеж- ные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, карточки с заданиями |
13 | 1 | Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тема- тический, целевой материал | Практикум |
14-15 | 2 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 5 | Технологическая схема производства газеты |
16 | 1 | Печатные машины в типографиях. Новые способы печати | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, работа на компьютере | Интернет, дополнительная литература, видеоматериалы или мультимедийная презентация о работе типографии, компьютер, сканер, принтер |
17 | 1 | Компьютерный способ. Исполь- зование возмож- ностей компьютера | Практикум |
18 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
19 | 1 | Экскурсионная работа | Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис- тами | | |
| 2 | Основы макетирования газеты |
20 | 1 | Составление графического макета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере | Практикум | Макетирование на компьютере | Компьютер, сканер, цифровая камера |
21 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 5 | Верстка газеты |
22 | 1 | Типы верстки | Лабораторная работа | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, работа на компьютере | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, карточки с заданиями, компьютер, сканер, цифровая камера |
23 | 1 | Прямая, ломаная, вертикальная, горизонтальная | Практикум |
24 | 1 | Симметричная, асимметричная, перпендикулярная, смешанная | Практикум |
| |
| |
| |
25 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 2 | Уроки составления бизнес-плана газеты |
26 | 1 | Что такое бизнес-план? Подразделы БП | Лекция | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение, задачи | Интернет, дополнительная литература, инструктивные карточки, карточки с заданиями |
27 | 1 | Занятие по составлению бизнес-плана газеты | Практикум |
| 2 | Маркетинг газеты |
28 | 1 | Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете | Практикум | Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение, задачи | Интернет, дополни- тельная литература, инструктивные кар- точки, кар- точки с заданиями |
29 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 2 | Распространение газеты |
30 | 1 | Тактика распро- странения и стратегия продаж | Практикум | Словесные, наглядные; эвристическая беседа,анализ, сравнение и обобщение, задачи | Интернет, дополни- тельная литература, карточки с заданиями |
31 | 1 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
| 5 | Основы газетного дела |
32 | 1 | Повторение теоретического материала | Практикум (викторина) | Тесты, задачи, социологический опрос, анкетирование, дидактические игры | Российские и зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература, карточки с заданиями |
33-34 | 2 | Практическая работа по теме | Работа над выпуском газеты | Индивидуальная и групповая работа | Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон |
35-36 | 2 | Экскурсионная работа | Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журнали-стами | | |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Семинары
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках.
Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России.
Особенности написания жанров.
Идейное содержание. Миссия газеты.
5.Виды и типы выделений в газетном тексте. Абзац. Фра-
за. Пробельный материал.
Задачи газетной иллюстрации.
Направленность газеты.
Лабораторные занятия
Информационные публицистические жанры.
Аналитические публицистические жанры.
Художественно-публицистические жанры.
4.Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база журналистики.
Словарь газетного дела.
Требования к редактированию.
7.Виды форматов газет. Газетная полоса, газетная страница.
8.Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный,
спокойный.
9.Тип и графическая индивидуальность газеты.
Искусство иллюстрации.
Типы верстки.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
http://www.feb-web.ru - Литературная энциклопедия.
2. http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе.
http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.
http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.
http://1001.vdv.ru - «Учимся говорить публично».
http://bberezka.ur.ru - «Вёрстка».
http://business.peterlife.ru - «Пресс-киты».
http://docs.antiq.info - «Изобретение бумаги».
http://evartist.narod.ru - «Галактика Гуттенберга».
http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».
http://history.pitman.ru - «Поток времени: изобретение бумаги».
http://html.find-info.ru - «Подрисуночная подпись».
http://htmlbook.citi.tomsk.ru - «Подрисуночная подпись»
http://iatp.ulstu.ru - «Министерство общего и профессиональн
образования».
http://image002.ru - «Международный пресс-клуб».
http://italingua.ru - «История журналистики русской».
http://jf.pu.ru - «Заголовок на газетной полосе».
http://library.narod.ru - «Подрисуночная подпись».
http://linguistiss.referat.ws - «Ляпалиссиады».
http://media.utmn.ru - «Очерки истории зарубежной журналистики».
http://mec.tgl.ru - «Организация школьной газеты».
http://molod-oi.narod.ru - «Молодёжка.ш».
http://pedsovet.org - «Школьная газета».
http://post.tomsk.fio.ru - «История газеты».
http://pressclub.host.ru - «Международный пресс-клуб».
http://rost.websib.ru - «Лига начинающих журналистов».
http://school.ttk.ru - Школьная газета «Лицеист», Троицк (о шрифтах).
http://schools.techno.ru - «Учебник островного курса» (издательство и журналистика).
http://sigieja.narod.ru - «Учебный словарь стилистических терминов».
http://venec.ulstu.ru - О журналистике.
http://viktoriya-uchenova.planetaknig.ru - «Беседы о журналистике.
Виктория Учёнова».
http://vio.fio.ru - «Лига начинающих журналистов».
http://www.atlant.ru - «Виртуальная пресса».
http://www.auditoium.ru - «Источниковедение».
http://www.edic.ru - «Словарь».
http://www.eurekanet.ru - «Как организовать газету в школе».
http://www.imir2005.nm.ru - «Полиграфические термины»
http://www.infotrash.ru - «История России. Изобретение книгопе-
чатания».
http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».
http://www.kostyor.ru - «Костёр», интернет-журнал.
http://www.kvartal.websib.ru - О шрифтах.
http://www.learning-russian.gramota.ru - «Первые печатные издания
России»
http://www.mcgp.ru - «Газета».
http://www.media.utma.ru - «Профессия журналист».
http://www.napp.org - «Советы редакторам по дизайну газет».
http://www.school-izvestia.ru - «Школа журналистики» (Известия).
http://www.sociologist.nm.ru - «Из истории рекламы».
http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».
http://www.terms.ru - «Журналистика издания».
http://www.vokrugsveta.ru - «Вокруг света».
http://www.wan-press.ru - Всемирная газетная ассоциация.
http://www.x-in.ru - «Изобретение бумаги».
http://www.yunikor.narod.ru - «Интернет-портал юных журналистов».
http://start-school.ru - школа журналистики «Start».
http://www.booksite.ruhttp://www.culture-referat.ru - Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного дизайна.
http://www.eslovar.ru - Живая газета.
http://www.lingvistu.ru) - Заметка.