СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная речь в 6классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование "Родная речь" в 6классе (34 часа)

Просмотр содержимого документа
«Родная речь в 6классе»

МБОУ «СШ№№39»г.Смоленска

Учитель Костюченко Любовь Григорьевна




РОДНАЯ РЕЧЬ

6класс





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

(познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные

РАЗДЕЛ 1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА(12ч)

1

Общие сведения о языке. Социальные функции русского языка в России и в мире

1


Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа

2

Композиционные и языковые признаки стиля речи.

.

1


Научиться различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, научный и художественный стили речи.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей.

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

3-4

Язык как зеркало национальной культуры.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

2


Анализ слов, обозначающих предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей.

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения

5

Язык и культура. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.

1


выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения








6-7

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок

2


Анализ текстов сказок. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения

8

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.


1


Познакомиться с историей создания славянского алфавита

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

9-10

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.

2


Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных


Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения

11-12

Проект «Этимология моего имени и фамилии»

2




Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения





РАЗДЕЛ 2.

КУЛЬТУРА РЕЧИ(14ч.)



Лексика


13-14

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2


Познакомить с основными нормами словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.


Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

15

Лексическая синонимия как средство исправления неоправданного повтора в речи. Лексический анализ слов

1


Работа с текстом. Исправление неоправданного повтора в речи.


Формирование познавательного интереса к предмету исследования

16

Работа со словарями

1





17

Основные виды тропов

1





18

Лексико-стилистический анализ текста

1


Практическое занятие.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.





ФОНЕТИКА ОРФОЭПИЯ



19

Основные орфоэпические правила современного русского языка



извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Фонетический разбор слов.

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.


20

Работа с орфоэпическим словарем



извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности





МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ



21

Выразительные средства словообразования в художественной речи

1


характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности





ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ



22

Лексический анализ слов

1



Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

23

Лексическая синонимия как средство исправления неоправданного повтора в речи

1



Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

24

Основные виды тропов

1




Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности





Морфология



25

Выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи

1


• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности





Синтаксис



26

Основные выразительные средства синтаксиса в публицистике и художественной речи

1


анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.



Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.







Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст(8ч.)



27

Язык и речь. Точность и логичность речи. Формы речи: монолог и диалог.


1


Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.


Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

28

Текст как единица языка и речи


1


Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.


Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

29-30

Функциональные разновидности языка


2


Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

31

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.


1



Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.


32

Особенности языка фольклорных текстов


1


. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

33-34

Русский речевой этикет и речевой этикет отдельных народов России и мира.

2


выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, в ходе исследования частей речи.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2х частях. Русский язак.6 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2016

2. А.Г.Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий». Москва. Просвещение. 2010

3. Н.В.Егорова « Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе». Москва. «Вако». 2016 год

4. И.П.Цыбулько . ФГОС. Новый образовательный стандарт. Русский язык. Тематический контроль. 6 класс.

Москва. Национальное образование. 2015

5. Универсальный словарь по русскому языку. Издательская группа«Весь».Санкт– Петербург. 2009 год

6. Т.А.Павлова. Сочинение-рассуждение в 5-8 классах. Ростов –на-Дону. « Легион». 2012

7. М.М.Казбер-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11. Москва. Айрис –пресс. 2010

8. Н.В.Егорова. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. Москва. Вако. 2016

9. М.М.Казбер-Казиева. Дидактические материалы. Русский язык. 6 класс. Москва. Вако. 2015

10. И.Л.Челышева. Русский язык. Планы – конспекты уроков в 6 классе. Ростов –на-Дону.»Феникс»

2015 год