СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной (русский) язык. 5 класс. Учебно-научный стиль речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Учебно-научный стиль речи"разработан в соответствии с программой "Родной (русский) язык. 5 класс". Может быть использован в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Родной (русский) язык. 5 класс. Учебно-научный стиль речи»

РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС УРОК № ___ Дата: _______ Учитель: __________

ТЕМА. УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. ПЛАН ОТВЕТА НА УРОКЕ, ПЛАН ТЕКСТА.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания учащихся о стилях речи, закрепить умение определять стиль речи, дать понятие о научном определении и научить строить его по модели, Метапредметные: способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке;

Личностные: воспитывать умения работать в группе, анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Актуализация знаний.
Сегодня проводим необычный урок, включающий в себя знания трёх областей науки: русского языка, географии, литературы. - Чем отличается научный стиль от других стилей? (точность, термины). Говорить о научных понятиях, не привлекая, например, науку лингвистику и географию, не вспомнив типы речи, значит не раскрыть суть темы, над которой мы поработаем на уроке. (Запись темы в тетради) Чтобы увидеть свои успехи в конце урока, вы будете заполнять индивидуальный оценочный лист 
 Работа по темеЗадание 1: Пользуясь карточкой-подсказкой, вспомним

 Стили речи

Стиль

Где?

Задача речи

Языковые средства

Художественный

художествен. произведение

воздействие нарисовать словами, передать чувства

-слова в переносном значении –эмоц. слова
- эпитеты, сравнения - глаголы в настоящ. времени - побудит., вопросит., восклиц. предложения - однородные члены

Разговорный

беседа со знако -мыми людьми в непринуждённой обстановке

Общение, обмен впечатлениями

- разговорные слова - эмоциональные слова - с уменьш.–ласкат. суф. - неполн. предложения - обращения - побуд., вопросит., воскл. предложения

Публицистический

газета, журнал



Научно-деловой

в учебниках, документах, объявлениях

сообщение

- термины - однозначные слова

Перед вами строки из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Прочитаем выразительно их.

Какая тема объединяет данные предложения? (Словесное рисование)

Какими представляем себе горы благодаря поэту?

Как поэт избежал повторения слова “горы”? 
 Какой стиль речи отсутствует при описании гор в строках из стихотворений М.Ю. Лермонтова? (Научный.) 


А) Синие горы КавказаПрестолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи… 

Б) … Из-за туманов
На небосклоне голубом
Главы гранитных великанов
Встают, увенчанные льдом…


В) … И подо мной, как остов великана,
В степи обросший мохом и травой,
Лежали горы грудой вековой


 А что же такое “горы” в научном понятии?

Отвечая на вопрос, мы использовали научное определение (обратить внимание на тему урока) 
 В учебнике “Русский язык” на стр. 271 прочитайте материал №1, 2 и на стр. 273 - №3 о научном понятии.

Как строится научное определение?
Что называется рельефом?
Можете ли вы назвать самую глубокую впадину Сибири? ( Байкал – средняя глубина 730 м., максимальная – 1637, на 1181 м. ниже уровня мирового океана) Каков рельеф нашего посёлка? (равнина, плоскогорье). 

....

Карточка для самопроверки

Термин

широкое родовое понятие

видовые отличия

Рельеф

строение земной поверхности,

соединяющее неровности суши, океанского и морского дна.

Равнина

(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности

с ровной или слабоволнистой поверхностью.

Впадина

участки суши,

расположенные ниже уровня моря.

Горы

(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности,

приподнятые над равнинами имеющие большие перепады высот(более 200 м).

Давайте проверим правильность выполненной вами работы с карточками и свяжем это с темой нашего урока. 
Вывод: Значение термина раскрывается в логическом определении, которое строится по модели  ТЕРМИН - ШИРОКОЕ РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ -ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ВИДОВОЙ ПРИЗНАК / ЧТО? - ЧТО ЭТО ТАКОЕ? -КАКОЙ?/ подлежащее – сказуемое - определение 

Закрепление изученного. Творческая работа. Задание: со словом «земля» составьте несколько предложений, используя различные стили речи.

Как хорошо пахнет земля весной! (художественный)

Просьба о передаче земли в аренду. (официально-деловой)

Охрана земли – долг человека. (публицистический)

Земля – это планета. (научный)

Домашнее задание: выписать из разных источников по 3 предложения на каждый стиль речи.