Родной язык. 7 класс. Работа с текстом (конспект урока)
(на примере упр. 154)
Учебные задачи:
Образовательные: роль суффиксов в образовании новых слов, их употребление в речи для выражения своего отношения к предмету или субъекту
Развивающие: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать; развивать эмоции, способности к сотрудничеству, общению.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к языку, внимание к слову, мотивацию к учению, самостоятельность, коллективизм и ответственность за себя и других.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся:
- понимать текст, интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали, сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
- понимать значимую роль суффикса.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
- осознанно строить речевое высказывание в устной речи;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности.
Личностные:
у учащихся формируется:
- интерес к познанию русского языка; позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка
- культура речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Упражнение 154. Орфографический и пунктуационный практикум. -
Автор текста Александр Генис (русский писатель, эссеист, журналист, литературовед, радиоведущий)
Предтекстовые задания: индивидуальные сообщения к уроку на 1 минуту о японских поклонах, тайских улыбках, французских воздушных поцелуях, американском распределении зарплаты. Даны ссылки
http://nihon-go.ru/obshhenie-i-etiket-v-yaponii-poklonyi/
https://mirthailand.ru/kultura/tajskaya-ulybka.html
https://www.cia-france.ru/blog/culture-french-traditions/%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5-%D0%B2%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%C2%AB50-20-30%C2%BB
Текстовые задания
Чтение текста
Фронтальная работа над содержанием текста по вопросам (в скобках предполагаемые ответы)
- Действительно ли это текст? Докажите.
(Несколько предложений, связанных по смыслу, логически, представляют собой рассуждение)
- Тема текста? По каким ключевым словам можно это определить?
(Русская речь. Значимость суффиксов в русской речи. Суффикс, речь, русский словарь, синонимы, антонимы, грамматическая категория)
- Как поняли 1 предложение? Кто обращал внимание, как говорит автонавигатор?
(автонавигатор не склоняет числительные, некоторые существительные)
- Каким словосочетанием заменено слово «суффикс» во 2 предложении?
(«необязательный кончик», обратить внимание на грамматическую связь предложений в тексте)
- Что это значит? (суффиксы могут быть разные)
- С чем сравнивает автор умение точно и выразительно говорить, используя суффиксы? Понятно ли такое сравнение?
(с поклонами японцев, тайскими улыбками, французскими воздушными поцелуями, американском распределении зарплаты)
Индивидуальные сообщения (краткие)
(Основные тезисы сообщений.
При поклонах японцев учитываются важность и статус человека.
Таиланд – страна улыбок. Важны также мимика, интонация, жесты. Существует 13 видов улыбок.
История возникновения воздушных поцелуев во Франции, В.п. при встрече – демонстрация добросердечности намерений. Факт – в разных регионах Франции разное количество раз следует приветствовать знакомого. Например, в Бретани - 1 раз, на Корсике – 5 раз.
Американцы распределяют з/плату по формуле 50/20/30)
Работа в группах (1-2 мин) Задания
Обсуждение в группах на основе данных сообщений: почему такие сравнения привел автор? Как можно с помощью суффиксов «дирижировать отношениями» в своей речи?
(Возможные варианты ответов: как японцы распределяют поклоны, а тайцы - улыбки, так и мы в своей речи распределяем слова, выражаем свое отношение к тому, о чем говорим, с помощью суффиксов, например, замочек(уменьш). Один суффикс может выражать 2 значения - шапчонка, уменьшительное значение либо пренебрежительное, мама-мамочка, брат-братик, сила – силища и т.д.)
Работа с 3 предложением: как понимаете выражение «суффиксы утраивают русский словарь".
Обсуждение в группах.
(находят примеры, возможна помощь сайта
https://grammatika-rus.ru/omonimichnye-sinonimichnye-i-antonimichnye-morfemy/
Примеры омономии – суффикс -ИН- указывает на единичность предмета – соломина, величину – столбина;
синонимии – волчица-волчиха;
антонимии – носик-носище)
5 Фронтальная работа по тексту по вопросам
Значение слова «субчик»? В каком значении его может употребить учительница или подружка? (подозрительный, интересный)
Синонимы к слову (тип, фрукт, личность, субъект)
Значение выражения «себе на уме»? (скрытный, хитрый)
Главная мысль текста? Выводы.
(Русский язык содержит в себе много хитростей, тонкостей. Нужно изучать русский язык и все явления в нем, чтобы умело передавать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Суффиксы играют в ней важную роль, позволяют выразить свое отношение к лицу или предмету)
Послетекстовые задания
Рефлексия
Составление кластера о суффиксе или синквейна (на выбор)
Д/з. Упражнение154. Орфографический и пунктуационный практикум в тетради.