СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родная речь и журналистика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Родная речь и журналистика"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 городского поселения Терек»

Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.



«РАССМОТРЕНО»



На заседании методического совета лицея протокол

от «31» августа 2022г.

1






«СОГЛАСОВАНО»



Заместитель директора по ВР Балкарова М.М.

«УТВЕРЖДЕНО»



Приказ

от «31» августа 2022г.№ 50



Директор Л.З. Балкарова



Программа кружка

«Родная речь и журналистика»







Учитель – Охова А.А.





г.п. Терек 2022 г









СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3-5

Цели и задачи программы «Основы журналистики» 6

Механизм реализации программы 7-9

Учебно-тематический план работы кружка

«Основы журналистики» 10

Содержание программы «Основы журналистики» 11-13

Методическое обеспечение дополнительной программы 14-21

Темы семинарских занятий и лабораторных работ 22

Информационные источники 23-24

Литература 25-27












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.

Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе, родному языку и литературе – один из путей

решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету

Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области родного языка и литературы. Одной из форм данной работы является создание постоянно действующей газеты учебного заведения.

Цель полного среднего образования - воспитать активно­го, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещен­ного, культурного человека, профессионала в своем деле, спо­собного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Модель современного выпускника отли­чается от прошлых социальных заказов тем, что за время обуче­ния в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие про­цесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегу­ляция, самоактуализация.

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социально культурологический) проект. Данная программа по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты) предназначена для развития проекта «Школьная пресса».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направ­лением работы кружка. Занимаясь в кружке «Родная речь и журналистика» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Ра­бота над выпусками школьной газеты предполагает непосредст­венное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зре­ния личного восприятия.

Значительное место в программе занимают разделы “ Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.

Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с

интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:

Владение теорией газетных и телевизионных жанров;

Умение грамотно изложить информацию;

Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;

Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;

Умение вести беседу;

Умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;

Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной дея­тельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, на­выков социализации, активной гражданской и социально зна­чимой деятельности.

Область обучения:

формирование творческих качеств личности;

развитие креативного мышления.

Область воспитания:

развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

формирование умения самовоспитания и самообразования;

создание условий для самореализации;

формирование веры в себя, в свои возможности и силы;

создание воспитательно-образовательной среды, форми­рующей у старшеклассников потребность в самосовершенствовании.

Область социализации:

формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;

формирование духовно-нравственного отношения к окру­жающему миру;

развитие гуманистического, демократического, диалекти­ческого, экологического мышления;

осуществление деятельностного подхода в обучении;

формирование социальной активности старшеклассников;

обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

подготовка обучающихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению, выбору профессии.

В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по це­левой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс профильного обучения, в котором теория дози­рована и тесно связана с практической деятельностью. Про­грамма предполагает изучение основ журналистского творчест­ва, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе прак­тической деятельности. Она является средством развития инте­реса к различным видам газетного дела: журналистике, редакти­рованию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Курс ориентирован на дополнительное образование уча­щихся 8-11 классов (13-17 лет) и рассчитан на три года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к само­реализации, профессиональной ориентации.

Кружок «Родная речь и журналистика» основа­н на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучаю­щийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.

Программа модифицирована, составлена по принципу ти­повой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, география), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практиче­ским выходом реализации программы является издание школьной газеты.

Предполагаются экскурсии в редак­ции городских газет, типографии, встречи с журнали­стами.

Кружок комплектуется на основании желаний обучаю­щихся. Группа формируется из разновозрастных детей на доб­ровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различ­ные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

По реализации программа дополнительного образования «Основы журналистики» рассчитана на три года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном простран­стве школы условий для успешной профильной подготовки обу­чающихся.

Задачи

Обучающие:

• изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного из­дания;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

  • развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие интереса к изучению русского языка, литера­туры, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;

  • изучение истории журналистики.

Воспитательные:

  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий ок­ружающей жизни;

  • формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

• формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;

• формирование эстетических навыков.

Практико-деятельностные:

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, об­щения, сотрудничества, работы в группе;

  • формирование практических навыков создания школьно­го печатного издания.

Мотивационные:

  • создание условий формирования полноценной, всесто­ронне развитой личности.

  • Социально-педагогические:


формирование у обучающихся профессионального инте­реса к журналистике и газетному делу;

• развитие ученического самоуправления;

• формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.



МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Количество часов 101.

I год обучения - 36 часов (1 час в неделю).

II год обучения - 36 часов (1 час в неделю).

