СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык в системе программы НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на вступительном занятии по методике преподавания родного (русского) языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Родной язык в системе программы НОО»

Родной язык (русский) в системе программы НОО

Родной язык (русский) в системе программы НОО

Учебный предмет Русский язык Статус изучения Русский родной язык обязательный Предметная область по выбору обучающегося Русский язык и литература Преподавание и изучение Родной язык и родная литература осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Государственная итоговая аттестация предусмотрена не предусмотрена

Учебный предмет

Русский язык

Статус изучения

Русский родной язык

обязательный

Предметная область

по выбору обучающегося

Русский язык и литература

Преподавание и изучение

Родной язык и родная литература

осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Государственная итоговая аттестация

предусмотрена

не предусмотрена

 Количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно.  В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка ( письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 ). Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных программ.  В содержании курса выделяются следующие блоки:  «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно.  В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка ( письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 ). Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных программ.

В содержании курса выделяются следующие блоки:  «Язык и культура», «Культура речи»,

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

 Нормативную правовую основу примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Примерная программа школьного курса «Русский родной язык»

Нормативную правовую основу примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • Примерная программа школьного курса «Русский родной язык»
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ (ст. 10); Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.11, 14); Статья 9. Право на выбор языка образования (в ред. Федерального  закона  от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей  редакции ) 1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с  законодательством  об образовании. 2. Гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также гражданам, не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в соответствии с их потребностями и интересами.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ (ст. 10); Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.11, 14);

Статья 9. Право на выбор языка образования

(в ред. Федерального  закона  от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции )

1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с  законодательством  об образовании.

2. Гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также гражданам, не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в соответствии с их потребностями и интересами.

 Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» –  формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» –  формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Основным видом   промежуточного и итогового контроля  является представление учащимися подготовленных ими  проектных заданий . Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. Словарь одного слова. Календарь пословиц о временах года. Карта «Интересные названия городов моего края/России». Понимаем ли мы язык Пушкина? Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?   Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Девизы и слоганы любимых спортивных команд. Подготовка альманаха рассказов.

Основным видом   промежуточного и итогового контроля  является представление учащимися подготовленных ими  проектных заданий .

  • Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
  • Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
  • Словарь одного слова.
  • Календарь пословиц о временах года.
  • Карта «Интересные названия городов моего края/России».
  • Понимаем ли мы язык Пушкина?
  • Этикетные формы обращения.
  • Как быть вежливым?
  •   Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
  • Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
  • Подготовка альманаха рассказов.
Авторы Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Авторы

Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Особенности линии УМК  Во всех учебниках выделяются три раздела, соответствующие содержательным линиям примерной программы: Русский язык: прошлое и настоящее; Язык в действии; Секреты речи и текста.  УМК для 1-4 классов знакомит младших школьников с первыми фактами из истории языка, расширяя их речевую практику; закладывает основы понимания родного языка как духовной и культурной ценности   народа; способствует совершенствованию   коммуникативных умений и  развитию языковой интуиции.

Особенности линии УМК

Во всех учебниках выделяются три раздела, соответствующие содержательным линиям примерной программы:

  • Русский язык: прошлое и настоящее;
  • Язык в действии;
  • Секреты речи и текста.

УМК для 1-4 классов знакомит младших школьников с первыми фактами из истории языка, расширяя их речевую практику; закладывает основы понимания родного языка как духовной и культурной ценности   народа; способствует совершенствованию   коммуникативных умений и  развитию языковой интуиции.

Авторы Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И. и др.

Авторы

Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И. и др.

 Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литература способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений ( добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность ) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Примерные разделы: С чего начинается Родина Русский язык – родной язык русского народа Устное народное творчество Произведения о животных Произведения о детях Произведения о человеческих ценностях Произведения о труде и лени Творческая мастерская

Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литература способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений ( добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность ) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Примерные разделы:

  • С чего начинается Родина
  • Русский язык – родной язык русского народа
  • Устное народное творчество
  • Произведения о животных
  • Произведения о детях
  • Произведения о человеческих ценностях
  • Произведения о труде и лени
  • Творческая мастерская
Решение проблемных ситуаций.  Ситуация 1. «Я гражданин России, но родной язык моих детей финский. Конституция России гарантирует моим детям право изучение родного языка, однако в их школе финский язык не преподается. Могу ли я потребовать у администрации школы ввести курс изучения финского языка для моих детей?»

Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

«Я гражданин России, но родной язык моих детей финский.

Конституция России гарантирует моим детям право изучение родного языка, однако в их

школе финский язык не преподается. Могу ли я потребовать у администрации школы ввести

курс изучения финского языка для моих детей?»

 Ситуация 2. «Школа сельская, 50 учеников. В 7 классе 4 ученика, из пожеланий и требований родителей выходит (все касаемо только языков, кроме иностранного) так: один ученик будет учить только русский язык, второй русский и чувашский, третий все три языка, а четвёртый не знает ещё. Как быть в таком случае администрации, это же получается три учебных плана (на каждого ребёнка по одному плану) и в каждом классе почти такая ситуация. Как поступить в данной ситуации, не нарушая закон?»

Ситуация 2.

«Школа сельская, 50 учеников. В

7 классе 4 ученика, из пожеланий и требований родителей выходит (все касаемо только языков, кроме иностранного) так: один ученик будет учить только русский язык, второй

русский и чувашский, третий все три языка, а четвёртый не знает ещё. Как быть в таком случае администрации, это же получается три учебных плана (на каждого ребёнка по одному плану) и в каждом классе почти такая ситуация. Как поступить в данной ситуации, не нарушая

закон?»

Ситуация 3. «Как в обычной общеобразовательной школе Ярославской области реализовать ст.44 Закона об образовании в РФ, регламентирующей права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся, а именно «право выбора языка/языков образования»? Т.е., любой родитель может захотеть обучать своего ребенка на родном языке, и школа должна будет это обеспечить? Или нет? Какие локальные акты должны быть в школе по этому поводу?»

Ситуация 3.

«Как в обычной общеобразовательной школе Ярославской области реализовать ст.44 Закона об образовании в РФ, регламентирующей права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся, а именно «право выбора языка/языков образования»? Т.е., любой родитель может захотеть обучать своего ребенка на родном языке, и школа должна будет это обеспечить? Или нет? Какие локальные акты должны быть в школе по этому поводу?»