СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык. Работа с текстом на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по родному языку. Работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Родной язык. Работа с текстом на уроке.»

Родной язык. 7 класс. Работа с текстом (конспект урока)

(на примере упр. 154)


Учебные задачи:
Образовательные: роль суффиксов в образовании новых слов, их употребление в речи для выражения своего отношения к предмету или субъекту

Развивающие: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать; развивать эмоции, способности к сотрудничеству, общению.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к языку, внимание к слову, мотивацию к учению, самостоятельность, коллективизм и ответственность за себя и других.
Планируемые результаты:
Предметные: 
учащиеся научатся:

- понимать текст, интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали, сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
- понимать значимую роль суффикса.

Метапредметные:

учащиеся научатся
- осознанно строить речевое высказывание в устной речи;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

- контролировать и оценивать процесс и результат собственной деятельности.
Личностные
:
у учащихся формируется
интерес к познанию русского языка; позиция школьника на уровне 
положительного отношения к школе, изучению русского языка

- культура речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Упражнение 154. Орфографический и пунктуационный практикум. -

Автор текста Александр Генис (русский писатель, эссеист, журналист, литературовед, радиоведущий)

Предтекстовые задания: индивидуальные сообщения к уроку на 1 минуту о японских поклонах, тайских улыбках, французских воздушных поцелуях, американском распределении зарплаты. Даны ссылки

http://nihon-go.ru/obshhenie-i-etiket-v-yaponii-poklonyi/

https://mirthailand.ru/kultura/tajskaya-ulybka.html

https://www.cia-france.ru/blog/culture-french-traditions/%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5-%D0%B2%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%C2%AB50-20-30%C2%BB

Текстовые задания

  1. Чтение текста

  2. Фронтальная работа над содержанием текста по вопросам (в скобках предполагаемые ответы)

- Действительно ли это текст? Докажите.

(Несколько предложений, связанных по смыслу, логически, представляют собой рассуждение)

- Тема текста? По каким ключевым словам можно это определить?

(Русская речь. Значимость суффиксов в русской речи. Суффикс, речь, русский словарь, синонимы, антонимы, грамматическая категория)

- Как поняли 1 предложение? Кто обращал внимание, как говорит автонавигатор?

(автонавигатор не склоняет числительные, некоторые существительные)

- Каким словосочетанием заменено слово «суффикс» во 2 предложении?

необязательный кончик», обратить внимание на грамматическую связь предложений в тексте)

- Что это значит? (суффиксы могут быть разные)

- С чем сравнивает автор умение точно и выразительно говорить, используя суффиксы? Понятно ли такое сравнение?

(с поклонами японцев, тайскими улыбками, французскими воздушными поцелуями, американском распределении зарплаты)

  1. Индивидуальные сообщения (краткие)

(Основные тезисы сообщений.

При поклонах японцев учитываются важность и статус человека.

Таиланд – страна улыбок. Важны также мимика, интонация, жесты. Существует 13 видов улыбок.

История возникновения воздушных поцелуев во Франции, В.п. при встрече – демонстрация добросердечности намерений. Факт – в разных регионах Франции разное количество раз следует приветствовать знакомого. Например, в Бретани - 1 раз, на Корсике – 5 раз.

Американцы распределяют з/плату по формуле 50/20/30)

  1. Работа в группах (1-2 мин) Задания

Обсуждение в группах на основе данных сообщений: почему такие сравнения привел автор? Как можно с помощью суффиксов «дирижировать отношениями» в своей речи?

(Возможные варианты ответов: как японцы распределяют поклоны, а тайцы - улыбки, так и мы в своей речи распределяем слова, выражаем свое отношение к тому, о чем говорим, с помощью суффиксов, например, замочек(уменьш). Один суффикс может выражать 2 значения - шапчонка, уменьшительное значение либо пренебрежительное, мама-мамочка, брат-братик, сила – силища и т.д.)



Работа с 3 предложением: как понимаете выражение «суффиксы утраивают русский словарь".

Обсуждение в группах.

(находят примеры, возможна помощь сайта

https://grammatika-rus.ru/omonimichnye-sinonimichnye-i-antonimichnye-morfemy/

Примеры омономии – суффикс -ИН- указывает на единичность предмета – соломина, величину – столбина;

синонимии – волчица-волчиха;

антонимии – носик-носище)

5 Фронтальная работа по тексту по вопросам

Значение слова «субчик»? В каком значении его может употребить учительница или подружка? (подозрительный, интересный)

Синонимы к слову (тип, фрукт, личность, субъект)

Значение выражения «себе на уме»? (скрытный, хитрый)

Главная мысль текста? Выводы.

(Русский язык содержит в себе много хитростей, тонкостей. Нужно изучать русский язык и все явления в нем, чтобы умело передавать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Суффиксы играют в ней важную роль, позволяют выразить свое отношение к лицу или предмету)

Послетекстовые задания

Рефлексия

Составление кластера о суффиксе или синквейна (на выбор)

Д/з. Упражнение154. Орфографический и пунктуационный практикум в тетради.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!