III год обучения - 36 часов (1час в неделю).

Рекомендуемая структура занятий:

  1. Разминка (упражнения для настроя) - 5 мин.

  2. Завязка (проблемная ситуация) - 5 мин.

  3. Основная часть (изучение теоретического материала) -10 мин.

  4. Актуализация (практические навыки) - 15 мин.

  5. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.


Программа I года обучения включает в себя:

  • изучение основ истории журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

  • освоение методов работы со словом.


К концу первого года обучения журналистике обучающиеся должны уметь:

  • выявлять интересные события и явления в повседнев­ной жизни;

  • собирать информацию из разных источников и работать

  • с ней;

  • различать основные газетные жанры и грамотно изла­гать информацию в этих жанрах;

  • общаться, не бояться выступать перед аудиторией, пра­вильно вести интервью.

Программа II года обучения развивает и закрепляет на­чальные профессиональные знания и умения:

  • об информационных, аналитических и художествен­но-публицистических журналистских жанрах;

  • о методах и приемах работы со словом;

  • о психологической готовности журналиста.

К концу второго года обучающиеся должны знать:

  • структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);

  • правила и нормы газетного языка;

  • правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

  • работать в различных журналистских жанрах;

  • грамотно проводить интервью;

  • писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;

  • свободно владеть печатным словом.


Программа III года обучения развивает профессиональные знания и умения:

  • о процессе создания газеты или журнала (от возникно­вения идеи до распространения тиража), о составе и работе ре­дакции.

К концу третьего года обучающиеся должны знать:

  • этапы создания печатного издания;

  • обязанности каждого члена редакции.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

  • редактировать текст;

  • верстать печатное издание в текстовом редакторе;

  • распространять;

  • находить адекватные реальности формы и методы ком­муникации.


Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практиче­ских методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетают­ся такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

Формы занятий: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);

  • наглядные;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов перио­дических печатных изданий;

  • практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • игровой;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии.

Организационно-методические особенности занятий

2/3 учебного времени рекомендуется отводить практику­мам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.


Оценивание:

рейтинг;

портфолио;

таблица учета достижений учеников.

Программа реализуется при наличии:

1) дидактического материала (наглядного, методической,
специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр);

2) материально-технического обеспечения (компьютера,
cканера, принтера, цифровой камеры);

3) аудиовизуальных средств.


Актуальность данной программы заключена в том, что ка­чественное профильное обучение возможно только при ком­плексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих ком­петенций:

личностные (знания, умения и навыки самосовершенст­вования);

коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимо­действие и сотрудничество);

информационные (поиск, обработка, отбор, использова­ние, распространение информации);

ценностно-смысловые (воспитание нравственности, фор­мирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

социально-трудовые (профориентация, активная граж­данская и социальная деятельность);

учебно-познавательные (логика, критическое и креатив­ное мышление, планирование);

общекультурные (осведомленность в национальной и об­щечеловеческой культуре).































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

№ п/п

Наименование тем

Все­го часов

Тео­рия

Прак­тика

Экс­курси­онная работа

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие. Инструк­таж по ТБ и ПБ

4

3



2

Возникновение и развитие журналистики

8

5

4

1


3

Основные понятия и жанры журналистики

23

10

12


4

Профессиональная готов­ность журналиста к работе

3

2

1


5

Основные понятия и терми­ны газетного дела

10

3

6


6

Литературное редактирование

8

5

3


7

Содержание и форма газеты

7

3

3

1

8

Задачи оформления газеты

5

3

2


9

Лицо газеты

5

3

2


10

Оформление заголовков газе­ты (виды, функции, правила)

3

2

1


11

Выделения в тексте (шриф­товые, нешрифтовые)

3

2

1


12

Иллюстрации в газете

4

3

1


13

Способы объединения мате­риалов в газете

4

2

2


14

Технологическая схема про­изводства газеты

5

3

1

1

15

Основы макетирования газеты

2

1

1


16

Верстка газеты

5

3

1


17

Уроки составления бизнес-плана газеты

2

1

1


18

Маркетинг газеты

2

1

1


19

Распространение газеты

2

1

1


20

Основы газетного дела

5

1

2

2


ИТОГО

108

58

45

5






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Родная речь и журналистика»

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (4 ч).

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

I год обучения:

Возникновение и развитие журналистики (8 ч).

История возникновения и развития журналистики на Запа­де (в западноевропейской цивилизации). Особенности становле­ния и назначения.

Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.

Развитие западной и российской журналистики на совре­менном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.

