Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 31.08.2022 г. № 1 Руководитель МО ____________Рудковская И.А. | СОГЛАСОВАНО зам. директора ___________Синицын А.В. « 31 » августа 2022 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Покурская ОСШ ___________ Л.В.Калинина « 31 » августа 2022 г. № 180 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому родному языку
для 4 класса
Рабочую программу составила:
Бахарева З.Л.,
учитель начальных классов
2022/2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766); основная образовательная программа МБОУ Покурская ОСШ.
Рабочая программа по учебному предмету «Русской родной язык» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Покурской ОСШ с учетом включенной в её структуру программы «Русский язык. 1-4 классы», Примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2019 г.; Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2011; с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2019г. и учебника для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений по учебно-методическому комплексу «Школа России». / Авт.-сост. О.М. Александрова и др. - М.: Просвещение, 2020г.
По учебном плану МБОУ Покурская ОСШ на 2022-2023 учебный год на изучение русского родного языка в 4 классе отводится 1 час в неделю в первом полугодии. Курс рассчитан на 17 часов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Курс родного (русского) языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык »являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык » является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
–буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных.
3. Содержание учебного предмета.
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе,так и душа на месте. Красна сказка складом, а песня – ладом. Красное словцо не ложь.
Язык в действии (3 ч.)
Трудно ли образовывать формы глагола. Можно ли об одном и том же сказать по-разному?Как и когда появились знаки препинания?
Секреты речи и текста (8 ч.)
Задаем вопросы в диалоге. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Учимся составлять план текста. Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и редактировать тексты.
4. Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.) |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | 02.09 | |
2 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | 09.09 | |
3 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | 16.09 | |
4 | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | 23.09 | |
5 | Красное словцо не ложь | 1 | 30.09 | |
6 | Красное словцо не ложь | 1 | 07.10 | |
Язык в действии (3 ч.) |
7 | Трудно ли образовывать формы глагола | 1 | 14.10 | |
8 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | 21.10 | |
9 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | 28.10 | |
Секреты речи и текста (8 ч.) |
10 | Задаем вопросы в диалоге | 1 | 11.11 | |
11 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста | 1 | 18.11 | |
12 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста | 1 | 25.11 | |
13 | Учимся составлять план текста | 1 | 02.12 | |
14 | Учимся составлять план текста | 1 | 09.12 | |
15 | Учимся пересказывать текст | 1 | 16.12 | |
16 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | 23.12 | |
17 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | 13.01 | |
Итого: 17 часов |
12