РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать».
Лихачев Д.С.
Содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре – стало одним из приоритетных направлений работы нашей школьной библиотеки.
Которое опирается на свою основную функцию – стимулирование интереса к чтению и рассматривает чтение как важнейший вид человеческой деятельности на основе усвоения нравственного потенциала книги. Библиотека, таким образом, обладает мощным инструментарием для воздействия на чувства и нравственное становление личности.
Наша библиотека, как накопитель исторической памяти, выступает информационным проводником между поколениями, остается достойным хранителем патриотических традиций. Перед школьной библиотекой стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Исходя из основных целей патриотического воспитания, в работе библиотеки , каковыми являются:
- формирование активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;
- воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству. Вытекают основные задачи, которые стремится решить библиотека:
1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;
3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
4) воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;
5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;
6) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
7) изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Эффективность работы нашей библиотеки по формированию патриотизма зависит от форм и методов работы с читателями.
Прошу обратить внимание на схему форм и методов работы библиотеки.
Которые разделяются на три группы - это индивидуальные, групповые и массовые.
В воспитании патриотических чувств я учитываю индивидуальные психологические особенности детей разных возрастных групп. В работе с младшими школьниками главным считаю эмоциональное воздействие на ребенка (игры-викторины, путешествия, беседы) а с подростками – формирование понятий и представлений о патриотизме, осмысление человеческих ценностей и идей, вовлечение их в нравственно ориентированную жизнедеятельность (круглые столы, часы общения, групповые проекты).
Патриотическое воспитание ведется по нескольким направлениям :
. Героико-патриотическое
Очень кратко остановлюсь на каждом из них.
Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
«Многое забудется, такое - никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби. «Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны»- урок памяти. «Память, которой не будет конца» - урок мужества .Библиотечный флешмоб « Читаем книги о войне»
« Спасибо, солдат, за Победу»- выставка книг о войне.
Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное
воспитание, направлено на осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, формирование способности руководствоваться ими в жизненных ситуациях . Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Приобщению к наследию русской классической литературы, духовному ее осмыслению способствуют литературные часы ,бенефис лучшего читателя.
в рамках предметной недели выставка « Аллея добрых книг», библиотечный урок « Гордится Русь богатырями», Неделя православной книги « Непознанный мир веры».
Историко-краеведческое воспитание. Оно нацелено на формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской культуре и традициям предков. Примером служит читательская конференция с Владимиром Селиверстовым « Державин- правитель тамбовский» .Литературно- музыкальные гостиные с участием Н.И. Прокофьевой, викторины « Здесь я родился и живу» и ,конечно же, постоянно действующая выставка « Край, где ты живешь».
Военно-патриотическое Цель: воспитание патриотических чувств школьников через изучение военной истории России, Дней воинской славы, подвигов советских воинов, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны.
« Вспоминая минувшие дни….» - встреча с ветеранами В О войны и тружениками тыла. Ежегодный конкурс чтецов «И помнит мир спасенный», конкурс рисунков « Война глазами детей», уроки мужества« Решающие битвы в Великой Отечественной войне».
Гражданско-патриотическое воспитание: формирует правовую культуру и законопослушность, гражданскую позицию, готовность к служению своему народу. «Моя Родина - Россия» — уроки патриотизма.
«Три символа родной державы» — информационный час.
читательская конференция « Строка. оборванная пулей»
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
«Отечества славные сыны» - выставка.
« Солдату - победителю посвящается…», библиотечный урок « Час памяти», викторина « По следам мужества и стойкости»
Результатами деятельности библиотеки по патриотическому воспитанию можно считать успешное участие наших школьников во всероссийских, областных, муниципальных конкурсах и акциях.
Это-Всероссийский интернет-конкурс «Дети читают стихи» , областной литературный конкурс «Голос души» , региональный этап Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества « Шедевры из чернильницы», региональный литературно-патриотический проект «Маятник времени», региональный проект
«Наша общая Победа», муниципальный конкурс чтецов, посвященный 100-летию г. Котовска, городской конкурс творческих работ «Мой город: вчера, сегодня, завтра»
Накопленный мною опыт по теме «Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения» обобщен и представлен в публикациях работ в сетевых сообществах. На
сайте «Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», «Социальная сеть работников образования»,« Копилка уроков», « Педсовет»,«Видеоурок», « Инфоурок». Публикации работ на сайте школы, публикация в городской газете «Наш вестник»- статья «Роль школьной библиотеки в воспитании патриотизма у учащихся».
Библиотека имеет сложившуюся систему и традиции в патриотическом воспитании обучающихся.
Воспитать человека любящим свою землю,
свой народ, быть готовым к защите своей Родины –
очень непростая задача.
Но она, безусловно, осуществима, если мы,
будем выполнять ее с любовью и добротой.
Сигаева Е.Е.
педагог - библиотекарь.
2019г.