СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родовые общины охотников и собирателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родовые общины охотников и собирателей»

Лисевцева Ксения Евгеньевна


План-конспект урока

Тема урока: «Родовые общины охотников и собирателей»


Цель урока: выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины; что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

Планируемые результаты:

Личностные:

- овладение умениями работать с учебной и дополнительной информацией;

Предметные:

- Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.

-Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

-формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

Метапредметные:

- формировать свою точку зрения;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Тип урока: комбириронанный

Образовательный ресурс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. Для образоват. Организиции / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; пол ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. 303 с., карта, презентация.


Этапы

Содержание

Действия учащихся

  1. Организационный


Здравствуйте. Проверка отсутствующих



  1. Проверка домашнего задания



Тест


Мотивация

Предлагаю продолжить экскурсию в прошлое. По данным нам известно, что около 100 тыс. лет назад на земном шаре началось общее похолодание, вследствие чего с севера начал наступать ледник. Это слой льда толщиной до 2-х км. Он медленно сползая с севера на юг, покрыл всю землю, даже те на который сегодня располагаются Киев и Волгоград и Москва.

Человек к этому времени уже заселил значительные территории Евразии. Зимы стали долгие и холодные. У древних людей начались трудные времена.


Проблемный вопрос

Как вы думаете смогли ли люди выжить в этих условиях?




Запись схемы

Предположите, что вы древнейшие люди. Вас настигает ледник, подумайте, как выжить в подобных условиях.

Составляют схему

Изменить форму коллектива

Изобрести новое орудия труда

Изобрести новые способы ведения охоты


Что делать древнейшим людям?


Научиться пользоваться огнем


Построить жилище


Сшить одежду


Предлагают




Давайте запишем тему урока «Родовые общины охотников и собирателей».

План урока:

1.Изменения в образе жизни древнего человека

2.Родовые общины



  1. Изучение нового материала



Как повлиял ледник на жизнь животных?

Как вы думаете, почему палка-копалка и дубина в новых климатических условиях не могли выручить человека?

Вспомните, каким образом первобытный человек овладел огнем?



Первоначально огонь брали из загоревшихся после попадания молнии в дерево. За ним следили, оберегали, если он потух виновника изгоняли. Люди стали искать другие способы.

Давайте проведем эксперимент

Сильно потрите ладошки. Что вы ощутили?

Многие племена использовали - трение двух палочек. В одной делалось углубление в него вставлялась другая палка, подкладываемая мхом.

Применение огня изменило жизнь людей (варить и жарить пищу). Что привело к резкому скачку в умственном развитии человека. Облик человека изменился – человек разумный

Люди стали шить одежду из звериной кожи.

Жилища строили в пещерах, землянки и шалаши.

Каждое поколение перенимало опят старших и передавало свои знания.


Какие изменения произошли в орудиях труда?

По рисунку


Для чего люди научились делать скребок?

С какой целью было создано шило?

Для чего они выделывали шкуру?




Охота стала основным занятием.

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

- Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями.


Также использовали гарпун и копье.

- Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,– на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.

Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, но могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.


- Что давала охота людям?

- на кого же охотились древние люди?

- Почему самой желанной добычей был мамонт?


Люди сумели создать каменный топор, копье, лук и стрелы.

Почему с изобретением лука и стрел охотиться стало легче и безопаснее?

Как изменилась форма ведения охоты?




Родовые общины

В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины. В общинах родовые связи являлись главными.

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

- В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу.

- Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.

- Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

- Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.


Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.


Вывод

Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей - родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

- Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.



  1. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?


Составить текст использую вопросы и иллюстрации

Один день из жизни рода

В этот день у людей закончились запасы пищи. Все сильные мужчины рода отравились на охоту. На поляне у леса они увидели стадо диких лошадей..

С чего люди начали охоту?

Как они были вооружены?

Как охотники распределили свои силы?

Как закончилась охота?

Собрав добычу охотники отправились домой, в большую пещеру.

Дома они увидели картину

Чем занимались женщины?

Чем занимались дети и старики?




Домашнее задание

Читать параграф 2. Составьте рассказ по рисунки на с. 12 или 13


Вариант 1

А1 Древнейшие люди появились на территории

1)Австралии

2) Латинской Америки

3)Восточной Африки

А2Главным отличием человека от животного является - ______

А3 Первобытные люди жили группами, потому что

1)Так было легче обмениваться информацией

2) В одиночку нельзя было выжить

3) Этого требовали обычаи

А4 Какие орудия помогли людям заниматься собирательством

1)дубина 2)гарпун 3) палка-копалка

А5 Главные занятия древнейших людей были

____________ и _______________

А6 Какие исторические источники выделяют историки

__________, __________, ____________.

А7 Нарисуйте ленту времени (указав на ней все необходимые обозначения). Расположите на ней следующие года:

1230 г.,

325 г. до н.э.,

V до н.э.,

Х в.





Вариант 2

А1 Какие исторические источники выделяют историки

__________, __________, ____________.

А2 Нарисуйте ленту времени (указав на ней все необходимые обозначения). Расположите на ней следующие года:

230 г. до н.э.

325 г. до н.э.

V в.

III в.

А3 Древнейшие люди появились на Земле

1) более 2миллионов лет назад

2) 1 миллион лет назад

3) 40 тысяч лет назад

А4 Первые орудия труда были изготовлены из

1)камня 2) железа 3) меди

А5 Главное занятие первобытных людей

1) ремесло 2) собирательство 3) садоводство

А6 Наука, изучающая прошлое человечества по материальным (вещественным) остаткам жизни и деятельности людей, называется

1)История 2)Этнография 3)Археология

А7 Главные отличие древнейших людей от животных

1)Умение звуками предупреждать об опасности

2)Переходить на большие расстояния

3)Изготовление орудий труда



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!