№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты |
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные |
РАЗДЕЛ 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА(12ч) |
1 | Общие сведения о языке. Социальные функции русского языка в России и в мире | 1 | | Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности. | Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа |
2 | Композиционные и языковые признаки стиля речи. . | 1 | | Научиться различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, научный и художественный стили речи. | Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. |
3-4 | Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | 2 | | Анализ слов, обозначающих предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. | Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей. | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения |
5 | Язык и культура. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. | 1 | | выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения |
| | | | | | |
6-7 | Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок | 2 | | Анализ текстов сказок. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения |
8 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | 1 | | Познакомиться с историей создания славянского алфавита | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
9-10 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. | 2 | | Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных | | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения |
11-12 | Проект «Этимология моего имени и фамилии» | 2 | | | | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения |
| | | | РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ(14ч.) | | |
Лексика |
|
13-14 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 2 | | Познакомить с основными нормами словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
15 | Лексическая синонимия как средство исправления неоправданного повтора в речи. Лексический анализ слов | 1 | | Работа с текстом. Исправление неоправданного повтора в речи. | | Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
16 | Работа со словарями | 1 | | | | |
17 | Основные виды тропов | 1 | | | | |
18 | Лексико-стилистический анализ текста | 1 | | Практическое занятие. | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
| | | | ФОНЕТИКА ОРФОЭПИЯ | | |
19 | Основные орфоэпические правила современного русского языка | | | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Фонетический разбор слов. | Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | |
20 | Работа с орфоэпическим словарем | | | извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
| | | | МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | | |
21 | Выразительные средства словообразования в художественной речи | 1 | | характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
| | | | ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ | | |
22 | Лексический анализ слов | 1 | | | Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
23 | Лексическая синонимия как средство исправления неоправданного повтора в речи | 1 | | | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
24 | Основные виды тропов | 1 | | | | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
| | | | Морфология | | |
25 | Выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи | 1 | | • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
| | | | Синтаксис | | |
26 | Основные выразительные средства синтаксиса в публицистике и художественной речи | 1 | | анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. |
| | | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст(8ч.) | | |
27 | Язык и речь. Точность и логичность речи. Формы речи: монолог и диалог. | 1 | | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
28 | Текст как единица языка и речи | 1 | | Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
29-30 | Функциональные разновидности языка | 2 | | Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
31 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | 1 | | | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | |
32 | Особенности языка фольклорных текстов | 1 | | . Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). | Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
33-34 | Русский речевой этикет и речевой этикет отдельных народов России и мира. | 2 | | выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни | Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, в ходе исследования частей речи. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. | |
1. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2х частях. Русский язак.6 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2016
2. А.Г.Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий». Москва. Просвещение. 2010
3. Н.В.Егорова « Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе». Москва. «Вако». 2016 год
4. И.П.Цыбулько . ФГОС. Новый образовательный стандарт. Русский язык. Тематический контроль. 6 класс.
Москва. Национальное образование. 2015
5. Универсальный словарь по русскому языку. Издательская группа«Весь».Санкт– Петербург. 2009 год
6. Т.А.Павлова. Сочинение-рассуждение в 5-8 классах. Ростов –на-Дону. « Легион». 2012
7. М.М.Казбер-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11. Москва. Айрис –пресс. 2010
8. Н.В.Егорова. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. Москва. Вако. 2016
9. М.М.Казбер-Казиева. Дидактические материалы. Русский язык. 6 класс. Москва. Вако. 2015
10. И.Л.Челышева. Русский язык. Планы – конспекты уроков в 6 классе. Ростов –на-Дону.»Феникс»