Роль артикуляционной гимнастики
в коррекции звукопроизношения
Цель мастер-класса:
Познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика». Показать и научить родителей как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.
Задачи:
- познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);
- показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
-познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома;
-развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-логопедом в совместной деятельности.
План проведения:
Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.
Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.
Рекомендации к проведению упражнений
Вопросы логопеду.
Оборудование: зеркала по количеству участников, салфетки, презентация с картинками-иллюстрациями к артикуляционным упражнениям, буклеты для родителей,
Участники: родители первоклассников, чьи дети зачислены на школьный логопункт.
Ход мастер-класса
Слайд1
Здравствуйте уважаемые родители. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. В первую очередь красивая речь характеризуется правильным произношением звуков родного языка.
Слайд 2
Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова известного британского политика Уинстона Черчилля: «Красивая речь - это спорт и искусство». Мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.
Поэтому чистая речь ребенка –это не дар, это совместные усилия ребенка-родителя и логопеда.
Слайд 3
Основными причинами нарушения звукопроизношения у детей могут быть
Снижение слуха (тугоухость).
Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательносказывается на формировании у детей не только звукопроизношения,но и всей речи в целом.
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи
При нарушении слуховой дифференциации речевых звуков детислышат хорошо, но имеютнарушения фонематического слуха. Фонематический слух – это такойслух, который позволяет правильно различать звуки речи между собой.Так, при нарушении фонематического слуха, некоторые сходные позвучанию звуки (например, [С ] и [Ш]) кажутся ребёнку одинаковыми.
По этой причине ребёнок, овладевший, скажем, правильным
произношением звука [C], не чувствует никакой необходимости в том,чтобы усваивать ещё и произношение звука [Ш], в силу чего спокойно говорит «САПКА» вместо «ШАПКА» или «САРИК» вместо «ШАРИК». Как правило, это происходит в группах свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков: [Л] - [Л’] - [Р] - [Р’], парных звонких и глухих согласных.
3. Нарушения анатомического строения артикуляционного
аппарата.
Неправильное строение челюстей и зубов, нёбные и губные
расщелины, короткая подъязычная уздечка языка и пр. Например, при
укороченной подъязычной уздечке ребёнку не удаётся поднять язык к
верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная
артикуляция звуков [Л] и [Р].
4. Нарушение нормального функционирования речевого аппарата (недостаточная подвижность артикуляционных органов).
В первую очередь, нарушена подвижность языка и губ.
Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого
нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет
головной мозг. А когда нарушаются связи нервных путей с мышцами этих органов, тогда наблюдаются явления паралича или пареза (мышечной слабости, вялости или наоборот избыточного тонуса в мышцах)В следствии этого и нарушается звукопроизношение.
5. Неблагоприятные социальные условия для развития речи
(неправильная речь окружающих ребёнка людей или
недостаточное их внимание к его речи)
К таким условиям относятся следующие:
1) быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребёнку
чётко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни
зрительно;
2) «двуязычие» в семье, при котором ребёнок постоянно слышит
разные образцы произношения звуков;
3) наличие дефектов звукопроизношения у окружающих людей, что
приводит к усвоению ребёнком этих дефектов по подражанию;
4) так называемая «педагогическая запущенность», выражающаяся в
недостаточном внимании взрослых к речи ребёнка;
5) подлаживание взрослых под детскую речь, умиление его
неправильным произношением, «сюсюканье» с ребёнком
Во многих случаях у одного и того же ребёнка может наблюдаться
взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно
неблагоприятно сказывается на овладении им правильным
звукопроизношением.
Одним из способов справиться с нарушенным звукопроизношением является артикуляционная гимнастика
Слайд 4
Так что же такое артикуляционная гимнастика?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
- А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, для правильного звукопроизношения
- Это упражнения для языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое, правильное произношение звуков.
Слайд 5
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут.
Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Предлагаем родителям выполнить упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом (на каждого родителя зеркало)
А сейчас вы посмотрите и самостоятельно выполните упражнения а/гимнастики, которые помогают формировать все звуки речи. И не бойтесь гримасничать, потому что артикуляционная гимнастика, будет держать ваши мышцы в тонусе и сохранит прекрасный овал лица.
Сейчас мы пригласим наших помощников ( в зал заводят детей, которые посещают логопункт и имеют нарушения звукопроизношения). Дети садятся за парты, берут зеркала и показывают родителям, как умеют выполнять артикуляционные упражнения.
Слайд 6-13 слайд
Помогать нам будут специальные картинки- символы, их вы будете использовать с детьми, чтобы им было интереснее выполнять зарядку
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с.
«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы.
«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается.
«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.
«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
«Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с.
«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу.
«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад.
«Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).
«Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
«Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.
Спасибо за внимание!