Основные понятия и жанры журналистики (24 ч).

Понятие жанра в публицистике.

Информационные жанры: хроника, информация (крат­кая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (со­бытийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры: корреспонденция, статья (про­пагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры: очерк (сю­жетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпи­грамма.

Профессиональная готовность журналиста к работе (3 ч).

Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».


II год обучения:

Основные понятия и термины газетного дела (10 ч).

Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, ара­беск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, ли­дер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведе­ния, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колон­цифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, кон­текст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и


Приложение 3.1

малотиражка, обзор печати, «откры­тие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, развер­стка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спец­выпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.


Литературное редактирование (8 ч).

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

Содержание и форма газеты (7 ч).

Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газет­ная полоса, газетная страница.

Задачи оформления газеты (5 ч).

Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. I ни подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. 11ос гоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номе­ра, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделитель­ные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Лицо газеты (5 ч).

Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Форми­рующие признаки газеты: территория распространения, издание, или учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распро­странения. Издательская марка.


III год обучения:

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (3ч).

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заго­ловков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. При­зыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (3 ч).

Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности ва­риации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты.


«Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

Иллюстрации в газете (4 ч).

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерь­ер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказа­тельство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Способы объединения материалов в газете (4 ч).

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.

Технологическая схема производства газеты (5 ч).

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Но­вые способы печати. Компьютерный способ. Использование воз­можностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Основы макетирования газеты (2 ч).

Предварительные расчеты. Составление графического ма­кета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.


Верстка газеты (5 ч).

Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметрич­ная.

Уроки составления бизнес-плана газеты (2 ч).

Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.

Маркетинг газеты (2 ч).

Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и воз­можности использования в газете.

Распространение газеты (2 ч).

Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж.

Основы газетного дела (5 ч).

Повторение теоретического материала. Практика-работа над выпусками школьной газеты.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



№ п/п

Кол-во часов

Тема

Форма занятий

Методы и приемы

Оборудо­вание


1

2

3

4

5

6



I год обучения



1

1

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ


Анкетирова­ние




8

Возникновение и развитие журналистики


2

1

История возник­новения и разви­тия журналисти­ки в западноев­ропейской циви­лизации

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ

и обобщение

материалов

периодических

печатных

изданий

Российские и зарубеж­ные газеты и журналы, Интернет, дополнительная литература


3

1

Возникновение журналистики в России. История развития рос­сийской журна­листики

Семинар


4

1

Особенности становления и назначения пе­чатных периоди­ческих изданий в России

Семи­нар




5

1

Развитие запад­ной и россий­ской журнали­стики на совре­менном этапе

Лекция




6-7

2

Практическая

работа по теме

Работа

над выпус­ком газеты

Индивидуальная и групповая

работа

Компьютер,

сканер, прин­тер, цифровая камера, дик­тофон


9-

10

2

Экскурсионная

работа

Экскурсия в ре­дакцию газеты, встреча с жур­налис­тами





23

Основные понятия и жанры журналистики


11-

20

2

Понятие жанра в

публицистике, виды жанров

Лекция

Словесные,

наглядные; эвристическая беседа,

анализ,

сравнение

и обобщение мате­риалов пе­риодиче­ских печат­ных

изданий,

дидактические игры, тесты, за-

дачи(викторина)

Российские и

зарубежные газеты и журналы, Интернет, дополни-

тельная литература, инструктивные карточки, па­мятки для обучающихся

«Публицистические

жанры»


1

Особенности

написания разных жанров

Семи-

нар


1

Информационные публицисти­ческие жанры

Лаборатор­ная

работа (№ 1)


1

Хроника, ин-

формация (краткая, расширен­ная), заметка, зарисовка, ин­тервью (монолог,

диалог, коллективное, анкета),

отчет (общий,

тематический, с

комментариями),

путевые заметки,

обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный)

Лабораторная

работа (№2)


1

Аналитические публицистиче­ские жанры

Лабо­ратор­ная

работа (№ 1)




1

Корреспонден­ция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театраль­ная)

Лабо­ратор­ная

работа (№2)





1

Художественно-публицистиче­ские жанры


Лабо­ратор­ная

работа (№ 1)




1

Очерк (сюжет­ный, описатель­ный), фельетон, памфлет, паро­дия, эпиграмма

Лабо­ратор­ная

работа (№2)


1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные по­нятия и жанры журналистики»

Прак­тикум


21

1

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ





22-

33

12

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивиду­альная и групповая работа

Компьютер, сканер, прин­тер, цифровая камера, дик­тофон



3

Профессиональная готовность журналиста


34

1

Профессиональ­ная этика журна­листа.

