СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной русский язык "Трудно ли образовывать формы глаголов" 4 класс УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной русский язык "Трудно ли образовывать формы глаголов" 4 класс УМК "Школа России"»

Родной язык 4 класс  УМК «Школа России»   ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ  (2-Й УРОК) Учитель начальных классов  МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ Шведова О.А. 2021 г.

Родной язык 4 класс УМК «Школа России»

ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ

ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ (2-Й УРОК)

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ

Шведова О.А.

2021 г.

В о с е мна дц ат ое янв а ря. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно,  пишу красиво!

В о с е мна дц ат ое янв а ря.

Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Коллективная работа Образуй от глаголов  форму 1 лица единственного числа. Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь. - Определи какие звуки чередуются у этих глаголов. - Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

Коллективная работа

Образуй от глаголов форму 1 лица единственного числа.

Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь.

- Определи какие звуки чередуются у этих

глаголов.

- Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

Проверь: неопред. ф.  1-е л. ед.ч. будить бужу просить прошу резать режу пахать пашу выпустить выпущу платить плачу жечь жгу

Проверь:

неопред. ф. 1-е л. ед.ч.

будить бужу

просить прошу

резать режу

пахать пашу

выпустить выпущу

платить плачу

жечь жгу

 Когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ? Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?  Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

Когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ?

Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»?

Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение.

«Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать «Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед...» — Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала...     (А. Пушкин) Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?     (К. Чуковский)

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать

  • «Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед...» —

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

(А. Пушкин)

  • Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

(К. Чуковский)

Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть . «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю. Обычно я хожу кушать в столовую. Но сегодня кушать совсем не хотелось.

Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть .

  • «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю.
  • Обычно я хожу кушать в столовую.

Но сегодня кушать совсем не хотелось.

В русском языке есть глаголы класть  и положить , при использовании которых часто возникают ошибки. Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть. Правильно говорить: Я кладу  книги на стол. Витя кладёт  тетради в  папку.

В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки.

Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть.

Правильно говорить:

Я кладу книги на стол.

Витя кладёт тетради в папку.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и - сь:  ложиться, ложусь ).  Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить  и так далее. Я положу карандаш в  пенал. Я сложила тетрадки в портфель.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и - сь: ложиться, ложусь ).

Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш в пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них: 1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём, 2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте, 3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут; клал, клала, клали.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них:

1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём,

2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте,

3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут;

клал, клала, клали.

Исправь ошибки в предложениях. Я ложу тетради на стол. Митя поклал тетради в папку. Обычно я хожу кушать в столовую. Идите есть, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно класть в больницу.  Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Исправь ошибки в предложениях.

Я ложу тетради на стол.

Митя поклал тетради в папку.

Обычно я хожу кушать в столовую.

Идите есть, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно класть в больницу.

Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Проверь: Я кладу тетради на стол. Митя кладёт тетради в папку. Обычно я хожу есть в столовую. Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно положить в больницу.  Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Проверь:

Я кладу тетради на стол.

Митя кладёт тетради в папку.

Обычно я хожу есть в столовую.

Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно положить в больницу.

Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить . Книги брат обычно (...) на полку. Я помню, как утром (...) ключи в сумку. Все вещи нужно всегда (...) на место. Больного нужно (...) в больницу. Куда ты (...) мою тетрадь? Не (.,.) локти на стол. Я могу (...) твои туфли в шкаф? Не нужно (...) немытые яблоки на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить .

Книги брат обычно (...) на полку.

Я помню, как утром (...) ключи в сумку.

Все вещи нужно всегда (...) на место.

Больного нужно (...) в больницу.

Куда ты (...) мою тетрадь?

Не (.,.) локти на стол.

Я могу (...) твои туфли в шкаф?

Не нужно (...) немытые яблоки на стол.

Из истории языка и культуры В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук. Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. Слово покладать  — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть,  мы используем его только в составе этого выражения.

Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук.

Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно.

Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Говори и пиши правильно гордиться — горжусь весить — вешу трусить — трушу Защитить — защищу грустить — грущу висеть — вишу шутить — шучу искать — ищу давать — даю вставать — встаю плескать —плещу Полоскать — полощу

Говори и пиши правильно

гордиться — горжусь

весить — вешу

трусить — трушу

Защитить — защищу

грустить — грущу

висеть — вишу

шутить — шучу

искать — ищу

давать — даю

вставать — встаю

плескать —плещу

Полоскать — полощу