МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке - от теории к практике.
Подготовила
Тишонок И.М.
2019г.
Слайд 1
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» и многочисленными обращениями, поступающими в Министерство просвещения Российской Федерации от граждан и организаций по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков Российской Федерации.
И поэтому в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования в рамках обязательной части учебного плана в 2019-2020 учебном году школьники будут изучать новые учебные предметы «родной язык» и « лит. чт. на родном языке».
Слайд 2
Государственная языковая политика в области образования
Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона о языках народов РФ каждому гарантировано право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Слайд 3
Выделение предметной области «Родной язык и родная литература»
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты. В частности, произошло разграничение предметной области «Филология» на 3 предметные области:
«Русский язык. Литература»,
«Родной язык. Родная литература»,
«Иностранный язык. Второй иностранный язык»
РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ Приказом № 1576 во ФГОС НОО (утвержденный приказом № 373 от 6 октября 2009 г.) добавлен пункт 12.2, включающий предметные результаты по родному языку и литературному чтению на родном языке.
Слайд 4
В соответствии со ст. 12 Ф3-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и утверждают образовательной организацией самостоятельно.
Примерные основные образовательные программы размещены на сайте www.fgosreestr.ru.
Слайд 4
С нормативно-правовой документацией о введении родного (русского) языка и родной литературы можно ознакомиться на сайте http://mmc.chu.edu54.ru/p56aa1.html
Я разработала рабочие программы по литературному чтению на родном (русском) языке и родной (русский) язык в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
4. Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №1 Чулымского района. Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение».
Слайд 5
Предметы «русский язык» и «родной язык (русский)» Лит. чт и лит. чт на родном языке - это разные предметы. Поэтому разрабатывается своя рабочая программа в соответствии с ФГОС. Школа сама решает, какое количество часов выделить в учебном плане для преподавания этого предмета. Но недопустимо вводить предмет «родного русского языка» за счет часов «русского языка» и лит. чт на родном языке за счёт лит. чт.
Источником для перераспределения часов может быть - обязательная часть учебного плана, например, третий час физической культуры (СанПиН 2.4.2.2821-10 (ред. от 24.11.2015)) и т.п.; - часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, например, планируемое ранее изучение предметов «Риторика», «Развитие речи», «Продуктивное чтение», «Смысловое чтение» и т.п.
В нашей школе для курса родной язык и лит. чт. на родном языке взято по 17 часов. (вариант 2). Изучается вместо третьего урока физкультуры.
1полугодие- «Родной ( русский) язык, а 2 полугодие – «Лит.чт на родном (русском) языке.
Выбор тематических модулей по ряду предметов определяется условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностями контингента обучающихся.
В 2018 г. данные линии учебников поданы в Министерство просвещения для включения в федеральный перечень на основании положительных заключений научной, педагогической, общественной экспертиз.
В соответствии со ст. 18 п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Издательство «Просвещение» в этот перечень входит, поэтому его учебные пособия допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Предметные области Родной язык и литературное чтение на родном языке входят в учебный план как обязательные.
Поэтому эти предметы оцениваются отметками в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации.
За образовательной организацией сохраняется право на определения количества часов на изучение предметов, выбора учебников, осуществления текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации, использование методов обучения и образовательных технологий. Все обозначенные положения необходимо отразить в протоколе педагогического совета школы и в приказе директора.
4