Нормативно-правовая база работы журнали­стики. Закон РФ «О печати»

Лабо­ратор­ная

работа

Словесные, наглядные; анализ и обобщение правовых до­кументов, пси­хологические игры

Закон РФ «О печа­ти», до­полни­тельная литература


35-36

2

Психологическая подготовка и готовность к ра­боте

Тре­нинг



II год обучения




10

Основные понятия и термины газетного дела


1

1

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ


Анкетирова­ние



2-3

2

Словарь газетного дела

Лаборатор­ная

работа

Словесные,

наглядные; анализ, срав­нение и обобщение мате­риалов перио­дических пе­чатных изданий, игра, задачи, тест

Российские и за­рубежные газеты и

журналы, Интернет, дополни­тельная литерату­ра, инст­руктивные карточки, «Словарь газетного дела», кар­точки с заданиями


1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные по­нятия и термины газетного дела»

Прак­тикум


4-10

6

Практическая

работа по теме

Работа

над выпус­ком газеты

Индивидуальная и группо­вая работа

Компьютер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон




8

Литературное редактирование


11

1

Основные цели редактирования. Виды редактиро­вания

Лекция

Словесные и наглядные анализ, обоб­щение мате-

риалов перио­дических пе­чатных изданий, тесты, дидактические игры,

задачи

Россий­ские и за­рубежные газеты и

журналы, Интернет, дополни­тельная литерату­ра, инструктивные

карточки, карточки с заданиями


12

1

Требования к редактированию

Лабо­ратор­ная

работа


13-14

2

Техника литера-

турного редакти-

рования

Практикум


16

1

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Литературное

редактирование »

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Литературное

редактирование »

Практикум


17-19

3

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты


Индивидуальная и групповая работа

Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон



7

Содержание и форма газеты


20

1

Размерные эле-

менты: формат,

объем, колонки

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ,

сравнение и

обобщение

материалов

Российские и за-

рубежные

газеты и

журналы,

Интернет,

дополни-

тельная

литература, инст-

руктивные карточки, карточки с заданиями


21

1

Виды форматов

газет, газетная

полоса, газетная

страница

Лабораторная

работа


22

1

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Содержание и

форма газеты»

Практикум



23-25

3

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, диктофон


26

1

Экскурсион­ная работа

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис-тами





5

Задачи оформления газеты

27

1

Восприятие ма­териала. Руко­водство внима­нием читателя

Лекция

Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ,

сравнение и

обобщение

материалов

периодических

печатных

изданий,

дидактические

игры,

тесты, задачи

Россий­ские и за­рубежные газеты и

журналы, Интернет, дополни­тельная литерату­ра, инст­руктивные карточки, карточки с заданиями

27

1

Тип подачи ма­териалов: дина­мичный, агрес­сивный, спокой­ный

Лабо­ратор­ная

работа

29

1

Постоянные эле­менты газеты

Прак­тикум





30-31

2

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


5

Лицо газеты

32

1

Идейное содержание, миссия

газеты

Семинар

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ, сравнение

и обобщение

материалов

периодических печатных

изданий,

дидактические

игры, тесты,

задачи

Российские

и зарубежные газеты

и журналы,

Интернет,

дополни-

тельная

литература, инст-

руктивные

карточки,

карточки с

заданиями

33

1

Тип и графическая индивидуальность газеты

Лабораторная

работа

34

1

Формирующие

признаки газеты

Практикум

35-36

2

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


III год обучения


1

1

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ


Анкетирова­ние

1


3

Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила)

2

1

Назначение заго-

ловков. Виды

заголовков.

Лекция

Словесные, наглядные;

эвристическая

беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение материалов периодиче­ских печатных изданий, социологиче­ский опрос, тесты, задачи

Российские

и зарубеж-

ные газеты

и журналы, Интернет, дополни­тельная литерату­ра, карточ­ки с зада­ниями

3

1

Форма заголов­ков и шапок

Варианты слож­ного оформления

Прак­тикум


4

1

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

Компьютер, сканер, принтер, циф­ровая ка­мера, диктофон


3

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)

5

1

Виды и типы

выделений в га-

зетных текстах.

