СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная (русская) литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Родная (русская) литература»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бабинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании

методического объединения

протокол № ______

«___» августа 201_ года


Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ______

«___» августа 201_ года

Утверждена приказом

№ от «___»_________________

Директор МБОУ «Бабинская СОШ»»

_________Т.Л.Новокрещенова














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По родной (русской) литературе


5-9 классы




Составитель: Соколова Ю.В.

Квалификация: первая











Бабино 2021

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 17 часов учебного времени (из расчета 0,5 часа в неделю) - по классам.

Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Бабинская СОШ» на 2020-2025 гг (утверждена приказом директора от 27.08.2021 г № 106/06-03)

3.Учебные планы ОУ (утверждены приказом директора от 29 июля 2021 г № 104/06-03);

4.Календарный учебный график МБОУ «Бабинская СОШ» на 2020-2021 учебный год (утверждён приказом директора от 31 августа 2021 г № 115/06-03);

5.Рабочая программа ориентирована на учебники, утвержденные приказом директора от 16.06.2021 г № 94/06-03

Целями обучения предмета "Родная (русская) литература" являются:

 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;  осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Основными задачами обучения предмету «Родная (русская) литература» являются:

 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

II. Планируемые результаты.

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция», «материал», «процесс», является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создания образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

  • идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

  • выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

  • ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

  • обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • различать результаты и способы действий при достижении результатов;

  • определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

  • соотносить свои действия с целью обучения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

  • принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

  • определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

  • выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

  • формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

  • критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

  • оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

  • оперировать данными при решении задачи;

  • выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты.

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Первый год обучения. 5 класс

  • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Второй год обучения. 6 класс

  • развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

  • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

Третий год обучения. 7 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

  • развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Четвёртый год обучения. 8 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Пятый год обучения. 9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.



III. Содержание учебного предмета, курса:

5 КЛАСС (17 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (8 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч): Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской (3 ч): Москва в произведениях русских писателей. А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы (2 ч): Русский лес. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (2 ч): Рождество. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). А. И. Куприн. «Бедный принц».

Тепло родного дома (2 ч): Семейные ценности. И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч): Отечественная война 1812 года. Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (1 ч): Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

О ваших ровесниках (1 ч): Школьные контрольные. К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч): Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово».

6 КЛАСС (17 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Преданья старины глубокой (2 ч): Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

Города земли русской (1 ч): Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Родные просторы (3 ч): Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)

Праздники русского мира (3 ч): Масленица. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины».

Тепло родного дома (2 ч): Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч): Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

Загадки русской души (2 ч): Чудеса нужно делать своими руками. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках (1 ч): Реальность и мечты. Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч): На русском дышим языке. Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

7 КЛАСС (17 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Преданья старины глубокой (2 ч): Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской (2 ч): Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Родные просторы (2 ч): Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (2 ч): Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома (2 ч): Русские мастера. Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент). В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч): На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души (2 ч): Долюшка женская. Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

О ваших ровесниках (1 ч): Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Лишь слову жизнь дана (1 ч): Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

8 КЛАСС (17 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Преданья старины глубокой (1 ч): Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н. Марков. «Сусанин».

Города земли русской (3 ч): По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы (3 ч): Волга – русская река. Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (2 ч): Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома (2 ч): Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч): Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души (2 ч): Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках (2 ч): Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана (1 ч): Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

9 КЛАСС (17 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Преданья старины глубокой (2 ч): Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

Города земли русской (2 ч): Петербург в русской литературе. А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы (2 ч): Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь» А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)

Праздники русского мира (3 ч): Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома (2 ч): Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы). В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч): Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы». Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души (1 ч): Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

О ваших ровесниках (1 ч): Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч): «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ».



































IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

щ№ урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

1

2

Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

1

3

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

1

4

Москва в произведениях русских писателей: А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

1

5

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

1

6

Русский лес: И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

1

7

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

1

8

В. А. Рождественский. «Берёза»

1

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

9

Рождество: Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент)

1

10

А. И. Куприн. «Бедный принц»

1

11

Семейные ценности: И. А. Бунин. «Снежный бык».

