СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной край в экообъективе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию. Любовь к Родине, родному краю подразумевает бережное отношение к природе, здоровью людей. Экологическое сознание личности невозможно без формирования экологической компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Родной край в экообъективе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧУЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СКОПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

391843 Рязанская область, Скопинский район, тел. 84915676136

с. Чулково, ул. Большак, д. 12

регистрационный номер №

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Чулковская СОШ»

_____________Л.А. Машникова

(Подпись, печать)



«РОДНОЙ КРАЙ В ЭКООБЪЕКТИВЕ»


ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 12 – 18 лет




Разработчик:

Аленина Л.В., учитель географии


с. Чулково

2019 г.

1. Пояснительная записка.

Любовь к Родине, родному краю подразумевает бережное отношение к его природе, здоровью населяющих его людей. Все стороны жизни человека должны быть пронизаны мыслью о здоровой среде обитания. Гражданско-патриотическое и экологическое образование и воспитание тесно связаны. Слова М.Пришвина «охранять природу – значит охранять Родину» актуальны и сейчас как никогда. Проблема личностного развития школьника может быть реализована при соблюдении основных линий формирования экологической культуры, развития общечеловеческих и экологических ценностей. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развивать самого себя. Показателем эффективности формирования экологической ответственности должно стать реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Внеклассные занятия должны вызвать натуралистический интерес у обучающихся, воспитывать социально активную личность, развивать исследовательские умения, активизировать их креативные способности. Внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней.

Виды внеклассной работы по экологии в школе.

Возрастные группы

Индивидуальная работа

Групповая работа

Массовая работа

1-4 классы

Наблюдения в природе

Посещение музеев и выставок

Экологические праздники, выставки, конкурсы, линейки

5-7 классы

Наблюдение. Проведение простейших экспериментов

Экологический мониторинг. Экологические экскурсии. Кружковая работа.

Защита экологических проектов. Экологические праздники, выставки, конкурсы, викторины, линейки

8-11 классы

Творческие работы. Наблюдения. Проведение экспериментов. Реферирование литературы.

Кружковая работа. Экологические конкурсы, мониторинг. Экологические акции. Пропаганда экологических знаний

Конференции, диспуты. Ролевые игры.


Внеурочная деятельность ведётся по следующим направлениям:

  • климат и человек;

  • химия и окружающая среда;

  • полевая экология;

  • лесной мониторинг;

  • окружающая среда и человек;

  • комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем.

2. Цель и задачи программы.

Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания обучающихся.

Задачи:

обучающие: знакомство с существующими взаимосвязями между компонентами природы; формирование экологически правильного и безопасного поведения в природе;

воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к окружающей среде; формирование осознанного желания беречь и охранять природу родного края;

развивающие: развивать умения и навыки мониторинга окружающей среды, принимать рациональные решения по её улучшению; Развивать духовно-нравственные чувства.

3. Содержание программы.

Калейдоскоп экологических дел.

2015-2016 учебный год. «Подружись с природой».

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть

Неделя леса. [1]

Всероссийский экоурок «Вода России». [2]

«Куда плывёт осётр». Волонтёрское мероприятие вместе с национальным парком «Мещёрский». [3]



«Арктика – фасад России». Всероссийский урок в рамках 9-й российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!». [4]

Презентация буклета «По экологической тропе». [5]

Конференция по обмену опытом. Проекта «Подружись с природой». [6]

«Хранители воды". Внеклассное мероприятие.

Единый урок экологических знаний «Наш след на Земле» вместе с Зелёным движением России ЭКА». [7]

День эколога. [8]




2016-2017 учебный год. «Год экологии».

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть

Экскурсия в Ерлинский парк-дендрарий. [9]

Конкурс «Экопривычки». [10]

«Электрознания и призомания». Интернет-викторина. [11]




«Хватит ли всем воды». Внеклассное мероприятие. [12]

Мы – волонтёры. «Семейство Вересковые». [13]

Мы – волонтёры. Оказание помощи труженикам тыла. [14]

«Мобильные технологии для экологии». Урок совместно с МТС. [15]

«День экологических знаний»


2017-2018 учебный год. «Год экологии».

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть

Экскурсия по экологической тропе в рамках регионального проекта «Подружись с природой».

Посадка школьной аллеи. [16]

Неделя леса вместе с Гринпис России.

Конкурс «Селфи в питомнике».

Экоурок «Как жить экологично в мегалополисе». [17]

Внеклассное мероприятие «Мир без пластика». [18]

«Лес и климат». Внеклассное мероприятие. [19]


Участие в областном заочном конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов. Тема «Проблема питьевой воды». [20]

Экскурсия в зоопарк города Ряжск.

Участие в фотоконкурсе «Наш лесной питомник» от Гринпис России. [21]

День окружающей среды. [22]

Субботник по уборке пришкольной территории. [23]

Поход по родному краю.


2018-2019 учебный год. «Планета талантов».

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть

Экскурсия по экологической тропе.

Акция «Очистим лес от мусора».

Акция «Цветникам нашу заботу!».

«Планета талантов». Конкурс-фестиваль, посвящённый 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, номинация «Охрана окружающей среды». [24]

Всероссийский экоурок «Сохранение редких видов животных и растений». [25]

Участие в областном заочном конкурсе исследовательских работ, туристко-краеведческих и экскурсионных проектов обучающихся старших классов, студентов ССУЗОВ

«Край ты мой Рязанский». Тема Древние памятники на территории Скопинского района в районе

Окско-Донского водораздела.

Участие в областном заочном конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов. Тема «Охрана малых рек на Волго-Донском водоразделе».

«День белого медведя».

Субботник по уборке пришкольной территории.

День экологических знаний.


2019-2020 учебный год. «Экопросветители».

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть

Неделя леса.

«Мы – юные экологи». Анкетирование.

«Мой край в экообъективе». Издание бюллетеня.

«Мой край в экообъективе». Конференция.

Участие в областном заочном конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов.

Акция «Мы чистим мир».

Поход по родному краю.


Экологическое сознание личности невозможно без формирования экологической компетенции. Экологическая компетенция – это понимание сущности экологических законов, осознание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствия природных и социальных законов, система интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке природной среды, использование сформированных знаний об экосистемной организации природы для улучшения состояния окружающей среды и грамотного использования её как источника сырья. В разряд психолого-педагогической проблематики следует отнести все остальные направления экологической компетенции – такие как воспитание мотивов поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и охрану окружающей среды, развитие интеллектуальной сферы, способности к целевому, причинному анализу экологических ситуаций, развитие эмоциональной сферы (эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды), волевой сферы (убеждения в возможности решения экологических проблем), стремление к распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды.

4. Критерии эффективности программы.

Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры и экологического сознания обучающихся является глубина и прочность экологических знаний, готовность к конкретным практическим действиям по улучшению состояния окружающей среды родного края, реальный вклад в дело охраны природы России. Методы оценки эффективности: рефлексия, анкетирование [26], качественные и количественные результаты. Оценку проводит администрация школы. Критерии эффективности программы: понравилось или нет мероприятие; наблюдается ли положительная динамика; сформированность экологической культуры и экологического сознания; объём выполненных работ.

5. Ожидаемый результат.

Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания обучающихся. Повышение интереса к охране природы. Развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся. Благоустройство и озеленение пришкольной, придомовых территорий, школьной рекреации. Восстановление лесов. Привлечение внимания населения к проблеме охраны окружающей среды родного края.

6. Литература.

Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.:5 за знания, 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).

Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н. А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2011. – 295 с.

7. Приложение.

1. Неделя леса.

2. Вода России