Абзац. Фразы. Пробельный ма­териал

Семинар

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение

материалов периодиче­ских печатных изданий, тесты, задачи

Российские

и зарубеж-

ные газеты

и журналы,

Интернет,

дополни-

тельная литерату­ра, карточ­ки с зада­ниями

6

1

Приемы выделе­ния. Возможно­сти вариации шрифтов

Прак­тикум

7

1

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

Компьютер, сканер, принтер, циф­ровая ка­мера, диктофон


4

Иллюстрации в газете

8

1

Задачи газетной иллюстрации

Семи­нар

Словесные, наглядные;

Российские и зарубе-ные газеты и журналы, Интернет, дополни-

тельная литерату­ра, инст­руктивные карточки, карточки с заданиями

9

1

Искусство иллю­страции

Лабо­ратор­ная

работа

эвристическая беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение

10

1

Виды иллюстра­ций в газете

Прак­тикум

материалов периодиче­ских печатных изданий, тес­ты, задачи, дидактические игры

11

1

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


4

Способы объединения материалов в газете

12

1

Направленность газеты

Семи­нар

Словесные, наглядные;

эвристическая беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение материалов периодиче­ских печатных изданий, тес­ты, задачи, дидактические игры

Российские и зарубеж-

ные газеты и журналы, Интернет,

дополни­тельная литерату­ра, карточ­ки с зада­ниями

13

1

Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тема-

тический, целе­вой материал

Прак­тикум

14-15

2

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


5

Технологическая схема производства газеты

16

1

Печатные машины в типографиях. Новые способы печати

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,

анализ, сравнение и

обобщение

материалов

периодических печатных изданий,

работа на

компьютере

Интернет,

дополнительная литература,

видеоматериалы или

мультимедийная

презентация о

работе типографии,

компьютер,

сканер, принтер

17

1

Компьютерный

способ. Исполь-

зование возмож-

ностей компьютера








Практикум

18

1

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон

19

1

Экскурсион­ная работа

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис-

тами




2

Основы макетирования газеты

20

1

Составление

графического макета. Приемы

макетирования. Макетирование

на компьютере

Практикум

Макетирование на ком­пьютере

Компьютер,

сканер, цифровая

камера

21

1

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


5

Верстка газеты

22


1


Типы верстки


Лабораторная работа

Словесные, наглядные; эвристиче­ская беседа,

анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных

изданий, ра­бота на ком­пьютере

Российские и зарубеж­ные газеты и журналы,

Интернет,

дополни­тельная ли­тература, карточки с

заданиями,

компьютер,

сканер,

цифровая

камера

23

1

Прямая, ломаная,

вертикальная, горизонтальная

Практикум

24

1

Симметричная,

асимметричная,

перпендикулярная, смешанная

Практикум







25

1

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

Компью­тер, ска­нер, прин­тер, циф­ровая ка­мера, диктофон


2

Уроки составления бизнес-плана газеты

26

1

Что такое биз­нес-план? Под­разделы БП

Лекция

Словесные, наглядные; эвристическая беседа,

анализ, срав­нение и обобщение, задачи

Интернет, дополни­тельная литература,

инструк­тивные кар­точки, кар­точки с за­даниями

27

1

Занятие по составлению бизнес-плана газеты

Практикум


2

Маркетинг газеты

28

1

Калькуляция

выпуска и тиража газеты. Предварительная,

сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и

возможности

использования в

газете

Практикум

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,

анализ, сравнение и

обобщение,

задачи

Интернет,

дополни-

тельная литература,

инструктивные кар-

точки, кар-

точки с заданиями

29

1

Практическая

работа по теме



Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

Компьютер,

сканер,

принтер,

цифровая

камера,

диктофон


2

Распространение газеты

30

1

Тактика распро-

странения и

стратегия продаж

Практикум

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,анализ, сравнение и

обобщение,

задачи

Интернет,

дополни-

тельная литература,

карточки с

заданиями

31

1

Практическая

работа по теме



Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

Компьютер,

сканер,

принтер,

цифровая

камера,

диктофон


5

Основы газетного дела

32

1

Повторение теоретического материала

Практикум

(викторина)

Тесты, задачи, социологический опрос, анкетирование, дидактические

игры

Российские

и зарубежные газеты

и журналы,

Интернет,

дополнительная литература,

карточки с заданиями

33-34

2

Практическая

работа по теме


Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

Компьютер,

сканер,

принтер,

цифровая

камера,

диктофон

35-36

2

Экскурсионная

работа

Экскурсия

в редакцию

газеты,

встреча с журнали-стами













ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И


ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Семинары

Возникновение журналистики в России. История разви­тия российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках.

Особенности становления и назначения печатных пе­риодических изданий в России.

