Аннотация к рабочей программе по предмету «Родной язык (русский)»
Настоящая рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 3 класса МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет «Родной язык (русский)» изучается в 3 классе 1 час в неделю (34 часа в год)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
структуру текста рассуждения
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
определять тему текста и основную мысль;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
определять грамматические значения заимствованных слов;
строить словообразовательные цепочки.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии: слово, предложение.
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
«Русский родной язык» в 3 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой );
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии (14 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста (14 ч)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематический план с указанием количества часов
на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 6 |
2 | Язык в действии. | 14 |
3 | Секреты речи и текста. | 14 |
| Итого: | 34 |
| | |
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
| |
1 | Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа на тему. | 1 | 1 | | |
2 | Кроссворд. «Кроссворд с картинками». Работа со словарными словами | 1 | 2 | | |
3 | Сокровища родного языка (пословицы Секреты речи и текста, поговорки, «крылатые» слова) | 1 | 3 | | |
4 | Сокровища родного языка (пословицы , поговорки, «крылатые» слова) | 1 | 4 | | |
5 | Мой язык. Слова – историзмы. Игры для пополнения словарного запаса детей. «Кто быстрее?» | 1 | 5 | | |
6 | Мой язык. Слова – историзмы. Игры для пополнения словарного запаса детей. «Кто быстрее?» | 1 | 6 | | |
7 | Тематические раскраски. | 1 | 7 | | |
8 | Тематические раскраски. | 1 | 8 | | |
9 | Как правильно составить описание картины (репродукции) | 1 | 9 | | |
10 | Как правильно составить описание картины (репродукции) | 1 | 10 | | |
11 | Вот они, родные – однокоренные. Игра: Кто больше составит слов из слога –ро;- са; -ов; | 1 | 1 | | |
12 | Вот они, родные – однокоренные. | 1 | 2 | | |
13 | Кроссворд «Народные загадки». | 1 | 3 | | |
14 | Мой язык. «Кто быстрее?». Работа со словарями. | 1 | 4 | | |
15 | Мой язык. «Кто быстрее?». Работа со словарями. | 1 | 5 | | |
16 | Мы рады встрече с частями речи | 1 | 6 | | |
17 | Мы рады встрече с частями речи | 1 | 7 | | |
18 | Мы рады встрече с частями речи | 1 | 8 | | |
19 | Палиндромы (перевертыши). | 1 | 9 | | |
20 | Игра «Пропавшие буквы». | 1 | 10 | | |
21 | Анаграммы. | | | | |
22 | Ребусы | | | | |
23 | О словах разнообразных, одинаковых и разных | | | | |
24 | Дидактическая игра: Замени букву | | | | |
25 | Веселая фонетика. | | | | |
26 | Заимствованные слова. Слова пришельцы | | | | |
27 | Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? | | | | |
28 | Главные и второстепенные члены предложения | | | | |
29 | Главные и второстепенные члены предложения | | | | |
30 | Распространённые и нераспространенные предложения | | | | |
31 | Словари – кладовые слов | | | | |
32 | Старые знакомые Ъ и Ь | | | | |
33 | Ударение над гласной может сделать букву ясной | | | | |
34 | Проверь себя. Тест-игра | | | | |
9