1

12

И. А. Крылов. «Дерево»

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

13

Отечественная война 1812 года: Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)

1

14

Чувства добрые: К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка)

1

15

Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты)

1

16

Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово»

1

17

Итоговый урок

1

6 класс

урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

Русские былины - богатыри и богатырство: Былина «Илья Муромец и Святогор»

1

2

Былинные сюжеты и герои в русской литературе: И. А. Бунин. «Святогор и Илья»

1

3

Русский Север - Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня)

1

4

Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы», А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

1

5

По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата»

1

6

Н. М. Рубцов. «Первый снег»

1

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

7

Масленица: М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

1

8

А. П. Чехов. «Блины»

1

9

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»

1

10

Всюду родимую Русь узнаю: В. А. Рождественский. «Русская природа»

1

11

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

12

Оборона Севастополя: А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»

1

13

Чудеса нужно делать своими руками: Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

1

14

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

1

15

Реальность и мечты: Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент)

1

16

На русском дышим языке: Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

1

17

Итоговый урок

1

Тематическое планирование - 7 класс

урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

1

2

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

1

3

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

1

4

А. И. Солженицын. «Колокол Углича»

1

5

Русское поле: И. С. Никитин. «Поле»

1

6

Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из повести)

1

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

7

Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»

1

8

А. П. Чехов. «Казак»

1

9

Русские мастера: Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)

1

10

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

11

На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».

1

12

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»

1

13

Долюшка женская: Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

1

14

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».


15

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева»

1

16

Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

1

17

Итоговый урок.

1

8 класс

урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин»

1

2

По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

1

3

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

1

4

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

1

5

Волга – русская река: Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

1

6

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

1

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

7

Троица: И. А. Бунин. «Троица», С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

1

8

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

1

9

Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

1

10

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

11

Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

1

12

Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс».

1

13

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

1

14

Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

1

15

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).

1

16

Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

1

17

Итоговый урок.

1

9 класс

урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе: В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

1

2

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент)

1

3

Петербург в русской литературе: А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

1

4

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-

сударики»).

1

5

Степь раздольная: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня), П. А. Вяземский «Степь».

1

6

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

1

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

7

Августовские Спасы: К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

1

8

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

1

9

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

1

10

Родительский дом: А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

1

11

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести

«Последний поклон»).

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

12

Великая Отечественная война: Н. П. Майоров. «Мы».

1

13

Е. И. Носов. «Переправа»

1

14

Судьбы русских эмигрантов: Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

1

15

Прощание с детством: Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

1

16

«Припадаю к великой реке…»: И. А. Бродский. «Мой народ».

1

17

Итоговый урок.

1






















1. Закончи пословицу: «Где кто родился, …

Ответы

1. Закончи пословицу: «Где кто ро











V. Контрольно-измерительные материалы.

5 класс.

1. Закончи пословицу: «Где кто родился, …

2. Назовите автора сказки «Лиса и Медведь».

3. Вспомните название сказки К.Г. Паустовского, героями которой являются Петя-большой и Петя-маленький.

4. Кто написал стихотворение «На тихих берегах Москвы»?

5. Кого из русских поэтов называют приемником А.С. Пушкина?

6. Кто из русских авторов в своем рассказе описал картину московской жизни на Трубной площади?

8. Найдите и запишите олицетворения в следующих строках хантыйского писателя Е.Д. Айпина «Наедине с осенью. Вместо пролога»: «Осень завела меня в тихое чернолесье… И она /осень/ грустно улыбнулась и ушла».

9. Вспомните и запишите, какие два дерева являются символами России?

10. Назовите самый светлый и радостный зимний праздник православного русского народа.

11. Напишите второе название святочных рассказов.

12. Назовите имя главного героя рассказа А.И. Куприна «Бедный принц».

13. Вспомните, кто написал письмо Мальчику Николеньке, главному герою рассказа И.А. Ильина «Рождественское письмо».

14. Закончи пословицу: «Дерево держится корнями, …».

15. Назовите автора и название рассказа, героем которого является Хрущев?

16. Вспомните фамилию и имя русского поэта, участника Великой Отечественной войны 1812 года.

17. Как звали сыновей дедушки Пешеходова, героя рассказа Юрия Яковлева «Сыновья Пешеходова»?