  1. Особенности написания жанров.

  2. Идейное содержание. Миссия газеты.

5.Виды и типы выделений в газетном тексте. Абзац. Фра-
за. Пробельный материал.

  1. Задачи газетной иллюстрации.

  2. Направленность газеты.

Лабораторные занятия

  1. Информационные публицистические жанры.

  2. Аналитические публицистические жанры.

  3. Художественно-публицистические жанры.

4.Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база журналистики.

  1. Словарь газетного дела.

  2. Требования к редактированию.

7.Виды форматов газет. Газетная полоса, газетная страница.

8.Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный,
спокойный.

9.Тип и графическая индивидуальность газеты.

  1. Искусство иллюстрации.

  2. Типы верстки.


















ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.feb-web.ru - Литературная энциклопедия.

2. http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе.

  1. http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.

  2. http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.

  3. http://1001.vdv.ru - «Учимся говорить публично».

  4. http://bberezka.ur.ru - «Вёрстка».

  5. http://business.peterlife.ru - «Пресс-киты».

  1. http://docs.antiq.info - «Изобретение бумаги».

  2. http://evartist.narod.ru - «Галактика Гуттенберга».

  3. http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».

  4. http://history.pitman.ru - «Поток времени: изобретение бумаги».

  5. http://html.find-info.ru - «Подрисуночная подпись».

  6. http://htmlbook.citi.tomsk.ru - «Подрисуночная подпись»

  7. http://iatp.ulstu.ru - «Министерство общего и профессиональн
    образования».

  1. http://image002.ru - «Международный пресс-клуб».

  2. http://italingua.ru - «История журналистики русской».

  3. http://jf.pu.ru - «Заголовок на газетной полосе».

  1. http://library.narod.ru - «Подрисуночная подпись».

  2. http://linguistiss.referat.ws - «Ляпалиссиады».

  3. http://media.utmn.ru - «Очерки истории зарубежной журналистики».

  4. http://mec.tgl.ru - «Организация школьной газеты».

  5. http://molod-oi.narod.ru - «Молодёжка.ш».

  6. http://pedsovet.org - «Школьная газета».

  1. http://post.tomsk.fio.ru - «История газеты».

  2. http://pressclub.host.ru - «Международный пресс-клуб».

  3. http://rost.websib.ru - «Лига начинающих журналистов».

  4. http://school.ttk.ru - Школьная газета «Лицеист», Троицк (о шриф­тах).

  1. http://schools.techno.ru - «Учебник островного курса» (издательст­во и журналистика).

  2. http://sigieja.narod.ru - «Учебный словарь стилистических терми­нов».

  3. http://venec.ulstu.ru - О журналистике.

  4. http://viktoriya-uchenova.planetaknig.ru - «Беседы о журналистике.
    Виктория Учёнова».

  5. http://vio.fio.ru - «Лига начинающих журналистов».

  6. http://www.atlant.ru - «Виртуальная пресса».

  7. http://www.auditoium.ru - «Источниковедение».

  8. http://www.edic.ru - «Словарь».

  9. http://www.eurekanet.ru - «Как организовать газету в школе».

  10. http://www.imir2005.nm.ru - «Полиграфические термины»

  11. http://www.infotrash.ru - «История России. Изобретение книгопе-
    чатания».

  12. http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».

  13. http://www.kostyor.ru - «Костёр», интернет-журнал.

  14. http://www.kvartal.websib.ru - О шрифтах.

  15. http://www.learning-russian.gramota.ru - «Первые печатные издания
    России»

  16. http://www.mcgp.ru - «Газета».

  17. http://www.media.utma.ru - «Профессия журналист».

  18. http://www.napp.org - «Советы редакторам по дизайну газет».

  19. http://www.school-izvestia.ru - «Школа журналистики» (Известия).

  20. http://www.sociologist.nm.ru - «Из истории рекламы».

  21. http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».

  22. http://www.terms.ru - «Журналистика издания».

  23. http://www.vokrugsveta.ru - «Вокруг света».

  24. http://www.wan-press.ru - Всемирная газетная ассоциация.

  25. http://www.x-in.ru - «Изобретение бумаги».

  26. http://www.yunikor.narod.ru - «Интернет-портал юных журнали­стов».

  27. http://start-school.ru - школа журналистики «Start».

  28. http://www.booksite.ruhttp://www.culture-referat.ru - Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного дизайна.

  29. http://www.eslovar.ru - Живая газета.

  30. http://www.lingvistu.ru) - Заметка.